Социологи из Университета Дюка выяснили, что в фильмах студии Disney счастье и благосостояние главных героев зависит от тяжелого труда, который может вытащить их из бедности.
Джесси Строб и два его студента, Мириее Айале и Коллин Викстед, просмотрели 36 фильмов Disney и Pixar и выяснили, насколько изменяется образ жизни главных героев и их финансовое благополучие в течение развития сюжета мультфильма.
Как оказалось, что только 4% главных героев мультфильмов могут быть классифицированы как «бедные», а усердие и сильный дух являются основными показателями для социальной мобильности. Только один персонаж, принадлежащий к рабочему классу, беспокоился о своем финансовом положении.
«Бедность – не является большой проблемой. Чтобы быть счастливым, нужно принадлежать к рабочему классу и много трудиться. Именно так в этом мире любой человек, если он является амбициозным, целеустремленным и имеет доброе сердце, может стать успешным. При этом, разбогатев, персонажи охотно обеспечивают всех остальных. Конечно, в реальном мире все устроено по-другому», — отмечает Джесси Строб.
Свое исследование Строб назвал «Мягкое неравенство: структуры бедности и социального неравенства в детских фильмах» (Benign Inequality: Frames of Poverty and Social Class Inequality in Children’s Movies). В нем он определил, что большинство героев фильмов Disney и Pixar можно отнести к верхушке среднего класса. В реальности примерно 25% американских детей живут в бедности.
«Исследования показали, что к тому времени, когда детям исполняется 12 лет, они уже усваивают много американских идей о классе – о том, что бедные ленивы, а богатые умны и трудолюбивы. Родителям не нравится говорить на эту тему с детьми, поэтому я считаю, что именно кино, которое смотрят дети, может дать им представления о классовых различиях», — говорит Строб.
Исследование об отношении к рабочему классу в мультфильмах является продолжением другой работы – об образах женщин в мультфильмах Disney. Так, было выяснено, что диснеевские принцессы всегда говорят меньше, чем персонажи мужского пола, даже несмотря на то, что они являются главными героинями историй. Лингвисты Кармен Фот и Карен Айзенхоер выбрали для анализа мультфильмы «Красавица и чудовище» и «Аладдин», которые являются особенно бедными в представлении голоса персонажей женского пола.
Текст: Анна Кожеурова