Фильм «Эми»: жизнь певицы, которую мы не знали

3 сентября 2015, 17:30

10 сентября на экраны кинотеатров выходит документальный фильм режиссера Азифа Кападиа о жизни одной экстравагантной и необычной британской исполнительницы, чье творчество возвращает нас в эпоху джаза и соула.

Слоган фильма «Эми» звучит многообещающе: «Девушка, которую вы не знаете». Эми Уайнхаус была одной из самых обсуждаемых в СМИ звёзд, во многом благодаря своим пагубным пристрастиям к алкоголю и наркотикам. Образ худенькой девушки в коротких джинсовых шортах и с растрепанной бабеттой на голове всегда был связан с чем-то порочным и скандальным. Чего же мы на самом деле о ней не знали?

Кадр из фильма "Эми"

Кадр из фильма «Эми»

Режиссер Азиф Кападиа, создатель байопика «Сенна» о гонщике Формулы-1 Айртоне Сенне, постарался рассказать эту историю максимально объективно. Именно поэтому оценить его работу сложно: она построена исключительно на «чужом» материале — фильм составлен из тщательно подобранных любительских видео, фотографий и live-записей. Для создания более полной картины было опрошено окружение певицы – от родственников до тех людей, кто с ней работал. Однако ведущей нитью повествования жизни Эми является не воспоминания ее друзей, а ее собственный голос. Почти каждое событие в жизни Уайнхаус связывается с написанной ею песней. Тексты, которые она писала, были своеобразным дневником, отображающим ее переживания. Это делает историю интимной и искренней, словно рассказывает ее сама Эми. Не ощущается присутствия постороннего, внешнего голоса, не связанного с жизнью певицы. Как ни странно, но именно в этом и сказывается режиссерское мастерство, в котором проявилось стремление показать историю, как она есть, задействуя при этом максимальное количество источников.

Кадр из фильма "Эми"

Кадр из фильма «Эми»

Как известно, отец Эми, Митчелл Уайнхаус, негативно отозвался о картине, раскритиковав ее за недостоверность. Но это и не удивительно: в фильме неоднократно подчеркивается, что уход отца из семьи сильно травмировал певицу. Также на протяжении повествования видно, что отец заинтересован как можно больше быть причастным к славе дочери. Так, он приезжает на остров Сент-Люсия с парой операторов, чтобы они как можно больше сняли материала для фильма об Эми, хотя сама девушка протестует против съемок. Любопытно, что в книге Митчелла Уайнхауса «Моя дочь Эми» многие события трактуются иначе. Так, когда Митчел пишет о своем решении развестись с женой, он говорит, что после развода много времени проводил с детьми — в фильме утверждается обратное. Истина, как известно, где-то посередине, но столь противоположные заявления заставляют задуматься.

В фильме охватываются тринадцать лет жизни певицы: годы начала карьеры, ее взлета, а затем постепенного и трагичного падения. Удивительна трансформация, которая происходит с главной героиней – из веселой, талантливой и полной творческого энтузиазма девушки, она постепенно превращается в растерянную, по-прежнему талантливую, но совершенно потерянную. Происходит переход от зернистых низкокачественных любительских видео к профессиональным, глянцевым записям выступлений и награждений. Яркий образ Эми Уайнхаус по мере увеличения качества камер и фотоаппаратов становится все менее ярким, а все благодаря любви к недостойному человеку и ее трагическим последствиям.

Кадр из фильма "Эми"

Кадр из фильма «Эми»

Роковая встреча с Блейком Филдером-Сивилом в 2005 году открывает в певице свойственное всем творческим людям умение превращать боль в искусство. Именно так появляются хиты «Rehab», «Back to Black», «You Know I’m No Good» и «Love Is A Losing Game». Блейк Филдер-Сивил – переломный момент в жизни и карьере Эми Уайнхаус. После того, как на экране появляется он, повествование становится все более тревожным и напряженным. Надежды на хэппи-энд нет, зритель уже знает концовку. Но несмотря на это — и тут опять прослеживается стремление к объективности — в фильме показаны моменты-передышки, в которые Эми можно увидеть счастливой. Таковыми являются награждение на церемонии «Грэмми», совместная запиcь с исполнителем Тони Беннетом, по-отечески успокаивающим разволновавшуюся девушку. Да, после награждения Эми отводит подругу в сторонку и говорит, что без наркотиков скучно. Но при этом зритель сам видит, как взволнована была певица в тот момент, когда ведущие вот-вот произнесут ее имя. И уже через минуту на фоне радостных объятий и поздравлений звучат рыдания лучшей подруги Эми. Подобный контраст живой съемки и закулисного признания дает истории движение и предопределяет ее конец, показывая Уайнхаус с разных сторон.

Кадр из фильма "Эми"

Кадр из фильма «Эми»

Говоря о столь сложном жанре, как документальный фильм, нельзя обойти стороной монтаж Криса Кинга, который работал с Азифом Кападиа над фильмом «Сенна». Другая работа Кинга – «Выход через сувенирную лавку», посвященная уличному художнику Бэнкси. Как и в предыдущих фильмах, Крис Кинг в «Эми» из крайне разрозненного материала сделал единую и гармоничную картину. Так, иногда создается ощущение, что закадровые голоса специально записаны «под видео», а на самой видеопленке – актеры, а не реальные люди. Между голосовым повествованием и картинкой чувствуется логическая связь, оба компонента друг друга дополняют, что для подобного синтетического жанра крайне важно.

Центральная тема фильма, коей является личность и жизнь Эми Уайнхаус, в первую очередь заинтересует поклонников певицы. Её историю можно назвать историей о саморазрушении, об «уходе во тьму», о котором она поет в песне «Back to black». Фильм «Эми» не похож на те материалы, что посвящали певице СМИ, в ней нет насмешки и критики, разоблачений о воздействии наркотиков и алкоголя. Скорее, это попытка показать нам настоящую Эми Уайнхаус, ту, которая может стесняться отвечать на откровенные вопросы журналистов и даже грубить им, но которая крайне красноречива и мягка в своих песнях. Тут, действительно, рассказано о девушке, которую мир не знает, но память о которой сохранит.

Текст: Татьяна Швалёва

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ