С первого по шестое марта в Москве проходил седьмой фестиваль итальянского кино «Из Венеции в Москву». Программа состояла из картин 72-й Венецианской кинобиеналле — как и основного конкурса, так и внеконкрусной программы. Всего было 8 фильмов, 7 игровых и 1 документальный. И именно он — «Бар Гарри» обещал быть «гвоздем программы». «365» посмотрел фильм и пообщался с режиссером.
Анонсированный как «нарядное посвящение легендарному венецианскому бару» фильм Карлотты Черкуетти «Бар Гарри» (Harry’s bar) обещал зрителям красочную историю заведения в районе Сан-Марко, которое стало главным местом досуга бомонда. Среди бывших и нынешних завсегдатаев приводился пестрый список имен, среди которых Эрнест Хемингуэй, Аристотель Онассис, Энди Уорхол и даже английская королева Елизавета II. Далее авторы называют бар произведением искусства и национальным достоянием и обещают рассказать в фильме, отчего это именно так.
В день показа зал был полон зрителей, среди которых были не только кинолюбители, но и профессиональные документалисты – настолько уж заманчиво выглядел анонс «Бара Гарри». Но вот погас свет, загорелся экран, на котором сначала динамично сменялись живописные виды Венеции (в том числе и съемки из моторной лодки), потом несколько ярких представителей шоу-бизнеса (среди которых модель Наоми Кемпбелл и рэппер Паф Дедди) сказали броские фразы о самом баре. А затем…. А затем ничего не поменялось.
Ровно 52 минуты зритель смотрит на смесь из кадров с натуры (вот Венеция из одной лодки, а вот из другой, а вот очень фактурная стена дома), хроники (семейный архив владельцев бара и сети ресторанов + венецианский архив) и говорящих голов, которые наперебой рассказывают то о прекрасном сервисе, то об атмосфере заведения, то об изысках кухни, то хозяин бара травит байки, как его отец наклюкался с Хемингуэем или как проходила подготовка к визиту Ее Величества. Все 52 минуты постоянной болтовни и красивых видов едва ли напоминают плохой телевизионный фильм и выглядят, скорее, как затянутое промо бара. И уж совсем это все не похоже на что-то документальное, и уж тем более на кино. На экране ничего не происходит вообще. Никакого действия, никаких поворотов сюжета, никакой интриги. Более того, на экране нет также и персонажей. Говорящих голов – хоть отбавляй, а персонажей нет. Нет характеров и их раскрытия. Никто даже не двигается — все участники сидят, как приклеенные, перед камерой. Единственные люди в движении – это фигуры, запечатленные на хроникальных кадрах. Хроника, в свою очередь, по словам автора «фильма» здесь, чтобы переплести историю Венеции и историю бара. Но ни та, ни другая линия не то, что не дотянуты — они совершенно не читабельны, потому как в «фильме» нет драмы в принципе. Нет развития, нет движения из точки А в точку В. Единственный документальный кадр – это официант, приветствующий гостей, которые остаются за кадром. В остальном рабочие заведения сняты в пустом зале и на кухне, и все там явно сделано «на камеру».
Режиссер объясняет это тем, что хотела сосредоточиться на сотрудниках и не вмешиваться в личную жизнь гостей. А для портрета бара они с продюсером сами выбрали тех, кто, по их словам, «помог бы продать фильм». Вот так в представлении авторов выглядит история о легендарном заведении Венеции – фильм, где очень много болтают о баре, но самого бара толком и не показывают. Дескать, на слово поверьте, там все прекрасно – Наоми Кемпбелл и Пафф Дэдди подтверждают же. Тем не менее, на Венецианском фестивале фильм получил награду Open Prize. Наверное, из любви к самому бару. Или к Наоми Кемпбелл.