«Гений»: они сошлись, волна и камень

8 июля 2016, 21:39

7 июля в российский прокат вышла картина «Гений» о дружбе ныне забытого американского писателя Томаса Вулфа и его редактора Макса Перкинса. «365» посмотрел новинку, рассказывающую о жизнях двух выдающихся, но совершенно разных людей.

Ньй-Йорк, 1920-е года. Молодой писатель Томас Вулф, которого в картине играет Джуд Лоу, пытается пробиться в мир большой литературы и опубликовать свой тысячестраничный роман, который не принимает ни один издатель. Наконец, книга оказывается в руках знаменитого редактора Макса Перкинса, в роли которого снялся Колин Ферт, уже успевшего выпустить Хемингуэя и Фицджеральда. Перкинс понимает, что судьба подарила ему еще одного гениального писателя. Спустя время книга «Взгляни на дом свой, ангел» появляется на прилавках и становится сенсацией, критики нарекают ее автора гением, и между Перкинсом и Вулфом завязывается тесная дружба.

Кадр из фильма "Гений"

Кадр из фильма «Гений»

Внимание режиссера Майкла Грандаджа фокусируется на отношениях двух героев, которые представляют собой, выражаясь словами классика, «стихи и прозу, лед и пламень». Герой Лоу легкомыслен и самонадеян до безобразия. Его партнер по экранному времени, наоборот, запоминается своей добропорядочностью, рассудительностью и шляпой, которую он, подобно Боярскому, никогда снимает.

Кадр из фильма "Гений"

Кадр из фильма «Гений»

Пожалуй, реши режиссер снять картину об одном из них, вышло бы из рук вон плохо. Смотреть, как Колин Ферт едет утренним поездом на работу, а вечерним – обратно, было бы скучно. Не выдержал бы и зритель кривляний Джуда Лоу в течение почти двух часов. Вдвоем же они образуют гармоничный дуэт, дополняют друг друга и не дают заскучать. Справедливости ради надо отметить, что Перкинс получается более убедительным, чем его товарищ. То ли, по задумке режиссера, Вулф должен поражать своей эксцентричностью и манией величия, то ли Джуд Лоу просто старается «переиграть» коллегу по съемочной площадке и иногда очень сильно перебарщивает.

Кадр из фильма "Гений"

Кадр из фильма «Гений»

Впрочем, Грандадж не ограничивается этими двумя полюсами. Чтобы добавить драмы в отношения друзей, нам рассказывают про возлюбленную Вулфа Элину Бернстайн (Николь Кидман). Богатая покровительница Томаса, она начинает терять его, когда писатель становится звездой, и обвиняет во всем молчаливого и покорного Макса. У Николь Кидман отлично получается изобразить истеричную и неуравновешенную женщину, поэтому ни у кого не остается вопросов, почему, собственно, герой Джуда Лоу пытается вычеркнуть ее из своей жизни.

Кадр из фильма "Гений"

Кадр из фильма «Гений»

Не стоит воспринимать «Гения» как байопик или исторический фильм. Нью-Йорк времен Великой депрессии и эпохи джаза очерчен лишь пунктиром. То же самое касается и символического появления в кадре Фицджеральда (Гай Пирс) и Хемингуэя (Доминик Уэст). Последний, чтобы у зрителя не осталось сомнений, предстает на экране во время рыбалки. Два оплота американской литературы никак не влияют на развитие сюжета, но еще больше вопросов возникло бы, если бы про них просто забыли.

Кадр из фильма "Гений"

Кадр из фильма «Гений»

«Гений» — это не картина о литературе. Да, мы видим, как многотомная рукопись при помощи карандаша редактора превращается в бестселлер, однако вас не заставят вникать в особенности стиля Томаса Вулфа и других писателей потерянного поколения. С другой стороны, интересной находкой становится сцена в джаз-клубе. Томас приводит туда Перкинса, чтобы на примере новой музыки показать, что такое современная литература. Даже тот зритель, который до этого не понимал разницу между Генри Джеймсом и Джеймсом Джойсом, после этой сцены должен понять, что собой представляет творчество Вулфа.

Несмотря на невнятную линию Николь Кидман, после финальных титров не остается чувства, будто какую-то сцену хочется вычеркнуть красным карандашом, как поступал герой Ферта с чересчур затянутыми предложениями своего друга — одна фраза Томаса Вулфа могла растягиваться на несколько страниц. Те зрители, которые хотят погрузиться в мир американской литературы XX, скорее всего, останутся разочарованы фильмом. Все остальные получат историю дружбы двух выдающихся, но очень разных людей.

О3657

Сохранить

Текст: Виталий Михайлюк

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ