Энди Серкис – человек в костюме с маркерами

20 апреля 2015, 06:37

Сегодня исполняется 51 год человеку, которого в будущих учебниках по истории кинематографа обязательно назовут «первопроходцем и первым испытателем технологии motion-capture».

Слава к Энди пришла не сразу – первые его роли в театре датируются 1985 годом, активно начал сниматься на телевидении и в кино в 1994, но лишь 5 лет спустя ему улыбнулась удача. Питер Джексон, сам того не ведая, определил всю будущую карьеру актера, пригласив его на роль Голлума в фэнтези-трилогии «Властелин колец». Сложно сказать, был ли это указующий перст судьбы или лишь удачное стечение обстоятельств, но в один день 1999 года Серкис получил образ всей жизни, ПиДжей (Питер Джексон) – верного коллегу и друга, а мир – одного из лучших актеров современности.

Поначалу Голлум планировался как полностью нарисованный на компьютере персонаж, но Джексон, увидев мимику и пластику Энди Серкиса, понял, что это обязательно должно быть показано на большом экране. Технологии захвата движений в те дни были ещё совсем новым явлением, о них практически не знали и уж точно не рассматривали как серьезный инструмент кинопроизводства. Команде новозеландских специалистов по спецэффектам из студии «WetaDigital» пришлось потратить уйму времени, чтобы подтянуть технологии до приемлемого уровня, так что в первом фильме знаменитой трилогии — «Властелин колец: Братство кольца» персонаж Серкиса практически не появлялся. Зато сиквел – «Две Башни» стал настоящим звездным часом, как для актера, так и для его экранного героя. Любовь критиков и зрителей снискал не только способ, с помощью которого Голлум ожил на экране, но и невероятные усилия, которые Энди Серкис приложил для такого перевоплощения. Практически четыре года провёл он в Новой Зеландии, вдали от семьи и родных, прорабатывая и переснимая нужные сцены. Дело в том, что motion-capture (на начальной стадии) требовал от актера и всей съемочной группы дважды снимать один и тот же фрагмент фильма. Сначала в реальных декорациях с живыми людьми (основными партнерами Серкиса по площадке были Элайджа Вуд и Шон Эстин), чтобы они «не общались с воздухом» и их эмоции были максимально убедительными, а затем в студии, где на исполнителя роли cg-героя надевался специальный костюм и куча датчиков захвата движения. Весь этот процесс требовал необычайной точности, аккуратности и слаженной работы команды. Ситуация ухудшалась ещё и тем, что сами датчики постоянно ломались и выходили из строя, а компьютеры давали сбои.

D

Но весь пролитый пот стоил того. Финальная часть трилогии – «Возвращение короля» — собрала 1 миллиард долларов по всему миру и завоевала 11 премий «Оскар». В числе триумфаторов оказался и Энди Серкис вместе с командой cg-специалистов. Они, несмотря на все сложности, доказали жизнеспособность новых технологий и показали будущее кинопроизводства – уже через 5-6 лет Джеймс Кэмерон выпустит на экраны «Аватар», практически полностью построенный на «захвате движений».

Дальнейшая же карьера самого Энди после этого момента шла лишь в гору. За «Возвращением короля» последовал «Кинг Конг» того же Питера Джексона, где Серкису выпала не только cg-роль гигантской гориллы, но и образ боевитого кока Лампи. Затем последовало множество ролей без использования странных датчиков и костюмов (одна из них – помощник Николы Тесла в «Престиже» Кристофера Нолана) и лишь в 2011 актер вернулся к истокам. Снова обезьяна, снова «захват движений», но уже совершенно другое состояние технологий. Теперь актер в маркерах может играть наравне с остальными героями, сниматься как в павильоне, так и на натуре, а камеры в состоянии передать даже самые мелкую пластику. Фильм «Восстание планеты обезьян» снова поднял престиж Серкиса как самого убедительного актера, который может сыграть компьютерного персонажа – Энди часами просиживал в зоопарке, фиксируя и запоминая движения настоящих обезьян, а затем перенося их на экран. Годом позже последовал уже совсем реальный камбэк – роль Голлума в «Хоббите», где Серкис также был вторым режиссёром (на пару с другом Джексоном). После этого вторая часть «Планеты обезьян» и вот сейчас снова реальный персонаж – Улисс Клоу в «Мстители: Эра Альтрона». Будущий график актера под завязку забит сплошь проектами класса «А», среди них: «Звездные войны: Пробуждение силы», «Книга джунглей: Начало» и «Приключения Тинтина: Узники солнца».

Day23

Как видно из истории, Серкис никогда не прощался со своим прошлым до конца. Вот, что он говорил о своём первом cg-герое:

«Я никогда не забывал о Голлуме. Можно сказать, что он проник в мой ДНК. Когда играешь персонажа, настолько прочно засевшего в общественном сознании, ты перестаёшь быть самим собой».

Энди настолько перестал быть самим собой, что Питер Джексон действительно хотел выбить у Киноакадемии хотя бы его номинацию на «Оскар». Но не судьба – по правилам премии, актер должен лично присутствовать на экране.

Но награды не так уж важны. Несмотря на их отсутствие, Энди Серкис уже вписал свое имя в историю кинематографа – где бы было кинопроизводство сейчас, если бы не его самоотверженная и скрупулёзная работа по созданию монструозных образов, которые, однако, обладают чуткой и живой душой. В конце концов, удивительный опыт работы Энди учит нас, что сухие технологии, в сущности –  ничто без человеческого ума, сердца и творчества.

Текст: Александр Залесов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ