«Девушка из Дании», последний фильм Тома Хупера, снявшего оскораносный «Король говорит» и нашумевший мюзикл «Отверженные», психологически и морально сложная картина, как для восприятия, так и для актеров – Эдди Редмэйна и Алисии Викандер, сыгравших супругов Вегенеров.
«В фильме «Девушка из Дании» рассказывается удивительная история Лили Эльбе, одной из первых в мире женщин, решившихся на трансгендерную операцию. Фактически, сюжет рассказывает об истории любви двоих людей, которые вместе помогли Лили стать собой. Их брак стал залогом ее трансформации», — говорит режиссер.
Вся фабула уместилась в трех предложениях, но сам сюжет здесь особо и не важен. На первый план выдвигается психологический аспект, моральные переживания, процесс не перевоплощения, а именно высвобождения сущности женщины из мужчины.
«Девушка из Дании» — это фильм-поиск. Художник Эйнар Вегенер всегда ощущал в себе что-то неправильное, он был будто чужероден сам себе, его внутренняя Лили была подавлена социальным обществом и общественными условностями, за рамки которых порой так страшно выходить. Нет ничего более пугающего, чем быть не таким как все, чувствовать всеобщее осуждение, постоянное давление или ожидание. Таким и был Эйнер-Лили. В течение фильма женщина внутри него проснулась и расцвела, как настоящий цветок, позабыв про все условности. Она так страстно хотела стать, наконец, самой собой, что ей было все равно, что о ней подумают другие – она нашла гармонию, а ведь это удается редким счастливчикам. Важно здесь то, что Лили действительно всегда жила в Эйнере, и Том Хупер вместе со сценаристом Люсиндой Коксон, очень тонко это подметили и показали в мелких деталях, на которые многие, может быть, и не обратили бы внимания. Вот Эйнер-Лили подправил помаду на губах своей жены Герды, вот он заметил, что у нее новая ночная сорочка, вот он мягко стряхнул несуществующую пылинку с собственного пиджака. Женственность Лили проявляется во всем – в томном взгляде, в чувственности движений, в смущенной улыбке, в волнообразном локоне, спадающем на лоб и глаза, в деликатной манере смеяться, сидеть, держать кисточку – Эйнер был художником до своего перевоплощения.
Эдди Редмэйн, сейчас получающий все больше ролей и набирающий обороты в своей популярности, идеальное попадание в роль. Том Харди признался, что он самого начала видел Лили-Эйнера только в исполнении Редмэйна. Его нестандартные черты лица, аристократично-утонченные и по-голливудски нехарактерные, кажется, созданы для этой роли.
«Был ли я напуган? Разумеется, но я вообще всего на свете боюсь! Но я понял, что страх того, что я не сыграю эту роль, меня вообще съест изнутри. Он подталкивал меня вперед и заставлял выкладываться на съемочной площадке».
Вторым главным персонажем во всей этой истории стала Герда Вегенер, которую сыграла Алисия Викандер, дебютировавшая в полнометражном кино не столь давно, в 2009 году, и сразу же завоевавшая звание одной из самых многообещающих молодых актрис нашего времени. Герда – художница-портретист, яркая и сильная, эмансипированная женщина. Несколько лет она замужем за Эйнером Вегенером и живет в тени его популярности. Она рисует ничем непримечательные портреты, которые не продаются и не покупаются, пока однажды не находит свою нишу. Герда начинает рисовать Лили. Ее тут же приглашают в Париж, возносят на пьедестал, даже не догадываясь какую драму она переживает. В тот самый момент, когда Герда впервые попросила Эйнера попозировать ей в женских чулках, она пробудила дремлющую Лили и потеряла мужа, став катализатором покатившейся снежным комом истории.
В чете Вегенеров – в их тройном союзе – нельзя выбрать для себя любимого героя и болеть душой лишь за кого-то одного. Каждого из них в какой-то момент понимаешь, осуждаешь, упрекаешь в эгоизме, жалеешь, радуешься вместе с ними. Все это происходит на подсознательном уровне, настолько экранные персонажи живые и настоящие. Сила их любви друг к другу временами кажется абсурдной. Однако, Герда, несмотря на решение Эйнера-Лили, поддерживает его, а потом и ее. Она страдает, что Эйнера больше нет, но и не может не любить Лили, понимая, что это совершенно другой человек, хотя и столь же близкий.
События фильма разворачиваются на фоне потрясающе красивых городских пейзажей Дании с ее разноцветными домиками на берегу реки, и картин Вегенера, который всю свою недолгую жизнь рисовал живописное местечко недалеко от городка, где он родился и вырос – именно там впервые появилась Лили, жестоко подавленная его отцом; на фоне салонной и галерейной Франции и больничной Германии, где Лили прошла через несколько операций по смене пола.
Картина основана на реальной истории Лили Эльбе, но здесь важно помнить, что это не биография Эйнера-Лили, что для основной нити повествования взяты лишь некоторые ниточки ее судьбы, добавлены чувства и переживания, которых не было, сфантазированы эмоции, приукрашены внешности. Поэтому стоит не ждать от фильма исторической достоверности, а полностью погрузиться в трагично-романтические настроения Тома Хупера.