После ретродрамы «Франц», снятой в нарочито классической манере, Франсуа Озон решил вернуться к более современному материалу и к своему излюбленному жанру – психологическому триллеру с элементами эротики. «Двуличный любовник» — это вольная экранизация книги Джойс Кэрол Оутс «Жизнь близнецов». Премьера картины состоялась на 70-м Каннском международном кинофестивале, где она вошла в основную конкурсную программу.
Начинается фильм с короткого пролога, в котором длинные волосы главной героини Хлои превращаются в короткую мальчишескую стрижку. Этот символический момент сразу дает понять, что хоть Марина Вакт и играла в предыдущем фильме Франсуа Озона «Молода и прекрасна», в новой ленте ее Хлоя — это совершенно другая девушка, не то только внешне, но и внутренне.

Кадр из фильма «Двуличный любовник»
Бывшая модель Хлоя мучается от болей в животе. Медицинское обследование не приносит результата. Врач говорит девушке, что «живот – это второй мозг» и отправляет на консультацию к психотерапевту. Хлоя начинает ходить к психотерапевту Полю (постоянный актер братьев Дарденн Жереми Ренье). Через пару сеансов ей становится лучше и физически, и эмоционально. Вроде бы потребности в визитах к Полю уже нет, но именно с этого момента история только начинается – Хлоя и Поль успели влюбиться друг в друга. Так как рабочий кодекс психотерапевта не позволяет ему встречаться с пациенткой, то он быстро находит Хлое другого специалиста, а сам начинает жить с возлюбленной и ее котом Мило.

Кадр из фильма «Двуличный любовник»
Как это частенько бывает с парами, которые только-только начали жить в месте, оказывается, что они совершенно друг друга не знают. Поль сразу невзлюбил мурчащего Мило, и Хлоя вынуждена отдать питомца странноватой соседке. В свою очередь девушка обнаружила в коробке с личными вещами любимого старый паспорт на другую фамилию и фотографии с братом Луи, о котором Поль до этого ни разу и словом не обмолвился. На этом месте, пожалуй, стоит закончить рассказ о сюжете фильма, так как все герои (даже четвероногие!) с этого момента начнут обретать фантомных или реальных близнецов.

Кадр из фильма «Двуличный любовник»
Хлоя – классический ненадежный рассказчик, а так как мы видим историю ее глазами, то мы и сами оказываемся в плену ее иллюзий и страхов. Озон мастерски создает атмосферу тягучего сюрреалистического пространства и помещает в центр созданного им мира хрупкую невротичную красавицу, как, например, это делал Роман Полански в «Отвращении» или «Ребенке Розмари». Или как это сделал в недавней «маме!» Даррен Аронофски. Разобраться, что из происходящего явь, а что — грезы, практически невозможно, уж слишком умело Озон запутывает следы и практически не оставляет зрителю подсказок, только приглашение прогуляться по Зазеркалью, где у каждого есть свой зловещий двойник.

Кадр из фильма «Двуличный любовник»
Несмотря на обилие саспенса в духе фильмов Хичкока — Франсуа Озон был и остается блестящим стилизатором – «Двуличный любовник» наполнен и смешными, и даже нелепыми эпизодами. Эта привычная для режиссера ирония не позволяет сказать, что перед нами классический психологический триллер, скорее, сборный конструктор из разных жанров. Тема близнецов проходит красной нитью через весь фильм и не дает ему распасться на отдельные фрагменты. Это не такое мрачное высказывание о зловещей, темной стороне феномена, как в фильме «Связанные насмерть» Дэвида Кроненберга, хотя элементы боди-хоррора появятся и в «Любовнике». «Двуличный любовник» — это своеобразное культурологическое эссе о близнецах. Режиссер обстоятельно подошел к этому вопросу и с азартом рассказывает о том, как близнецы живут в утробе матери, как постоянно соперничают друг с другом, как это соперничество легко может перерасти в ненависть.

Кадр из фильма «Двуличный любовник»
Франсуа Озон с упоением демонстрирует эротические фантазии, которые появляются у Хлои, когда она в тайне от Поля заводит роман с его братом-близнецом Луи. Вроде бы братья внешне идентичны, но на проверку оказываются совершенно разными личностями, что и притягивает к ним героиню, позволяет ей самой проиграть разные модели поведения и примерить разные маски. Жереми Ренье блестяще справился с задачей сыграть двух внешне идентичных, но разных по характеру людей. Не потерялась на его фоне и молодая актриса Марина Вакт, которая решила не задерживаться в амплуа инженю, а сразу перешла к характерной роли женщины на грани нервного срыва. С химией между героями Вакт и Ренье тоже все более чем в порядке. Страсть, разгоревшаяся между Хлоей и братьями, выплескивается на зрителей сквозь экран, к ней нельзя остаться равнодушным. Эротический аттракцион, разыгранный актерами, добавляет фильму остроты. Можно сказать, что благодаря «Двуличному любовнику» родился один из лучших актерских дуэтов за последнее время.

Кадр из фильма «Двуличный любовник»
Озон не стесняется цитировать своих коллег, но при этом делает это изящно, не превращая свои произведения в тяжеловесные центоны. На все перечисленные выше отсылки можно обращать внимание, а можно и нет. «Двуличный любовник» способен удержать внимание зрителя от начала и до конца, даже если не подключаться к интертекстуальной игре, в которую приглашает поиграть режиссер. Фильм хочется пересмотреть не только для того, чтобы разобраться в лихо закрученном сюжете, но и чтобы еще раз насладиться прекрасно выстроенными кадрами и высококлассной актерской игрой. «Двуличный любовник» — однозначно творческая удача французского режиссера и один из лучших европейских фильмов 2017 года.
Текст: Валерия Динчер
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить