«Духless-2»: дауншифтер в вакууме, или потому что Козловский

2 марта 2015, 21:51

Рецензия на художественный фильм «Духless-2».

Перед пресс-показом картины Федор Бондарчук (продюсер) сказал: «Мы не смогли расстаться с Козловским и решили снять второй фильм». Роман Прыгунов (режиссер) сказал то же самое. Данила Козловский, видимо, понимая странную логику этих слов, поспешил выручить съемочную группу: «Вы не со мной не смогли расстаться, а по другим причинам, мы знаем, по каким…» Пока зал не успел загуглить сборы от первого «Духless’а», Данила начал рассказывать, какими захватывающими были съемки и как приятно работать в команде. Еще авторы отметили, что герой вырос, фильм серьезный, и вообще: «Мы учли все минусы». Но кто-то все же уточнил, что сначала была мысль снять Козловского, потом – мысль снять продолжение «Духless’а», а уже потом стало понятно, что нужен сценарий с какой-то идеей. Просмотр фильма расставил точки над «i»: да, в приоритете у создателей был исключительно Козловский.

Судя по всему, команда второго «Духless’а» читала всю критику «Духless’а» первого, и второй сценарий составлялся как работа над ошибками первого. В этом фильме нет ничего яркого, взрывного, заводного, сумасшедшего, спорного, шокирующего. Обновленный до последней версии Макс Андреев настолько по-ангельски идеален, что Бали – это, похоже, Рай, где есть даже свой местный бармен-хранитель (в исполнении Доминика Пинона, «вклеенного» сюда для международного проката).

IMG_0497 - Copy

Макс уединенно живет в двухэтажной келье с видом на океан, носит белую тогу, божественно рассекает на белом же эксклюзивном серфе (вместо крыльев) и между делом спасает новичка на красном серфе. Предположим, что цветовой символизм (белый – святость, чистота, красный – искушение, опасность) досок для серфинга — не случайность, как и сопоставление мятущейся души Андреева с бушующим океаном на протяжении всего фильма. Впоследствии оказывается, что спасенный «красный» серфер — не кто иной как Роман Белкин, большой «нанобосс» из Москвы. В качестве благодарности за спасение своей честной жизни гламурного трудоголика он искушает Макса «седлать другие волны» в Москве, убеждая, что в России теперь все для людей. Просветленный Максим отказывается. Но тут у него в доме находят подозрительный пакет. Макс быстро продает келью и прямо в тоге и сандалиях летит (в самолете) в Москву. Там его уже ждет задание свыше: Роман Белкин крадет государственные блага и послушание Максима будет заключаться в сборе компромата.

На «райском» прологе житие Максима Андреева заканчивается. В Москве он теряется: теперь сценаристам нужна была только его фигура в черном костюме, мелькающая то там, то здесь и особо ничего не делающая. По сути, главные герои московского отрывка – это коррупция в лице Белкина и антикоррупция в лице колоритных представителей МВД. Белкин обрисован лениво: страсть к обогащению, «обнимашки», неуемный пафос – стандартный набор, эдакая версия Андреева до очищения Бали. МВД же расписано с какой-то даже сериальной страстью и размахом. В «Духless’е-2» стражи порядка выполняют не только развлекательную функцию, откалывая один перл за другим, но также и воспитательную. Майору Савелову, который курирует Андреева, «за державу обидно», и именно майор и его коллеги хоть как-то двигают несчастный сюжет с дауншифтером в вакууме.

Что же остается Андрееву? На «БМВ» последней модели он, как послушный мальчик, ездит туда, куда его посылают, и, хотя розовые очки Максим не носит, с наивностью новорожденного он выслушивает нелепый бред о том, что миллиарды не теряются, а просто долго «идут» до счетов. Причем это нормальная реакция: ни его опыт из первой части, ни даже логика вообще никак не противоречат тому, что он видит. В перерывах между чуждыми ему тусовками и рыцарскими попытками отвоевать у МВД честь Белкина и свой паспорт, Андреев с той же покорностью Высшим Силам просматривает стартапы в «Росинновациях». На фоне «нанотлена» авторы сценария подсовывают Андрееву интересный проект, который, как впоследствии выясняется, нужен был исключительно для того, чтобы закончить фильм – иначе бы не срослось.

DWS_STL_163279 - Copy

Еще одним ходом авторов из разряда «что это было?» стала встреча Максима с бывшей возлюбленной Юлей. Поначалу кажется, что в этом должна заключаться мораль: одна поперек любви вышла замуж, чтобы реализовать свои благородные цели, другой поперек совести уехал из страны и бросил девушку, не смог разлюбить и не может вернуть. Юля, конечно же, не верит, что Максим после медитаций и фруктовой диеты изменился, а Андрееву нечего сказать. Однако ближе к концу и здесь видны белые нитки: Максим таки становится хорошим в глазах Юли, но для этого использует Юлины связи. Высокий градус драматизма невозможной любви а-ля «Онегин-Ларина» оказывается тонким расчетом: так вот ты зачем здесь, Юля, так вот ты зачем стала медийным лицом!

В сухом остатке фильм держится именно за счет того, что авторы (они же Судьба, Высшие Силы, Боги и т.д.) то там, то здесь вопреки логике вмешиваются в характеры героев и ход событий и очень радуются тому, как зрелищно у них получается. Фильм ни секунды не идет – его тащат, потому что надо. Избитый прием «кривого зеркала» в отношении честности Белкина по замыслу должен был открыть зрителям (и наивному Андрееву) глаза и стать острым сюжетным ходом. Ради правдоподобности хитрые сценаристы даже заставили терзающегося Максима покаяться Белкину, что он стукач. Казалось бы, интрига – но нет, интрига тут только в том, кто из МВД смешнее пошутит и как скоро.

На фоне статичных с конца первого «Духless’а» главных персонажей спасать положение приходится второстепенным. Один из таких – майор МВД Савелов (Павел Ворожцов), который на конец фильма остается единственным героем, за которым интересно наблюдать: именно он рискует всем ради заторможенного Андреева, именно он помогает Максиму совершить ключевые для сюжета поступки – буквально пинками. Но от майора с чебуреком веет типом сериального полицая-молодца, а это опять белые нитки. Девушка Романа, Алена, несмотря на то, что ее буквально соткали из стереотипов (вплоть до родного города) так обаятельно, убедительно и просто сыграна Александрой Бортич, что ей веришь. Злодей Белкин, несмотря на узость образа, именно за счет актерской игры Милоша Биковича занимателен – но не более, так как все продумано в пользу Андреева-Козловского, и Биковичу остаются только «обнимашки» и возможность немножко поистерить.

DWS_STL_190312 - Copy

Тем временем Данила Козловский играет. Он играет так, что даже обидно, на что талант просаживает. В первом фильме его Андреев был ярким, уникальным, сумасшедшим, он менялся и к чему-то шел, а здесь… Сыгран он хорошо, это новый во всем сомневающийся Андреев, но видно, что для Козловского это уже давно пройденный уровень. Сложности у главного героя нет, и это негативно влияет на впечатление от всего фильма. «Духless-2» слабый, он – «не то». Хотя сама задумка имеет право быть. Новая Россия с нанотехнологиями, Интернетом, госкорпорациями и старыми проблемами. Но при чем тут Макс Андреев, герой Эпохи первого пришествия Путина к власти, который априори не может стать тем, кого из него вылепили авторы второго фильма? Только при том, что Козловский?..

Финал второго «Духless’а» настолько счастливый, что можно подумать, будто Андреев снова начал покуривать, и волнующийся океан людей у него под ногами — галлюцинация. Но нет.

DWS_STL_094039 - Copy

Несправедливо будет не отметить, что картинка «Духless’а-2» очень профессиональна. Оператор Павел Капинос умудрился даже сталинские многоэтажки снаружи и изнутри снять по-голливудски масштабно и красиво, а про природу Бали, стеклянные бизнес-центры и ночную Москву тогда и говорить нечего. Картинка местами даже интереснее сюжета, а кое-где камера и вовсе вытягивает несмешные шутки (как, например, в уже традиционном появлении Путина).

Благодаря, прежде всего, красивой картинке красивой жизни, местами остроумному юмору, нескольким новым, на «3» реализованным идеям да Даниле Козловскому «Духless-2» и будут смотреть.

Текст: Светлана Иванова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ