Эта картина открыла целую эпоху в мире кино: с неё начался жанр итальянского «спагетти-вестерна», она стала первой в «долларовой трилогии» режиссера Серджо Леоне, она открыла путь в большое кино Клинту Иствуду. Однако с фильма «За пригоршню долларов» начался и творческий путь Морриконе как композитора саундтреков. Режиссер Серджо Леоне изначально планировал привлечь другого музыканта для записи музыкальной темы, однако в итоге решил довериться своему однокласснику, который к тому моменту занимался аранжировкой для радио и ТВ и успел подготовит несколько саундтреков.
Леоне плотно сотрудничал вместе с композитором, прорабатывая темы персонажей и желая, чтобы саундтрек писался параллельно со сценарием. Результатом стали композиции, которые были высоко оценены критиками, но, как ни странно, впоследствии раскритикованы самим их создателем.
Сотрудничество Морриконе и Леоне продолжилось и после: сначала в «На несколько долларов больше» (1965), а затем в «Хорошем, плохом, злом» (1966) — картине, которая стала культовой не только для режиссера и композитора, но и для всего мирового кинематографа. Как и раньше, музыка для вестерна, повествующего в этот раз сразу о трех героях Гражданской войны, писалась заранее.
Для каждого из персонажей композитор подбирал свой инструмент, символизирующий его, — таким образом, музыкальное сопровождение становилось своеобразным проводником для зрителя по сюжету и образам кинофильма. Основная же тема «Хорошего, плохого, злого», в которую вклиниваются звуки, напоминающие вой шакала, стала музыкальным синонимом слова «вестерн».
Композиция «Chi mai» — пожалуй, тот самый случай, когда музыкальную тему знают больше, чем фильм, в котором она звучала. Первая версия произведения была написано маэстро еще в 1971 для картины «Магдалена» польского режиссера Ежи Кавалеровича, однако по-настоящему саундтрек прославился после выхода «Профессионала» десятью годами позже с Жан-Полем Бельмондо в главной роли.
Хотя обычно Морриконе отказывается назвать свою любимую работу, музыкальную тему для фильма «Миссия» Ролана Жоффе с Робертом де Ниро в главной роли он упоминает среди своих наиболее удачных. (Неслучайно композитор удостоился статуэтки BAFTA и «Золотой глобус» за этот фильм).
Сюжет строится вокруг приключений священников-иезуитов во время миссии в Южной Америке, которые отправляются туда, чтобы проповедовать христианскую веру индейцам. Чтобы создать нужное настроение, Морриконе прибегнул к испанской гитаре, национальным индейским мотивам и гобою — композицию «Gabriel’s Oboe» называют одной из самых узнаваемых в его дискографии. Сам процесс написания саундтрека композитор описывал так: «Я должен был представить музыку индейцев. Какой она была? Я не знал, поэтому я изобрел её».
С этой ленты началось сотрудничество и дружба между Морриконе и его соотечественником Джузеппе Торнаторе. Действие картины разворачивается на Сицилии и рассказывает о взрослении главного героя, образ которого во многом отражает биографию самого режиссера. Заглавная тема мало меняется на протяжении всего фильма, однако в полную меру она раскрывает себя только в финале ленты, который трудно представить без неё.
«Новый кинотеатр «Парадизо» получил статуэтку «Оскар» в 1990 году как «Лучший фильм на иностранном языке». Удалось ли бы это у него без саундтрека Морриконе? Не думаю. Интересно и то, что в создании саундтрека принимал участие Андреа, сын композитора, который сейчас также сочиняет музыку для кино.
Еще одна и последняя на данный момент совместная работа дуэта Торнаторе-Морриконе. (В 2016 году на экраны должна выйти их новая совместная картина — «Корреспонденция»). Психологический триллер о коллекционере картин и оценщике произведений искусства Вёрджиле Олдмане в исполнении Джеффри Раша и его загадочной клиентки, которую сыграла Сильвия Хукс, требовал соответствующего саундтрека, и композитор в очередной раз справился со своей задачей. На протяжении всего фильма главная тема помогает держать зрителя в напряжении, а женских хор из «Volti e fantasmi», напоминающий порой церковный, звучит в ушах еще долго после финальных титров «Лучшего предложения».