Франсуа Озон: «Все любители кино немножко извращенцы»

6 октября 2014, 20:19

Репортаж с пресс-конференции фильма «Новая подружка» в Гоголь-центре.

За месяц до официального проката на самой модной театральной площадке Москвы прошел предпремьерный показ последней работы культового режиссёра Франсуа Озона («8 женщин», «Молода и прекрасна»). «Новую подружку» французский кинодеятель представил лично и приравнял этот скрининг к мировой премьере.

Лента является вольной экранизацией одноименного рассказа британской писательницы Рут Ренделл. «Новая подружка» — это ироничная история психологических отклонений и дружеских привязанностей. Молодая девушка Клэр (Агата Демустье) много лет была тенью своей яркой подруги Лоры и не желала высвечивать свою индивидуальность. Взросление, отношения, брак, ребенок- Клэр была свидетелем всех основных этапов существования Лоры. Все было идеально, пока ее любимая подруга не умерла от неизвестного заболевания, оставив грудного ребенка и любящего мужа Давида (Ромен Дюрис). Героиня не может привыкнуть к отсутствию Лоры, и даже из воздуха возникший у нее муж Жиль (Рафаэль Персонас) не может успокоить чувств страдалицы. Истинно французское сентиментальное начало сменяется парадом комедийных извращений, когда Клэр узнает странный секрет Давида- оказывается, он скрытый трансвестит. Смерть Лоры открыла ему доступ к ее обширному гардеробу, и герой решил активизировать свое женское начало.
Узнаваемая стилистика Озона явно проглядывается в «Подружке» в сценах с переодеваниями и в небольшом музыкально-песенном фрагменте. В остальном, это смесь американских транскомедий, включая каноническую комедию Билли Уайлдера про девушек в джазе и фильм Педро Альмодовара «Кожа, в которой я живу». Правдоподобное психологическое исследование сменяется здесь рядом алогичных безумств. Слишком поверхностно раскрыта линия дружбы Клэр и Лоры, а характер последней очерчен так абстрактно, что уже наоборот, Лора кажется тенью, проскальзывающей в самых изощренных фантазиях своей преданной приятельницы. Да, «Новая подружка»-достойный внимания киноэксперимент Франсуа Озона, нет, это не новая классика. Зато все оценили идеальные ноги Ромена Дюриса в образе Давида-Вирджинии. После двухчасового показа режиссер остался на пресс-конференцию и ответил на насущные вопросы своих поклонников. Почетный европейский гость сразу заметил, что «никогда не видел перед собой столько русских».

Кадр из фильма "Новая подружка"

Кадр из фильма «Новая подружка»

Ведущим встречи выступил куратор кинопрограммы Гоголь-центра Стас Тыркин, который поставил «Новую подружку» в один ряд с лесбийским манифестом Абделатифа Кешиша «Жизнь Адель», премьера которого состоялась в том же месте около года назад.
Франсуа Озон признался, что снял «Подружку» под впечатлением от французских демонстраций против сексуальных меньшинств: агрессивность акции побудила его сделать картину максимально легкой для восприятия. «Это фильм о свободе выбирать свою жизнь«, — заявил Озон. Говоря об особенностях драматургии, создатель «Бассейна» интерпретировал феномен траура как состояние, в котором человек совершает странные поступки, чтобы справиться со своим горем. Так Клэр ищет удовлетворение в дружбе с трансвеститом, а Давид комфортнее ощущает себя в женской одежде.
Тыркин окрестил Озона «парадоксальным режиссером» и «абсолютным автором». «Легко ли быть единственным?», — был вопрос кинокритика. В ответ месье Озон сдержанно засмеялся. Наверное, несложно. После двухчасового показа режиссер остался на пресс-конференцию и ответил на насущные вопросы своих поклонников. Почетный европейский гость сразу заметил, что «никогда не видел перед собой столько русских». Главный француз этого вечера уверил, что фильм посвящен не только трансвеститам, но всем неравнодушным. «Я ничего не боюсь, если люди хотят переодеваться, пусть переодеваются«,- улыбнулся режиссер.

Также кинодраматург подчеркнул, что публику во многом притягивает актер Ромен Дюрис, знакомый киноманам по экранной адаптации романа Бориса Виана «Пена дней». Озон похвалил талант Дюриса, сказав, что «из него получилась прекрасная актриса». Ещё бы, сколько женских париков ему пришлось сносить в кадре. Хохот у зала вызвали подробности о камео режиссёра в собственном фильме. Нужно было подобрать актера на эпизодическую роль извращенца в кинотеатре, этакого брутального мужчины, пристающего к Вирджинии-женскому альтер-эго Давида. Озон решил, что лучше него самого никто не сыграет, а если серьезно, то он был единственным, кто не боялся гладить Дюриса по коленке. Так родился этот забавный эпизод.

На вопрос о трудностях финансирования кино во Франции режиссер с некоторым ехидством в интонации сказал, что ему везет, тем более, что во Франции нет цензуры, и он может снимать все, что душе угодно. Неоднозначную реакцию вызвали высказывания Озона о менторской функции киноискусства. Человек, инициировавший поцелуй Катрин Денев и Фанни Ардан в мюзикле «8 женщин», провозгласил себя вне политики и пропаганды. Богемному кинодеятелю просто интересно изучать гендерные начала в людях и разрушать стереотипы о голубом и розовом. Кроме того, он преимущественно конструирует феминных персонажей, потому что интимная сторона жизненных переживаний женщинам более доступна. Мужчины же познаются в действиях, так что гетеросексуалы у Озона обычно плоские и второплановые.

Кадр из фильма "Новая подружка"

Кадр из фильма «Новая подружка»

Когда популярного кинематографиста спросили о возможной смене жанровых приоритетов в пользу исторических или биографических фильмов, Франсуа Озон категорично заявил, что тема странностей любви ему ближе.
Стас Тыркин напомнил о театральной эстетике работ режиссера и предложил ему поставить в стенах «Гоголь-центра» спектакль, о чем Озон пообещал поразмыслить. Многие участники дискуссии из уважения к любимому режиссеру задавали вопросы исключительно на французском языке, так что порой приходилось извиняться за свой русский. «Жениаль», — был распространенный эпитет по отношению к «Новой подружке».
Не обошлось, конечно, без стандартных вопросительных реплик, вроде: «Для чего Вы снимаете кино?». Из речи господина Озона стало понятно, что он наслаждается самим процессом съемок, во время которого живет на «300%», возвращается в детство и не хочет возвращаться в реальность. Многие впадают в депрессию по окончании работы над фильмом, и сам он не исключение.

В связи с недавним отказом режиссера «Мамочки» Ксавье Долана приехать на российскую предпремьеру своей картины по идеологическим мотивам была затронута проблема толерантности. Озон уверил, что будет возить свои фильмы в Россию, пока не обнаружит здесь достаточного числа соратников, и его вовсе не смущает нетерпимость политического руководства нашей страны к геям и транссексуалам. По поводу отсутствия Долана в Москве дипломатичный режиссер выдвинул версию о том, что его коллега элементарно занят продвижением нашумевшей уже «Мамочки» в родной Франции. В конце беседы Франсуа Озон сформулировал свою творческую позицию как антиморальную, т.е. его кино о свободе, а не об ограничениях. А кинолюбители сами знают на что идут, и их бесполезно поучать.

 


Текст: Анастасия Меншутина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ