Сегодня, 15 сентября, исполняется 125 лет со дня рождения английской писательницы Агаты Кристи. Ее детективные романы (свыше 60!) читаются на одном дыхании, заставляя ломать голову над личностью преступника.
Действие ее книг обычно разворачивается в английских поместьях и Лондоне, но есть ряд произведений из цикла о Пуаро, где события разворачиваются на Востоке. Такой поворот в сюжете связан и с личными переменами в жизни писательницы: после первого неудачного брака Агата Кристи вышла замуж за археолога, который был на 14 лет ее младше, и путешествовала с ним по местам раскопок.
«Мой муж — археолог, а археологи — детективы прошлого».
Персонаж Эркюля Пуаро писательница придумала еще в 1916 году, написав свой первый детективный роман «Загадочное происшествие в Стайлзе». Книга настолько понравилась читателям, что Агата Кристи выпустила 85 произведений об Эркюле Пуаро. Ее выдуманный персонаж получился занятным: пышные усы, округлая фигура, небольшой рост, яйцеобразная голова, щеголеватые наряды, чуть заметный акцент и проницательный ум. Пуаро легко распутывает сложные дела при помощи «маленьких серых клеточек», которых у него явно предостаточно. Он не чурается похвалы своего таланта, но в нем нет заносчивости, он педантичен, но не зациклен на мелочах. Ему свойственны благородство и широта души, но демонстрирует он их очень скромно, предпочитая порой оставаться нераскрытым благодетелем. Персонаж получился ярким, необычным и сразу полюбился читателям. Впоследствии писательница признавалась, что устала от своего персонажа еще в 30-е годы, но не могла «убить» своего героя на волне успеха (как в случае Артура Конан Дойла и его персонажа Шерлока Холмса). Она «убила» своего героя незадолго до собственной кончины, выпустив в 1975 году финальный роман «Занавес».
Еще при жизни Агаты Кристи, были сняты экранизации ее романов. В 1931 году выходит фильм «Алиби» с Остином Тревором в главной роли. Это был первый фильм о знаменитом сыщике. Далее следуют «Черный кофе» (1931) и «Смерть лорда Эджвера» (1934). Пуаро в исполнении Остина Тревора лишен знаковой детали образа литературного прообраза: у него напрочь отсутствуют усы. Следующая экранизация приключений бельгийского детектива выходит в 1974 году. Сидни Люмет снимает «Убийство в восточном экспрессе» с британским актером Альберт Финни в роли Пуаро. Фильм номинировался на «Оскар», но в итоге награду получила актриса Ингрид Бергман (Грета Олсон) за лучшую женскую роль второго плана. Спустя четыре года режиссер Джон Гиллерман экранизирует роман «Смерть на Ниле». Вместо Альберта Финни в роли брюнета Пуаро теперь светловолосый Питер Устинов. Такое небольшое внешнее различие шло вразрез с каноническим литературным прообразом. Тем не менее, Устинов снялся еще в пяти фильмах о гениальном сыщике: «Зло под солнцем» (1982), «Тринадцать за обедом» (1985), «Загадка мертвеца» (1986), «Убийство в трех актах» (1986).
В 1989 году выходит пилот сериала «Пуаро Агаты Кристи», где роль талантливого отставного бельгийского полицейского досталась британскому актеру Дэвиду Суше. Идею сериала предложила дочь Агаты Кристи – Розалинда Хикс. Сериал получил мировое зрительское признание и был отмечен несколькими премиями BAFTA.
Именно образ Пуаро, сыгранный Суше, называют лучшим. Это неудивительно, так как актер со всей серьезностью подошел к роли: он проштудировал все романы о Пуаро и старательно учился изображать акцент.
Роман 1939 года «Десять негритят»- знаковое произведение в творчестве Агаты Кристи. Она считала его своим лучшим литературным трудом. Продано свыше ста миллионов экземпляров романа, что говорит о том, что книги писательницы вполне могут быть сопоставимы с тиражами Библии и Шекспира.
Мнение писательницы поддерживают еще 15 тысяч человек из разных стран, принявших участие в интернет – голосовании на звание лучшей книги Агаты Кристи. Опрос проводился к 125-летию писательницы на сайте http://worldsfavouritechristie.com/books. Российские поклонники творчества Агаты Кристи могут принять участие в интернет-голосовании издательства «Эксмо» и выбрать лучший роман на сайте издательства.
В центре повествования — история о том, как десять людей разных профессий, полов, социальных статусов оказываются на мрачном безлюдном острове. Вскоре при загадочных обстоятельствах начинают погибать один за другим, как в знаменитой детской считалочке про десять негритят:
Десять негритят отправились обедать,
Один поперхнулся, их осталось девять.
Девять негритят, поев, клевали носом,
Один не смог проснуться, их осталось восемь.
Восемь негритят в Девон ушли потом,
Один не возвратился, остались всемером.
Семь негритят дрова рубили вместе,
Зарубил один себя — и осталось шесть их.
Шесть негритят пошли на пасеку гулять,
Одного ужалил шмель, их осталось пять.
Пять негритят судейство учинили,
Засудили одного, осталось их четыре.
Четыре негритенка пошли купаться в море,
Один попался на приманку, их осталось трое.
Трое негритят в зверинце оказались,
Одного схватил медведь, и вдвоем остались.
Двое негритят легли на солнцепеке,
Один сгорел — и вот один, несчастный, одинокий.
Последний негритенок поглядел устало,
Он пошел повесился, и никого не стало.
По причине политкорретности, роман вышел под названием «И никого не стало», а в американских изданиях романа в тексте считалочки негритята были заменены на индейцев. Американская экранизация 1945 года «И не осталось никого» отличалась счастливой концовкой и в большой степени была основана на одноименной пьесе Агаты Кристи. Последующие экранизации также заканчивались благополучным исходом для некоторых героев. Оригинальное название романа и мрачное повествование были сохранены в фильме Станислава Говорухина 1987 года. В экранизации готичного романа снялись известные российские актеры: Владимир Зельдин, Татьяна Друбич, Александр Кайдановский, Алексей Жарков, Людмила Максакова, Александр Абдулов и многие другие. Советская экранизация запомнилась сценарием, близким к оригиналу, добавив лишь некоторые незначительные отступления в повествовании. В целом, пессимистичный финал и мрачная обстановка перекликаются с книжным аналогом. Критики отметили отличную игру актеров и отлично воссозданную гнетущую стрессовую ситуацию.
Впервые персонаж мисс Марпл появляется в рассказе «Тринадцать загадочных случаев» (1927), где предстает милой 70-летней старой девой. Ее непрезентабельная внешность вводит в заблуждение: за личиной скромной леди таится настоящий сыщик, который лихо раскрывает запутанные преступления. В общей сложности Агата Кристи выпустила двенадцать романов о неугомонной старушке.
Впервые экранный образ леди-детектива воплотила актрисе Маргарет Рутерфорд, появившись в пяти фильмах. Маргарет была подругой писательницы, так что можно считать, что автор самолично благословила Рутерфорд на роль. В 1980 году американская актриса английского происхождения Анджела ЛэнсбериМарпл играет мисс Марпл в фильме «Зеркало треснуло». Примечательно, но актриса ранее снималась в экранизации романа Агаты Кристи «Смерть на Ниле» 1978 года. Повторно роль женщины-детектива, Лэнсбери сыграет в сериале «Она написала убийство», который с большим успехом шел на телевидении. Как и в случае с Пуаро Дэвида Суше, лучшим воплощением мисс Марпл считается образ, созданный актрисой Джоан Хиксон. Сериал с ее участием включал в себя 12 эпизодов и транслировался с 1984 по 1992 год. Будучи молодой актрисой, Джоан Хиксон играла в театральных постановках по произведениям Агаты Кристи. Однажды после спектакля, она получила записку от самой Кристи, где та надеялась, что впоследствии Хиксон сыграет мисс Марпл. Как видим, желание королевы детектива исполнилось. Сыгранный Хиксон образ получился настолько достоверным и приближенным к литературному оригиналу, что королева Великобритании Елизавета II вручила актрисе Орден Британской империи.
Обычно писатели наделяют своими чертами собственных персонажей. Литературные труды Агаты Кристи бесценны. Ее вымышленные персонажи поражают детальной проработкой характера, привычек, мотивов и внешности. Они на удивление живы, благородны, проницательны и харизматичны и так похожи на своего замечательного автора.
«Я поняла, что нельзя оборачиваться назад, нельзя даже пытаться оборачиваться назад. Жизнь — улица с односторонним движением».
Текст: Александра Эрднеева