Споры о том, должны ли деятели искусства своими произведениями наставлять человека и нести мораль, вероятно, будут идти бесконечно. Американский режиссер Элиа Казан всем своим творчеством дает понять, что был ярым приверженцем важной наставляющей роли искусства в жизни общества. Его картины всегда были социально значимыми, поднимали самые актуальные и сложные темы. При этом в жизни Казана случилось то, за что многие отвернулись от него раз и навсегда. В 1952 году перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности он перечислил своих соратников и коллег, которые, как и он ранее, были сторонниками левых взглядов. Угроза запрета режиссерской деятельности подействовала на Казана, который первое время воздерживался от дачи показаний. Но сейчас мы сосредоточим внимание исключительно на результатах творческой деятельности мастера, ведь, как высказался в 1999 году на тему вручения Казану почетного «Оскара» Грегори Пек, «нужно разделять Казана-режиссера и Казана-человека».
Элиа Казан родился в Стамбуле (в те годы Константинополе) в 1909 году. Его бедная греческая семья перебралась в Нью-Йорк, когда ему было 4 года. Казан получил прекрасное образование: после окончания престижного Уильямс-колледжа он поступил в Йельский университет на отделение драматических искусств. Далее в его жизни следует прекрасная карьера театрального режиссера, принесшая Казану славу и три самых почетных в театральном мире премии «Тони». Еще одним крайне примечательным моментом в творческой жизни Казана стало открытие им в 1947 году «Актерской студии», которая со временем стала знаменитой колыбелью множества ярчайших талантов, среди которых Марлон Брандо, Аль Пачино и Кевин Спейси.
Первая полнометражная картина Казана, снятая им по роману Бэтт Смит (Элиа и Бэтт вместе учились в Йельском университете), во многом стала олицетворением его будущей карьеры в кино. Не событие с исторической точки зрения, не явление, а именно человек оставался важнейшим в карьере Казана от начала и до ее конца. «Дерево растет в Бруклине» – трогательная ода доброте, чуткости и искренности.
Джонни Нолан (Джеймс Данн) – неудачник с точки зрения успешной карьеры и достатка. Но он наделен прекрасными человеческими качествами, а посему делится ими со всем миром. Его жена Кэти (Дороти МакГуайр), отягощенная каждодневными сложностями быта и воспитания их детей, достоинств мужа не ценит. И лишь после смерти Джонни, когда Кэти видит, как много совершенно незнакомых ей людей явились на похороны отдать дань памяти ее мужу, приходит осознание того, что же в этой жизни действительно важно. Ведь не обязательно быть успешным и богатым, чтобы люди тебя по-настоящему ценили. Самое важное, что эту простую истину в свои юные годы осознает их дочь Фрэнси. Великолепно исполнившая ее Пегги Энн Гарнер даже получила молодежную награду Академии, а ее героиня Фрэнси вынесла для себя, что быть искренним и добрым человеком, каким был ее отец, – это своего рода профессия.
Терпимость – тема еще одной картины Казана. «Джентльменское соглашение» по одноименному роману Лауры Хобсон – история журналиста Филиппа Грина (Грегори Пек), которому необходимо написать материал об антисемитизме. Для того, чтобы материал получился ярким и оригинальным, совсем недавно переехавший в Нью-Йорк Грин принимает решение притвориться на некоторое время евреем. Лишь оказавшись на месте «жертвы», Грин сталкивается с разного рода притеснениями и осознает всю серьезность проблемы.
«Джентльменское соглашение» – это такой вид неофициального договора, неисполнение которого ведет лишь к последствиям морального характера. Одноименный фильм Казана, принесший ему две статуэтки «Оскар» (за лучший фильм и за режиссуру), назван так, потому что в США подобные «джентльменские соглашения» действовали и в отношении определенных меньшинств. По этим соглашениям, например, владельцы крупных фирм, компаний или издательств договаривались не принимать на работу евреев и афроамериканцев. В фильме даже упоминаются 3 реально существовавшие в США крайне влиятельные персоны, запятнавшие себя проявлением расизма и антисемитизма.
Стоит отметить, что начальники киностудий, среди которых было множество евреев, узнав о создании картины, попросили прекратить съемки, чтобы не ворошить осиное гнездо. Авторы не только не отказались от своего детища, но и занесли в сюжет фильма сцену, по сути пересказывающую эту ситуацию.
Грин в течение всего фильма изучает проблему предрассудков и нетерпимости на национальной почве. Сталкивается он с этой проблемой даже среди тех, кто считает себя ее противником или молча наблюдает за подобной несправедливостью. В этом вопросе пассивная позиция немногим отличается от национализма или расизма. Журналист Грин не просто исследует это негативное явление, но и ведет с ним активную борьбу, проявляя храбрость и гуманность.
Одним из главных качеств, которым может быть наделен человек, безусловно, является стремление к справедливости. В нашем мире, испытывающем в нем потребность, эта черта характера ценится на вес золота. Именно об этом рассказывает основанный на реальных событиях фильм Казана «Вива, Сапата!» по сценарию знаменитого американского писателя Джона Стейнбека.
Главный герой картины простой мексиканский крестьянин Эмилиано Сапата (Марлон Брандо), принявший решение дать отпор эксплуатирующим обычных людей властям и бандитам. В своем сопротивлении несправедливости он становится настоящим лидером Мексиканской революции начала XX-го века, преданным свободе народа и правам угнетенных. Эмилиано не идет на компромисс с третьими силами, желающими использовать его в своих целях. Он отказывается от каждого, кто предает его светлые гуманистические идеалы, оставаясь верным им до самого конца. Именно поэтому Сапата стал настоящим героем и легендой среди народа.
По мнению многих критиков и деятелей киноискусства, лучшим фильмом Казана можно и нужно считать «В порту». «Небольшим» подтверждением тому стали 8 премий «Оскар», в том числе в категориях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Фильм основан на серии из 24 статей под названием «Преступление в порту». Серия была опубликована в газете The New York Sun, а журналист Малкольм Джонсон получил за нее престижнейшую Пулитцеровскую премию.
Главный герой «В порту» Терри Маллой (Марлон Брандо) – докер, который становится свидетелем убийства честного работяги. Тот пострадал именно из-за своей честности и несклоняемости. За этим убийством стоит гангстер Джонни Фрэндли (Ли Джей Кобб), контролирующий работу в порту. Маллой встает перед выбором: остаться в кругу любимчиков Фрэндли или встать на сторону справедливости и дать показания против него. История храброго и самоотверженного героя Брандо, чью игру Казан назвал лучшей из увиденных им мужских перформансов в кино, доказывает, что иногда находиться на стороне добра и правды смертельно опасно. Но оно того стоит.
Еще одним прекрасным фильмом Казана о природной доброте человека стал «К востоку от рая» по роману и сценарию Джона Стейнбека. Главный герой фильма – калифорнийский парень Кэл Траск (Джеймс Дин), чей отец Адам (Рэймонд Мэсси) испытывает заметно более теплые чувства к своему второму сыну Арону (Ричард Давалос). Адам часто предвзято критикует и ругает Кэла, параллельно проявляя гордость и заботу об Ароне.
Кэл в поисках отцовской любви сталкивается с самыми темными уголками человеческой души. Этот поиск, наполненный страданием и сопровождаемый завистью и ненавистью, словно в притче о Каине и Авеле, своей игрой прекрасно изобразил Джеймс Дин. Молодой Дин, к сожалению, стал первым актером, посмертно номинированным на «Оскар» за главную мужскую роль. Казан выразился по поводу работы с юным дарованием следующим образом:
«Вам не может не понравиться парень, который буквально источает эту внутреннюю боль. Он, как и дикий пес, который лает и огрызается до тех пор, пока вы его не приручили. Но после он всем своим стремлением открывается и обращается к вам».
«К востоку от рая» показывает, как первостепенно важны для человека простые любовь и внимание. Особенно от родного человека. Эти чувства преображают все вокруг себя, что и произошло с героем Джеймса Дина. Они делают людей и мир лучше. Точно так же, как и прекрасные картины великого классика мирового кино Элии Казана.