На экраны выходит новая работа Тома Тыквера «Голограмма для короля» с Томом Хэнксом в главной роли. От Тыквера ждут экшна в духе «Беги, Лола, беги», а роль хорошего парня просто намертво прицепилась к добряку Хэнксу, из-за чего зритель заочно может принять «Голограмму для короля» очередным «ровным» фильмом. Но погодите со скоропалительными выводами… Тыквер и Хэнкс совершили тихую революцию, подарив нам невероятно красивую, медитативную и воодушевляющую картину. Эстеты-киноманы, поспешите в кино!
Что делать, когда ты вроде жив и здоров, но откуда-то взялась печаль? Эта печаль не бросается в глаза, она не проскальзывает в дружелюбной речи, не находит выражения в походке или в жестах. Но когда закрывается дверь гостиничного номера можно сбросить все маски. Такая загадочная трансформация происходит с героем Алана Клея (Том Хэнкс), который потерял бизнес, находится на грани развода с женой и пытается наладить отношения с повзрослевшей дочерью Кит. Внешне он невозмутим и счастлив, но ночью герой мучается от бессонницы. Его тревожат семейные проблемы и гложет вина за банкротство велосипедного производства, к которому он случайно приложил руку. Клей и так на грани нервного срыва, да еще и здоровье начинает подавать тревожные сигналы. Героя может спасти только хороший психолог или счастливый случай. Вскоре судьба благоволит Клею и дает возможность все исправить.

Кадр из фильма «Голограмма для короля»
Герой отправляется в рабочую командировку в Саудовскую Аравию, чтобы убедить короля этой страны заключить контракт с его компанией. Его компания занимается IT-технологиями и предлагает королю сенсационную разработку – голографическое изображение собеседника во время интернет звонка. Акционеры компании уверены в успехе, так как Алан когда-то был знаком с племянником короля. Клей с командой готовы к активным действиям, но ровным счетом ничего не происходит. Король в рабочих поездках и жизнь в стране буквально замирает. Как представителям западного мира, привыкшим к бешеному темпу и жестким рабочим срокам, Клею и коллегам это непривычно. Вскоре им предстоит столкнуться другими культурными и деловыми особенностями востока. Во-первых, в этой стране никто никуда не торопится, во-вторых, здесь нет годного интернета, в- третьих, важные решения принимаются очень долго, а на прямые вопросы принято отвечать уклончиво. Такие отличия вводят в ступор бодрую команду, давая понять весь смысл афоризма «Восток – дело тонкое».

Кадр из фильма «Голограмма для короля»
Многое меняется, когда герой знакомится с местным балагуром и таксистом Юзифом (дебютант Александр Блэк). Юзиф открыт для общения, учился год в Алабаме по гранту и обожает слушать американскую музыку. Юзиф становится для Алана проводником в мир одной из самых закрытых для посторонних глаз стран. Хотя Саудовская Аравия – страна с многовековыми традициями, демократический и технологический прогрессы понемногу «расшатывают» консервативное общество. Клей знакомится с арабскими обычаями, пробует местную еду, охотится на волков, неудачно шутит про разведку и знакомится с доктором Захрой Хаким (Сарита Чоудри), которая в корне изменяет его представление о красоте и чувственности восточной женщины. Кажется, Алан Клей получает второй шанс на счастье… Вот только использует ли он его, или снова вернется к прежней безопасной жизни?

Кадр из фильма «Голограмма для короля»
Том Тыквер выступил в роли сценариста и режиссера, привнеся в картину свои фирменные приемы: отличную цветопередачу, крупные планы лиц, панорамные съемки и сюжетные контрасты. Арабский мир предстает в неискаженном или карикатурном виде, здесь есть место юмору и женской эмансипации, как в случае с доктором Захрой Хаким. Многие арабы прекрасно обучены, в совершенстве знают английский язык и очень расчетливы в бизнесе. Никогда невозможно предугадать их мысли, в чем позже удостоверится главный герой. Но, несмотря на подобную особенность характера, местные жители очень гостеприимны и щедры.

Кадр из фильма «Голограмма для короля»
Помимо прекрасных дворцов, гигантских небоскребов, амбициозного проекта нового города, ослепительной мечети зритель может видеть неприглядную жизнь страны. Здесь есть место бедности, попрошайничеству, недоверию к иностранцам и тяжелому физическому труду. Тыквер показывает крупным планом лица работяг, которые возводят прекрасный новый город. Они истощены, злы, грязны, больны. Клей буквально пробирается сквозь толпу строителей-мигрантов. После мрачных коридоров он оказывается в фешенебельной квартире, где играет Вивальди, есть холодное пиво (непозволительная роскошь в стране, где алкоголь запрещен), а галантный хозяин Хасан готов ответить на все вопросы и доставить в любое место.

Кадр из фильма «Голограмма для короля»
Об арабском мире снято мало художественных фильмов. Есть работы местных режиссеров-диссидентов (как например, «Такси» иранского режиссера Джафара Парнахи или «Развод Надера и Симин» Асгара Фархади), а лент иностранных кинематографистов почти нет. Тыквер и Хэнкс смогли создать удивительно искреннюю и достоверную ленту о внутренней свободе в мусульманской стране . «Голограмма для короля» — прекрасная картина о том, как вновь почувствовать вкус жизни и избавиться от груза проблем. После просмотра фильма, реально ощущаются крылья за спиной, и появляется острое желание все изменить. Это намного лучше похода к психотерапевту, не правда ли?

Текст: Александра Эрднеева