Главные кинопровалы и разочарования 2015 года

24 декабря 2015, 11:00

«365» начинает подводить итоги 2015 года. Редактор раздела «Кино» Светлана Иванова и обозреватель Марк Александровский обсудили, какие фильмы в этом году провалились — как в плане проката, так и в плане зрительских ожиданий — и попытались ответить на вопрос: почему?

«Мордекай»

Кадр из фильма "Мордекай"

Кадр из фильма «Мордекай»

Светлана: Когда вспоминаешь об этом фильме с участием Джонни Деппа (!), Гвинет Пэлтроу (!!) и Юэна МакГрегора (!!!), то невольно отмахиваешься от него: кажется, этот страшный кошмар был два, а то и три года назад, или его вообще не было. Но нет. Усатое «джековоробьиное» нечто по фамилии Мордекай было изъято из расписания российских премьер вскоре после чудовищных рецензий западных критиков и повсеместно пустых залов кинотеатров. Почему? Ответ прост: фильм ни о чем, ни для кого, рассчитанный только на то, что зритель потянется на гламурную картинку и знаменитых актеров, которые просто будут дурачиться в кадре. Зритель оказался умнее, чем думали продюсеры. В России фильм вышел только на DVD.

Марк: Кажется, даже сами DVD-диски не в восторге от такой судьбы. Не говоря уже об актерах, которым понадобилось срочно реанимировать карьеру: Джонни Депп после пяти лет отказов согласился стать гангстером в «Черной мессе», Пэлтроу ушла на съемки картины «33 дня» о том, как Пикассо мучительно писал свою «Гернику», МакГрегор стал «Демоном», а Пол Беттани… а Пол Беттани (который раньше снимался в таких отличных фильмах!) вернулся в отряд «Мстителей». Грустно за Беттани.

«Восхождение Юпитер»

Кадр из фильма "Восхождение Юпитер"

Кадр из фильма «Восхождение Юпитер»

Марк: В случае с этой картиной сложно понять, что тут хуже: то ли каст, то ли сценарий, то ли Вачовски просто показали всем средний палец, посмеявшись над наивными ожиданиями тех, кто еще помнит «Матрицу». Вопросы начались с самого анонса, опубликованного в далеком 2014 году. (Читать загадочным тихим голосом, со сладостным надрывом:)

«“Jupiter Ascending” tells the story of Jupiter Jones, who was born under a night sky, with signs predicting she was destined for great things. Now grown, Jupiter dreams of the stars but wakes up to the cold reality of a job cleaning other people’s houses and an endless run of bad breaks. Only when Caine, a genetically engineered ex-military hunter, arrives on Earth to track her down does Jupiter begin to glimpse the fate that has been waiting for her…»

Проще говоря, история Золушки, где роль феи и принца исполнил Ченнинг Татум (который, к слову, выглядит более чем сказочно – грим и прическу подсмотрели у Бориса Моисеева). После публикации трейлера и, в частности, лишней демонстрации (отсутствия) актерских талантов Милы Кунис, осталась надежда на то, что это шутка, и вот сейчас появится Нео и наведет порядок в этом районе. Но просмотр картины в зале расставил точки над i. Это провал. По всем статьям.

«Пятьдесят оттенков серого»

Кадр из фильма "Пятьдесят оттенков серого"

Кадр из фильма «Пятьдесят оттенков серого»

Марк: Сейчас будет коварный ход: «Love me like you do, lo-lo-love me like you do, love me like you do, lo-lo-love me like you do, touch me like you do, to-to-touch me like you do. What are you waiting for?» На волну фильма настроились. Собственно, больше комментариев и не надо: «Пятьдесят оттенков серого» — такие же, как и милый хит Элли Голдинг, пустые и простые. Но безобидной и легкой песне Голдинг можно подпевать, она хоть в какой-то степени наполнена чувствами и настроением, она увлекает, а фильм Сэм Тейлор-Джонсон (это женщина) – бесчувственный, наивный и наигранный «от» и «до». Лично я ждал чего-то откровенного, в духе Лелуша – получил напыщенное пособие для школьников по использованию БДСМ, причем сделанное с целью отвратить этих самых школьников от оного, потому что все действо, тщательно выверенное, рафинированное, вымуштрованное до последнего якобы оргазмического «Ах!» — ничего, кроме реальной физической боли и тошноты не вызывает. По крайней мере, у тех, кто сейчас не находится в активном поиске миллионера-извращенца. Лучше посмотреть «Любовь» Гаспара Ноэ.

Светлана: С другой стороны, если очень постараться, то можно приписать фильму и подвиг «Мужчин и женщин», и восторг «9 1/2 недель», и еще бог знает что. Если рассматривать его как сатиру на тот самый глянец. Правда, тут, скорее, придется самому наполнять ее смыслом, потому что Тейлор-Джонсон снимала фильм, скорее, «as is», по книге.

Марк: Ты оптимист. Согласен, только мешает одно «но»: за каким чертом это надо? Пусть спокойно проваливается. Love me like you do, lo-lo-love me like you do…

«Земля будущего»

Кадр из фильма "Земля будущего"

Кадр из фильма «Земля будущего»

Светлана: Disney! Казалось бы, вот у кого все должно быть просчитано до последнего кадра. Режиссером выступил Брэд Берд, некогда подаривший нам мультфильмы «Рататуй» и «Суперсемейка», а также картину «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», где взрывают Кремль, а Том Круз взбирается по небоскребу без страховки. В «Земле будущего» Берд странным образом наступает на все грабли, которые обходил до сих пор. Тут и слишком детский посыл («Мечтай, и все будет хорошо» — сойдет для рейтинга 6+, но не для 13+), и нехватка зрелищности и экшена (хотя трейлер обещал обратное), и какие-то ленивые и простаивающие на месте герои, которым не хватает твердости характера и, самое главное, хоть каких-то целенаправленных действий, будь то спасение Земли или даже общение между собой… А тут еще и теория заговора великих ученых планеты с целью создания альтернативной Земли безо всяких этих идиотов с IQ ниже 160. Не спасло «Землю» от краха и присутствие Джорджа Клуни. Cтароват он уже для подобных фильмов.

Марк: Аминь.

«Терминатор: Генезис»

Кадр из фильма "Терминатор: Генезис"

Кадр из фильма «Терминатор: Генезис»

Марк: Почему этот фильм в «Провалах»? У меня он под номером один в «расстрельном» списке.

Светлана: Многие оспорили бы сам факт нахождения фильма в «Провалах», потому что, как ни крути, тут и элемент ностальгии, и переплюнувший все предыдущие части размах спецэффектов, и вполне серьезная претензия сюжета на существование «альтернативной» истории – некоего Зазеркалья. Этот пятый «Терминатор» первым бы и не стал, но как зрелище, мне кажется, право на существование имеет.

Марк: Именно такой подход мне и не понятен. Окей, пятый «Терминатор» первым не станет (логика, бессердечная ты штука!), а Шварценеггеру надо играть кого-то, кроме отцов зомби. Ладно, ностальгия, я старый, застал еще СССР. Здорово, IMAX-картинка, молодой 3D Арнольд Шварценеггер (правда, тело чужое), которого можно потрогать. Но этого как-то маловато против того, что «Генезис» смачно плюет в сторону своего прародителя, отменяет события первых двух фильмов и, в частности, «Судного дня». Этот фильм, как и упомянутое тело молодого «Терминатора», фальшивка, визуальный эффект. Все потуги Тейлора походить на Кэмерона в подходе к сюжету, к диалогам, к героям, к картинке… Смысл их существования? IMAX? 3D? Ностальгия? В «Генезисе» нет ничего интересного, кроме Шварценеггера – но он сам по себе легенда, он сам по себе феномен.

Светлана: А как же публичное благословление Кэмерона?

Марк: Факир был пьян. Честно говоря, это – одна из тайн «Генезиса». При том, что уж кто-кто, а Кэмерон должен понимать масштаб трагедии, которую принес поклонникам франшизы «Генезис». Вот, кстати, к теме будущего. Первые два фильма действительно заставляли нас задуматься о будущем и о том, что мы можем сделать в настоящем. Они говорили об ответственности. «Генезис» же… Он этого будущего боится. И ему нет до него дела.

«Пиксели»

Кадр из фильма "Пиксели"

Кадр из фильма «Пиксели»

Марк: Меня занесло на «Пиксели» после рецензии одного кинокритика, который назвал его «превосходным». С одной стороны – ух ты, Крис Коламбус! С другой стороны – ой, тут «король дурного вкуса» Сэндлер… Однако оказалось, что Сэндлер в роли геймера-неудачника выглядит гораздо вменяемее, чем команда режиссеров-продюсеров-сценаристов, этот фильм породившая. Причем ошибка последних даже не в том, что они неудачно совместили притянутую за уши ностальгию с пошловатыми и заезженными гэгами, а в том, что фильм плоский во всем, начиная от актерской игры, которая просит крепкого пинка под зад, и заканчивая сырым сценарием, который решил не рыпаться и выехать за счет интересной идеи. В этой стихии Сэндлер смотрится вполне гармонично, и от него не щиплет глаза, в отличие от тех же откровенно скучающих и дурачащихся в кадре Питера Динклэйджа или Шона Бина. Кстати, только что понял: его здесь не убивают. Редкий случай.

Светлана: Вот, кстати, если бы зрелищно убили…

Марк: Плюс одна звезда сразу. И миллион к сборам.

Светлана: Кстати, по экономическим показателям этот фильм трудно назвать провалом – он окупился (при бюджете $88 млн заработал $244 млн), но зрительских ожиданий он не оправдал, получив помимо негативных отзывов критиков еще и плохие отзывы аудитории. Адам Сэндлер уже «не торт», его одинаковые ужимки, манеры и шутки, кочующие из фильма в фильм вместе с его амплуа идиота-неудачника, настолько приелись, что смотреть на него откровенно скучно. Заочно свои участием он приобщил «Пиксели» к особой касте глуповатых фильмов, обязательно наполненных банальной мудростью, которая будет подана как нечто выдающееся. Однако имя Коламбуса и оригинальная задумка на некоторое время оттеснили это на второй план. Мне кажется, именно исполнение очень сильно подорвало рейтинг «Пикселей», и не спасли их ни отличная графика и картинка, ни пресловутая «оригинальная идея». Плюс, как ты отметил, ностальгия тут весьма относительная – большая часть целевой аудитории вряд ли играла в того же Donkey Kong.

Марк: Я тоже не играл.

Светлана: Мы ловили яйца в «Ну, погоди!»

Марк: И еще играли в фишки. И «Сега»! И «Тетрис»! Вот теперь меня пробрала ностальгия…

«Фантастическая четверка»

Кадр из фиьма "Фантастическая четверка"

Кадр из фиьма «Фантастическая четверка»

Светлана: Один из самых ожидаемых провалов года. Джошуа Транк – новичок, который не способен с ходу, без взаимопонимания с продюсерами, вытянуть многомиллионный перезапуск фильма, оригинал которого-то не особенно блистал. А тут получилось именно так, что все съемки для Транка превратились в один большой затяжной конфликт с продюсерами, которые руководили амбициозным режиссером, не давая ему творить. Итог – в день премьеры Транк отрекся от фильма, заявив, что задумывал его совсем другим. Однако всю вину возложили именно на него.

Марк: Честно говоря, примерно на десятой минуте фильма я начал сомневаться в том, что Транк – режиссер, хотя и был под впечатлением от его «Хроники». Целостности у этого фильма нет никакой, он вязкий, бесформенный, бессвязно что-то бормочущий… Словно после фантастического бодуна. А монтаж и спецэффекты и вовсе словно делались самими актерами по видеоурокам из YouTube.

Светлана: Хотя каст, надо признать, у фильма неплохой. Тут и Майлз Теллер, который умудрился освоиться в «Дивергенте», в совершенно не подходящем ему амплуа придурка-антагониста, и Майкл Б. Джордан, здорово проявивший себя в «Прослушке», и Кейт Мара из «Карточного домика»…

Марк: Ну, что, дружно валим все на продюсеров?

Светлана: И ждем от Транка чего-то в духе «Хроники».

«Хитмэн: Агент 47»

Кадр из фильма "Хитмэн: Агент 47"

Кадр из фильма «Хитмэн: Агент 47»

Марк: Учитывая печальную участь всех экранизаций «Хитмэна», стоило ожидать, что и эта по инерции отправится к собратьям.

Светлана: Отчасти, конечно, вина есть и на Руперте Френде, исполнителе роли киллера Хитмэна — в рамках этого фильма он «завалил» своего героя, сделав его не только «генномодифицированным» киллером, но и добавив что-то от робота.

Марк: Лысый Френд, в общем-то, постарался, другое дело, что ему там и раскрывать-то было нечего – знай стреляй себе да строй хладнокровную гримасу. Из плюсов в этой экранизации можно отметить ничтожно мало — разве что более-менее цельную атмосферу самих игр с их мифологией и то, что Хитмэн остается Хитмэном, без каких-либо сюрпризов в виде нежного ранимого сердца и широкой улыбки в конце.

Светлана: Из минусов – это общая беднота экшена, особенно примитивные сцены боев и нарочитое возвышение Хитмэна над врагами, что заставляет терять к нему интерес, а также непроработанность сценария, который похож на фанфик, написанный хоть и поклонником «Хитмэна», но далеко не профессионалом. Плюс сказалась и неопытность режиссера Александра Баха в постановке подобного – все же, чтобы оживить «Хитмэна», надо знать, почему он «не дышит».

«Кто там»

Кадр из фильма "Кто там"

Кадр из фильма «Кто там»

Марк: Никого нет дома. Всех забрали.

Светлана: Нужен мужской взгляд. Как тебе задумка фильма?

Марк: О, там есть задумка? Мне нравится действие. Неплохо. Две сочные девушки, мужчина, большой дом… Но тут я вспоминаю, что сижу в кинотеатре на якобы серьезном фильме Элая Рота – и все. Часы бьют двенадцать, фильм превращается в тыкву, а все действие на экране — в мышиную возню. Конечно, в фильме есть посыл: ребята, на стороне трава зеленее, но лучше обрабатывайте свой газон, а то на вас покарает газонокосилка. Но эти самые телки (не рискну назвать их женщинами), которые карают героя Киану Ривза за неверность (и да, откуда там педофилия?), сильно мешают восприятию. Они, конечно, колоритны… Но пример с газонокосилкой мне понятнее, потому что а) такие телки в достаточном количестве представлены в определенном жанре кино и б) газонокосилка не заставляет отвлекаться на «грустенького Киану» в жарких объятиях двух фигуристых профурсеток. Теперь женский взгляд.

Светлана: Во-первых, странно, что этот фильм претендует на жанр триллера. От него здесь только первоисточник – фильм 1977 года «Смертельная игра», не самый лучший образец жанра, да и, в общем, он на это и не претендовал. «Кто там», полный сюжетных неувязок, умолчаний, пропусков и, вместе с этим, секса, насилия и откровенного садо-мазо-бреда, не то что саспенса не выдерживает – скатывается в полнейший трэш. Во-вторых, выбор на главную роль Киану Ривза, вечно одинокого в жизни и ныне хладнокровного и сурового на экране («Джон Уик»), несколько удивил… К тому же, играет эта сомнительная троица кто во что горазд. А в-третьих, согласна, что подобный способ выражения какой-то идеи (которая, подозреваю, там есть) выглядит довольно аляповато – учитывая все вышеперечисленные факторы.

«Рок на Востоке»

Кадр из фильма "Рок на Востоке"

Кадр из фильма «Рок на Востоке»

Марк: Руки прочь от Билла Мюррея!

Светлана: Так тебе фильм понравился?

Марк: Нет. Но чур Билла Мюррея мы не трогаем. Этот фильм – черное, черное пятно в его фильмографии… Боялся я, что его однажды занесет в такую картину, после которой придется признать, что мой любимый актер переживает кризис творчества и «старшего» возраста и с энтузиазмом берется за откровенно идиотские роли.

Светлана: Ладно, молчу про Мюррея, но, раз уж ты заговорил о кризисе… Барри Левинсон, режиссер. «Рок на Востоке», применительно к фильмографии Левинсона, похож на стеб над уже снятыми им фильмами. Он совершенно топорный – от начала и до конца, картинка, сценарий, диалоги, герои, идеи – все. И это при том, что Левинсон снял «Человека дождя» и «Плутовство». Действие этой комедии происходит в Афганистане – в горячей точке, в стране, где совершенно особые культурные традиции, где вообще мир видят по-другому. Тем не менее, фильм позволяет себе откровенно глумиться над Афганистаном, высмеивая как менталитет и людей, так и то, что это, извините, горячая точка, и перестрелка между террористами посреди ночи – это не так уж смешно, как хотелось бы Левинсону.

Марк: А ведь когда-то Левинсон снял «Доброе утро, Вьетнам!» с Уильямсом

Светлана: Вот-вот. Чтобы в современном кино снимать комедию о приключениях белого умника среди дикарей, да еще и в условиях войны, причины и последствия которой понятны только этим самым дикарям, надо быть либо глупым новичком, либо обладать раздутым самомнением. А Левинсон, судя по всему, не только переживает кризис творчества и «старшего» возраста, но еще и юмора. Потому что последнего в «Роке» вообще нет. Он, подобно Мюррею в парике, лежит на кровати, связанный по рукам и ногам.

Марк: Мюррея не трогаем.

«Багровый пик»

Кадр из фильма "Багровый пик"

Кадр из фильма «Багровый пик»

Марк: Все-таки Гильермо дель Торо загремел к нам в список. Я думал, во имя Хиддлстона, мы его пощадим и сделаем вид, что забыли.

Светлана: У «Пика», помимо прочего, плохие сборы, так что забыть о нем мы не могли. Лично у меня остались вопросы по актерскому составу, который должен был вытащить «Пик» из вязкой красной глины, но так и не смог. Сами по себе Хиддлстон, Честейн — особенно Честейн! — и Васиковска прекрасные актеры. Но здесь Честейн по всем пунктам переигрывает Васиковску, а Хиддлстон играет в какие-то свои гляделки с Чарли Ханнэмом. Хотя в «картиночном» смысле «Багровый пик» не так уж плох: эдакая приторная готическая мелодрама, с фирменными элементами стим-панка, с цветовыми символами и метафорами, визуально великолепная и продуманная…

Марк: И не говорящая ничего нового. Мне вообще показалось, что дель Торо в который раз повторяется: «Ребята, живые люди страшнее всех монстров вместе взятых, они алчнее, подлее, злее и эгоистичнее, опасайтесь людей». Вот что ты узнала в «Багровом пике», чего не узнала, например, из «Лабиринта Фавна»? Тут же из смысловых нововведений только инцест, да и тот какой-то сюжетно неуклюжий. Если говорить о пресловутой красной глине, то для дель Торо это слабая метафора как для рассказчика, но как для художника — да, он молодец. Снимать дель Торо умеет, с этим никто не спорит, все красиво и ярко, как в раскраске. Зрители идут на дель Торо, чтобы увидеть через его фирменные ужасы нечто особенное, испытать особенный страх, почувствовать его особенную картинку. Визуальному ряду «Пика» ставим пятерку, но где остальное? Если «Фавна» и «Хребет дьявола» простить можно, они были в диковинку, в них есть свой дух, то «Пик» уже откровенно заявляет о том, что режиссер заигрался с картинкой, положив лопату на истекающие красной глиной сюжет и логику происходящего на экране.

Светлана: Во имя Хиддлстона, поэтому он и попал к нам в список провалов.

 

P.S.

Марк: Так. А «Звездные войны» седьмые где? Или мы их занесем в провалы сразу после того, как Капитан Америка и Железный человек объединятся с Рей, Финном и По Дамероном против Первого Ордена?

 

Текст: Светлана Иванова, Марк Александровский

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ