Фильмы о любви. Часть 2

13 февраля 2015, 18:30

Приближается 14 февраля, а это значит, что вне зависимости от того, есть у вас вторая половина или нет, вам никуда не скрыться от романтической атмосферы. Журнал “365” тоже не мог остаться в стороне и подготовил для вас подборку в двух частях из 10 совершенно разных фильмов о любви. В этот зимний предпраздничный вечер не откажите себе в удовольствии посмотреть один из них.

Первые пять фильмов: Фильмы о любви. Часть 1

Часть 2.

«Мужчина и женщина»

(«Un homme et une femme»), 1966, реж. Клод Лелуш

658586

«Мужчина и женщина» – фильм, в котором воплощаются образы настоящих Женщины, Мужчины и Любви. Сюжет до банального прост: Женщина (великолепная Анук Эме), проводив дочь в пансионат, опоздала на поезд; Мужчина (Жан-Луи Трентиньян), чей сын учится в том же пансионате, согласился ее подвезти. В машине между ними возникает довольно обычный разговор, они улыбаются, ненавязчиво заигрывают друг с другом… Через 7 дней (именно за столько был сотворен мир, да-да) Мужчина получает от Женщины короткое «Я тебя люблю» – и мчится к ней на встречу. И весь фильм, с музыкой, с диалогами, с собственной цветовой гаммой, станет ответом, откуда же взялась эта маленькая большая Любовь, в которую веришь.

Не углубляясь в дальнейшие подробности, нужно отметить два важных фактора, которые «делают» фильм. Во-первых, это некая статичность картинки в совокупности с выбранной цветовой гаммой. Лелуш акцентирует внимание на мимике, на выражении эмоций, на жестах, взглядах своих героев. Цвет же задает тон с первых минут: туманное серое побережье, холодные тона психологической осени – как главные герои не могут вырваться из пут прошлого, смириться с утратой своих любимых, так и цвет подчеркивает настроение и некую «изолированность» каждого из героев друг от друга. Второй фактор – гениально построенные и переданные диалоги и монологи. В черно-белой гамме, которая также присутствует в фильме, воспоминания Женщины о погибшем муже – самые яркие, самые насыщенные, но не по цвету, а по эмоциям, так что не прочувствовать это, не понять это невозможно. Ну а еще – рассуждения о картине Рембрандта и кошке в горящем доме. Эти размышления – как своеобразный звоночек: жизнь, жизнь важнее, и спасать надо ее.

 «Любовь»

(«Amour»), 2012, Михаэль Ханеке

f8fe4939bf171d2f545f06fce45e5db5

Фильм одного из самых известных европейских режиссёров современности – Михаэля Ханеке, вряд ли можно назвать фильмом о любви в привычном понимании этого понятия. «Любовь» – это двухчасовая камерная драма о двух пожилых людях, муже и жене, которые всю жизнь любили друг друга и продолжают любить до последнего дня. Если вы уже представили себе трогательную историю совместной старости двух влюбленных, то поспешу вас разочаровать – в семье Лоран случается несчастье, одна из супругов, Анна (Эмманюэль Рива) переносит инсульт и становится лежачей больной. На протяжении практически всего фильма Ханеке методично и безжалостно показывает как современная, пусть и пожилая, женщина превращается в беззащитное существо, которое не может само о себе позаботиться. Нельзя назвать картину излишне натуралистичной, но, благодаря великолепной игре Эмманюэль Рива, в страдания её героини веришь настолько, что не зарыдать практически невозможно. Хотя, стоит признать, что эта история больше о муже (Жан-Луи Трентиньян) главной героини и о его чувствах, чем о ней самой. «В своем фильме я хотел показать, что происходит с человеком, который видит страдания любимого», – так сказал об этой картине сам Ханеке. И, пожалуй, добавить тут нечего.

Фильм «Любовь» завоевал «Золотую пальмовую ветвь» и премию «Сезар» в категории «Лучший фильм», а также многие другие важные европейские и мировые награды, и нам кажется, что они полностью заслуженны этой картиной. Более сильного фильма о самопожертвовании во имя любимого человека и совместной старости, такой, какая она есть на самом деле, не найти.

«Любовь в 20 лет»

(«L’amour à vingt ans»), 1962, реж. Франсуа Трюффо и др.

tumblr_nifwmymZ8f1qmemvwo1_1280

Перед нами двухчасовой альманах короткометражек о любви, которые составили пять режиссеров из разных стран: Франции, Японии, Германии, Италии и Польши. Это своеобразная «энциклопедия юношеской любви», причем как в плане силы и характера любви, так и в плане возраста.

Открывает фильм короткий метр Франсуа Трюффо под названием «Антуан и Колетт». Мы видим уже известного нам Антуана Дуанеля, который «убежал в никуда» в конце фильма «400 ударов», а сейчас ему 17 лет, он работает в компании по производству грампластинок, обеспечивает себя сам – и переживает свою первую любовь. Трюффо показывает первое романтическое увлечение Дуанеля с иронией и светлым сочувствием (причем следует помнить, что Антуан – альтер-эго самого Трюффо): здесь на главного героя со всей слой обрушивается как первая любовь, так и разочарование от нее. Этот короткий метр Трюффо логически завершает «400 ударов» и в дальнейшем послужит мостиком к «Украденным поцелуям» (1968).

 «Все песни только о любви»

(«Les chansons d’amour»), 2007, реж. Кристоф Оноре

6797

У каждого, кто посмотрел этот фильм, остаются свои причины, чтобы его пересмотреть. Либо это очень красивая и чувственная музыка, которая звучит в фильме, и которая «играет» в голове еще долго-долго после просмотра. Либо это Луи Гаррель (Людивин Санье, Кьяра Мастроянни, Клотильда Эсме, Грегуар Лепренс-Ренге – весь актерский состав здесь сыграл прекрасно). А может быть, и даже сам Париж, который является в фильме одним из главных героев.

Исмаэль и Жюли любят друг друга, у них все хорошо, но вот уже несколько лет они топчутся на месте – ни свадьбы, ни разрыва, ни каких-либо других инициатив. В их жизни появляется Алиса – с инициативы Жюли, которая таким образом решила «разбавить» их отношения. И вроде Исмаэль, начиная понимать свои намерения и свою жизнь, движется в сторону какого-то решения, но тут вмешивается судьба, и он теряет Жюли. И снова замершему «в себе» Исмаэлю надо понять, кем для него была Жюли, что он на самом деле к ней чувствовал, а главное – как пережить утрату. Алиса и Эрванн (а ведь неслучайно он бретонец!) – это те же крайности, в которые нет-нет, да бросается Исмаэль, чтобы понять себя. «Люби меня меньше, но люби меня дольше» – об этом просит Исмаэль в конце, когда Луи Гаррель играет уже без драматической маски, и его герой вновь свободен.

Сюжетом, всеми нешаблонными ходами («Мечтатели» все же из другой оперы, сравнения не к месту), фильм показывает многогранность любви; утверждает, что в любви всегда можно найти спасение. Песни, которые звучат в фильме – это органичные продолжения экранных диалогов героев и воплощения их внутренних монологов, неслучайно композитор Алекс Бопен получил «Сезар» за лучший саундтрек к фильму.

«Амели»

(«Le Fabuleux destin d’Amélie Poulain»), 2001, реж. Жан-Пьер Жёне

Amelie-1176

Когда начинаешь говорить об «Амели», термин «авторское кино» как-то не очень клеится: хочется назвать этот фильм сказкой, со своим собственным миром Монмартра, с красивой музыкой, удивительными героями и самой волшебной историей любви. Фильм «Амели» видели, наверное, все, кто интересуется кино.

Главная героиня Амели, с раннего детства лишенная общения с ровесниками, научилась воспринимать свою жизнь как сказку и, уже переехав в Париж, смогла распространить свое мироощущение, волшебство своего мира, на всех, кто ее окружает. Жёне показывает это посредством деталей, на которые он делает акцент и которых в фильме предостаточно: несмотря на то, что Жёне снимал авторское кино (т.е. направленное на душу человека), он изучает внутренний мир своих героев именно с помощью предметов, которые, в прямом смысле, заполняют кадр и каждый из которых – один из множественных штрихов к портретам тех, кто живет в Монмартре. А сам Париж в фильме! Это уже не мегаполис, это маленький уютный городок: Амели преобразила его, и мы на протяжении всего фильма смотрим на все события и всех людей ее глазами – глазами необыкновенной девушки, которая с помощью обыкновенных предметов создает счастье вокруг себя. И прячется от своего.

К слову, когда список французских фильмов о любви только-только составлялся, респонденты в первую очередь вспоминали «Амели». Жёне смог добиться в своем фильме «эффекта абсолютного чувства» именно тем, что направлял взгляд зрителя не на (бездонный и противоречивый) мир души, а на мир предметов – правдивый и объективный мир, который мы видим совершенно определенно и, вместе с героями, воспринимаем и чувствуем по-настоящему.

Текст: 365mag.ru

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ