«Гуляй, Вася!»: высший класс Романа Каримова

17 февраля 2017, 11:05

В своем новом фильме «Гуляй, Вася!» режиссер Роман Каримов возрождает старые добрые комедийные традиции на современном российском материале и справляется с этим более чем прекрасно. Корреспондент «365» Петр Пряников посмотрел фильм и рассказывает о том, что такое «каримовская комедия» и чем она замечательна.

Феномен каримовской комедии (уверен, такой термин скоро появится) в том, что, несмотря на «гоп-антураж» и обилие персонажей, списанных с «Дома 2», она не превращается в «Горько!» или в очередное шапито со Светлаковым, а являет их полную противоположность. Интеллигентный в хорошем смысле автор не шельмует «русское быдло» (при всем соблазне), а, напротив, делает из давно набивших оскомину социальных типажей зажигательных и интересных героев. И тут невольно задумываешься о роли режиссера в современном российском кино. «Ингредиенты»-то те же самые, но почему-то в абсолютном большинстве случаев мы видим недалекие шаблонные комедии, а Каримов вполне себе выдерживает планку, например, «Операции “Ы”».

Кадр из фильма "Гуляй, Вася!"

Кадр из фильма «Гуляй, Вася!»

Но обо всем по порядку. Безусловные открытия комедии «Гуляй, Вася!» кроются в актерском составе.  Главный герой Митя, которого играет Ефим Петрунин, гопник Макс в исполнении Романа Курцына, стервозная «бывшая» Мити Василиса, рубаха-парень Паша и деловитый-не-к-месту Гарик создают своими характерами свойственную картине атмосферу безумия. На этом фоне главный герой и его «нынешняя» девушка, вынужденные де-факто играть положительных героев в этом аду, все-таки немного проигрывают (именно в силу своей положительности!), что, однако, не умаляет их вклад в картину.

Кадр из фильма "Гуляй, Вася!"

Кадр из фильма «Гуляй, Вася!»

Юмор в фильме просто феерический. И он умный. Каримов просто потрясающе сумел «снять» и воплотить в характерах и коллизиях сюжетной жизнь особенности современности. Например, повальный хохот в зрительском зале вызвал момент, когда главный герой заходит к своему старому школьному другу в гости и видит большую пустую разбитую халупу, по краям уставленную потертыми диванами эпохи позднего социализма, откуда подельники одноклассника выносят большие коробки с чем-то нелегальным. Главный герой: «Ты что это с бабушкиной квартирой сделал?». Одноклассник (как бы невзначай): «Это лофт». Местами юмор весьма оправданно-жесткий. Гопник Макс бравирует тем, что может избить, не оставив на теле синяков, а потом внезапно уточняет: «Не зря же я два года в районном ОВД впахивал» (цитирование вольное). Кажется, что в своих «гэгах» Каримов нашел золотую середину: они одновременно остроумные и забористые, злободневные, но и по-доброму традиционные. Остроты и стиля картине добавляет мощная каримовская динамика, которая в принципе не дала бы зрителю соскучиться, даже если бы фильм был в разы менее сценарно проработан.

Кадр из фильма "Гуляй, Вася!"

Кадр из фильма «Гуляй, Вася!»

Без всяких сомнений, этот проект — на данный момент самый зрелый и проработанный в фильмографии Каримова. Впервые из фирменных режиссерских шуток начинает проглядывать серьезная социальная проблематика, в первую очередь — это критика характерного для нашей страны доминирования сильных женщин в обществе. Можно сказать, что на смысловой конструкции «войны полов» построен весь сюжет фильма: малахольная циничная стерва не дает правильному и честному мужу развод. Каримов заявлял, что списал Василису-Васю со своей бывшей жены, и личное отношение режиссера дает о себе знать: в ходе развития сюжета неприязнь к этому типажу у зрителя растет в геометрической прогрессии.

Кадр из фильма "Гуляй, Вася!"

Кадр из фильма «Гуляй, Вася!»

На фоне «жертв матриархата» классическая для нового русского кино конфронтация «столичных» и «провинциальной гопоты» кажется не такой уж и жесткой, а перепалка местных с кавказцами (читай, национальный вопрос) и вовсе перерастает в почти что дружбу. Это ощущение «народного родства» — одно из самых приятных, выносимых из зала после просмотра картины. На полтора часа попадаешь в добрый старый мир дачного детства, где безопасно и светло. Где все – твои друзья: и ВДВшник, разбивший себе об голову бутылку, и странный Гарик, который в школе списывать, гад, не давал, и дядя Вася, который десять лет строил забор, а не достроив помер с перепоя. Свои «в доску», они приятно и необременительно шутят и всегда готовы помочь.

Кадр из фильма "Гуляй, Вася!"

Кадр из фильма «Гуляй, Вася!»

Герои фильма «Гуляй, Вася!» больше не хотят никуда «сваливать» (мотивы побега из провинции в столицу и обратно были характерны для всех предыдущих фильмов автора), они «попритерпелись» и решили заняться бизнесом. Гопник Макс расхваливает свой огород и свинарник, сельскую свободу, и это выглядит совершенно естественно. Также органичен и Митя, который обосновывает Максу плюсы большого города, серьезной машины и крупных заработков. Если раньше герои Каримова ставили себе амбициозные цели и часто весьма сомнительными путями их осуществляли, в новой картине протагонист хочет одного: разрешить простую формальность, которая мешает ему спокойно дрейфовать по жизненному пути: получить заветный документ о разводе. Правда, потом он встречает настоящую любовь, которая на этот раз, кажется, намного серьезнее предыдущих. И продолжает дрейфовать по жизни.

Кадр из фильма "Гуляй, Вася!"

Кадр из фильма «Гуляй, Вася!»

Зачастую молодые режиссеры, взрослея, становятся неинтересны критикам – тем нужен был их свежий, оригинальный взгляд и необычный подход к новым и старым темам. Про последний фильм Ксавье Долана критика писала, что «автор повзрослел, и это ему совсем не к лицу». Принимая во внимание безусловную разницу в масштабах двух творцов, про Каримова можно сказать прямо противоположное. «Гуляй, Вася!» знаменует собой важный рубеж в творчестве режиссера: отход от юношеского максимализма, свойственного его более ранним картинам. 32-летнего режиссера, раньше делавшего ставку на условно хулиганские сюжеты, все больше начинает занимать романтика. И с музыкой стало подозрительно гладко: она выверена и красива. Не ровен час, увидим русский «Ла-ла Ленд», благо что Дэмьен Шазелл и Роман Каримов почти что одногодки и по духу, кажется, близки друг другу.

Не хотелось бы, что мимо картины прошла широкая публика: уж очень редко в России сейчас появляется хорошее жанровое кино. Драйвовость фильма и позитивная репутация режиссера Каримова привлечет к экранам совсем молодых людей и даже подростков. Зрителей в возрасте, которые придут на этот фильм, может заинтересовать актуальное прочтение российских социальных парадоксов в добром комедийном ключе, а это — совсем штучный товар в современных реалиях российского кино.

 

Текст: Петр Пряников

Сохранить

Сохранить

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ