Эннио Морриконе: композитор нескольких эпох

10 ноября 2015, 15:20

Без его саундтреков не получили бы статус культовых вестерны с Клинтом Иствудом, а фильмы других великих современников не стали такими успешными. 10 ноября, в 87-й день рождения Эннио Морриконе, «365» решил вспомнить самые яркие работы маэстро из тех нескольких сотен, которые он написал за свою карьеру.

«За пригоршню долларов» (1964)

Кадр из фильма "За пригоршню долларов"

Кадр из фильма «За пригоршню долларов»

Эта картина открыла целую эпоху в мире кино: с неё начался жанр итальянского «спагетти-вестерна», она стала первой в «долларовой трилогии» режиссера Серджо Леоне, она открыла путь в большое кино Клинту Иствуду. Однако с фильма «За пригоршню долларов» начался и творческий путь Морриконе как композитора саундтреков. Режиссер Серджо Леоне изначально планировал привлечь другого музыканта для записи музыкальной темы, однако в итоге решил довериться своему однокласснику, который к тому моменту занимался аранжировкой для радио и ТВ и успел подготовит несколько саундтреков.

Леоне плотно сотрудничал вместе с композитором, прорабатывая темы персонажей и желая, чтобы саундтрек писался параллельно со сценарием. Результатом стали композиции, которые были высоко оценены критиками, но, как ни странно, впоследствии раскритикованы самим их создателем.

«Хороший, плохой, злой» (1966)

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой"

Кадр из фильма «Хороший, плохой, злой»

Сотрудничество Морриконе и Леоне продолжилось и после: сначала в «На несколько долларов больше» (1965), а затем в «Хорошем, плохом, злом» (1966) — картине, которая стала культовой не только для режиссера и композитора, но и для всего мирового кинематографа. Как и раньше, музыка для вестерна, повествующего в этот раз сразу о трех героях Гражданской войны, писалась заранее.

Для каждого из персонажей композитор подбирал свой инструмент, символизирующий его, — таким образом, музыкальное сопровождение становилось своеобразным проводником для зрителя по сюжету и образам кинофильма. Основная же тема «Хорошего, плохого, злого», в которую вклиниваются звуки, напоминающие вой шакала, стала музыкальным синонимом слова «вестерн».

«Профессионал» (1981)

Композиция «Chi mai» — пожалуй, тот самый случай, когда музыкальную тему знают больше, чем фильм, в котором она звучала. Первая версия произведения была написано маэстро еще в 1971 для картины «Магдалена» польского режиссера Ежи Кавалеровича, однако по-настоящему саундтрек прославился после выхода «Профессионала» десятью годами позже с Жан-Полем Бельмондо в главной роли.

«Миссия» (1986)

Кадр из фильма "Миссия"

Кадр из фильма «Миссия»

Хотя обычно Морриконе отказывается назвать свою любимую работу, музыкальную тему для фильма «Миссия» Ролана Жоффе с Робертом де Ниро в главной роли он упоминает среди своих наиболее удачных. (Неслучайно композитор удостоился статуэтки BAFTA и «Золотой глобус» за этот фильм).

Сюжет строится вокруг приключений священников-иезуитов во время миссии в Южной Америке, которые отправляются туда, чтобы проповедовать христианскую веру индейцам. Чтобы создать нужное настроение, Морриконе прибегнул к испанской гитаре, национальным индейским мотивам и гобою — композицию «Gabriel’s Oboe» называют одной из самых узнаваемых в его дискографии. Сам процесс написания саундтрека композитор описывал так: «Я должен был представить музыку индейцев. Какой она была? Я не знал, поэтому я изобрел её».

«Новый кинотеатр «Парадизо» (1988)

Кадр из фильма "Новый кинотеатр "Парадизо"

Кадр из фильма «Новый кинотеатр «Парадизо»

С этой ленты началось сотрудничество и дружба между Морриконе и его соотечественником Джузеппе Торнаторе. Действие картины разворачивается на Сицилии и рассказывает о взрослении главного героя, образ которого во многом отражает биографию самого режиссера. Заглавная тема мало меняется на протяжении всего фильма, однако в полную меру она раскрывает себя только в финале ленты, который трудно представить без неё.

«Новый кинотеатр «Парадизо» получил статуэтку «Оскар» в 1990 году как «Лучший фильм на иностранном языке». Удалось ли бы это у него без саундтрека Морриконе? Не думаю. Интересно и то, что в создании саундтрека принимал участие Андреа, сын композитора, который сейчас также сочиняет музыку для кино.

«Лучшее предложение» (2012)

Кадр из фильма "Лучшее предложение"

Кадр из фильма «Лучшее предложение»

Еще одна и последняя на данный момент совместная работа дуэта Торнаторе-Морриконе. (В 2016 году на экраны должна выйти их новая совместная картина — «Корреспонденция»). Психологический триллер о коллекционере картин и оценщике произведений искусства Вёрджиле Олдмане в исполнении Джеффри Раша и его загадочной клиентки, которую сыграла Сильвия Хукс, требовал соответствующего саундтрека, и композитор в очередной раз справился со своей задачей. На протяжении всего фильма главная тема помогает держать зрителя в напряжении, а женских хор из «Volti e fantasmi», напоминающий порой церковный, звучит в ушах еще долго после финальных титров «Лучшего предложения».

 

И, наконец, для настоящих гурманов — подборка саундтреков к фильмам Квентина Тарантино. Композиции Морриконе звучат в «Бесславных ублюдках» и картине «Джанго освобожденный». Скоро мы также услышим музыку Морриконе в грядущей «Омерзительной восьмерке».

Текст: Виталий Михайлюк

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ