Дастин Хоффман: «Больше всего жалею, что когда-то не стал джазовым музыкантом»

8 августа 2015, 12:26

Дастину Хоффману сегодня исполняется 78 лет. По этому случаю «365» решил вспомнить важные и судьбоносные моменты жизни прославленного актера.

Хоффмана не назовешь бунтарем, но есть в нем какая-то тихая демоническая сила. Список его работ обширен. Хоффман отлично зарекомендовал себя сначала в театре, а затем и в кино. В «Соломенных псах» он мастерски сыграл ботаника-либерала, почувствовавшего вкус насилия, воплотил образ 121-летнего старика в приключенческом фильме «Маленький большой человек», исполнил дошедшего до отчаяния безработного актера в «Тутси», гениального аутиста из «Человека дождя», затмил Джона Войта в «Полуночном ковбое» и показал искреннюю отцовскую любовь в картине «Крамер против Крамера».

Дастин Хоффман в Ист-Сайде, Нью-Йорк, 1969

Дастин Хоффман в Ист-Сайде, Нью-Йорк, 1969

Тихий бунтарь

Дастин Хоффман родился 8 августа 1937 года в Лос-Анджелесе, в семье еврейских эмигрантов. Мать, Лилиан, была джазовой пианисткой, а отец, Гарри, трудился ассистентом на киностудии «Columbia Pictures», а впоследствии стал заниматься продажей мебели. Старший брат Рональд в школе был типичным отличником, и Дастин на фоне преуспевающего брата чувствовал себя уязвимым.

Интерес к актерству мальчик проявил рано. От отца он слышал кучу историй про Голливуд, а старший брат работал статистом в фильме «Мистер Смит едет в Вашингтон».

В возрасте 12 лет Дастин участвовал в школьной постановке «Рождественской песни» Чарльза Диккенса. Спектакль дорого обошелся Хоффману: после произнесения фразы «Храни нас всех Бог, черт побери!» он был исключен из школы. Перейдя в другое учебное заведение, Дастин обучился игре на пианино. Музыка стала страстью для него – он даже подумывал стать джазовым музыкантом. Однако, совсем немного проучившись в Лос-Анджелесской консерватории, он пришел к мысли, что хочет быть актером. Карьера джазового музыканта не состоялась, о чем впоследствии Хоффман сильно жалел.

Дастин Хоффман с театральной актрисой Элизабет Уилсон

Дастин Хоффман с актрисой Элизабет Уилсон, которую актер считал своей «творческой музой»

В Нью-Йорке Хоффман поступил в «Актерскую студию» Ли Страсберга. Чтобы как-то сводить концы с концами, он подрабатывал санитаром в психиатрической больнице, гардеробщиком в театре, наборщиком текста и продавцом игрушек. Попеременно с тяжелой работой Хоффман оттачивал свое мастерство, наблюдая за игрой актеров в спектаклях. Свою карьеру он начал именно в театре – в пьесе «Путешествие пятой лошади» он сыграл злого клерка Зодитча, и его игра была высоко отмечена критиками, несмотря на провал самого спектакля. Он продолжил играть в небольших театральных постановках, пытаясь добиться успеха. Хоффман отчаянно желал заявить о себе.

Однажды актер получил сильные ожоги рук и тела при приготовлении фондю, но, рискуя собственным здоровьем, решил не отказываться от ролей и репетиций – он боялся потерять то, чего уже достиг. Такое самопожертвование и работа на износ в конце концов принесли свои плоды. Талантливого театрального актера заметили режиссеры, и в жизни Дастина Хоффмана начался «сезон кино».

Дастин Хоффман в постановке "Jimmy Shine", театр Брука Аткинсона, 1969

Дастин Хоффман в постановке «Jimmy Shine», театр Брука Аткинсона, 1969

От эпизодических ролей до триумфального «Выпускника»

Мир кинематографа встретил актера эпизодическими ролями в фильмах «Выход тигра» и «Миллион Мэдигана». Вскоре удача повернулась лицом к Хоффману: его игра в спектакле «Eh?» так понравилась режиссеру Майклу Николсу, что он решил позвать актера на главную роль в «Выпускнике» (1967). Изначально предполагалось, что роль успешного выпускника колледжа исполнит актер Роберт Редфорт, но режиссер настоял на том, чтобы роль отошла именно Хоффману и убедил самого Дастина не отказываться от участия в картине.

«Персонаж в книге, по которой снимался фильм, был блондином-красавчиком, членом университетской команды по бегу. Я сказал режиссеру Майку Николсу, что сомневаюсь, подхожу ли для этой роли. После премьеры люди подходили к продюсеру «Выпускника» и говорили: «Фильм отличный, жаль только, что вы промахнулись с выбором актера на главную роль», — вспоминает Хоффман.

Дастин Хоффман в фильме "Выпускник", 1969

Дастин Хоффман в фильме «Выпускник», 1967

Хоффман играет молодого 20-летнего неопытного паренька Бенджамина Бреддока, который заводит роман со зрелой женщиной (Энн Бэнкрофт). 30-летнему Хоффману было волнительно играть наивного юношу. Актер вспоминал, что для этой роли ему нужно было преодолеть собственный скептицизм. Фильм имел громадный успех. «Выпускник» стал культовой американской картиной второй половины XX века, так как лента смогла отразить дух бунтарства и дерзости молодежи того времени.

«Я очень хорошо помню мое первое интервью. Это было сразу после «Выпускника». Ко мне пришел Стадс Теркел (знаменитый американский журналист – прим. автора). Мы говорили около трех часов. А потом он сказал: «Погоди минутку, я проверю диктофон». Диктофон не работал. Теркел сказал: «Не возражаешь, если мы поговорим о том же самом еще раз?» Я сказал: «Нет». И мы говорили еще три часа. Не думаю, что здесь есть что-то от успеха начинающего актера. Сейчас я сказал бы то же самое».

Роль Бреддока принесла актеру премии «Золотой глобус» и «BAFTA», а также номинацию на «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль». Хотя критики позволяли себе антисемитские колкости в адрес Хоффмана, актер всегда тепло вспоминал дебютную роль в кино. В нашумевшем интервью Хоффмана газете «Independent» о кризисе кинематографа, в качестве примера отличного фильма с небольшим бюджетом актер указал именно «Выпускника».

Дастин Хоффман в фильме "Выпускник", 1969

Дастин Хоффман в фильме «Выпускник», 1967

Новый виток карьеры

В 1969 году актер снимается вместе с известным Джоном Войтом в «Полуночном ковбое». Он играет мелкого, болезненного бандита по кличке «Крысеныш». Этот «Крысеныш» Хоффмана так хорош, так изводит себя чахоточным кашлем и хромающей походкой, что невольно «затмевает» бравого Войта.

Дастин Хоффман в фильме "Полуночный ковбой",

Дастин Хоффман в фильме «Полуночный ковбой», 1969

Карьера Хоффмана идет в гору, его чаще зовут в успешные проекты. Уже в следующем году актер задействован в «Маленьком большом человеке». Он исполнил роль удивительного 121-летнего старика, ставшего неофициальным летописцем кровавого противостояния белых и индейцев. В 1971 году актер воплощает образ классического профессора-интеллигента, которого заставляет выйти на тропу войны череда трагических событий. Хоффман показывает зрителю, что может случиться с тихим «ботаником», почувствовавшим вкус насилия. У кинокритиков картина вызвала неоднозначную реакцию. Так, например, Полин Кейл из «New Yorker» в свое время назвала «Соломенных псов» фашистским фильмом.

Дастин Хоффман в фильме "Соломенные псы",

Дастин Хоффман в фильме «Соломенные псы», 1971

В интервью Эллиоту В. Котеку актер рассказывает о работе над характером героя:

«Знаете, я однажды сидел рядом с рингом на матче Мухаммеда Али вместе с другими знаменитостями. И вот слышу, как мои хорошие знакомые — продюсеры, агенты, все как один «леваки», на каждом шагу прокламирующие либеральные ценности, орут: «Убей его! Убей его! Убей его!», а когда Али подбил глаз противнику, они кричали: «Дай ему в глаз! В глаз!» И я подумал: «Они сами не знают, какое чудовище в них сидит. Только что взывали: остановите войну! А сейчас требуют: дай в глаз, убей его!» Вот я и сказал Сэму: «Давай изобразим такого парня!» В общем, примерно так и получилось, я сыграл «ботаника», который входит во вкус насилия».

После нашумевших «Соломенных псов» Хоффман играет в картине «Ленни» (1974). Его персонаж – реальный человек, известный стендап-комик Ленни Брюс. Его сатирические выступления пользовались успехом, а непристойности в тексте и злоупотребление наркотиками вызывали недовольство полиции. Для воплощения образа актер много общался со знакомыми и друзьями Ленни Брюса, делая многочасовые записи на диктофон. Такая точность и внимание к нюансам — еще одно доказательство незаурядного таланта Хоффмана.

Дастин Хоффман в фильме "Ленни", 1974

Дастин Хоффман в фильме «Ленни», 1974

Большая отцовская любовь и долгожданный «Оскар»

После завершения съемок в картине «Вся королевская рать» (1975), актер берет небольшой перерыв, посвятив себя домашним заботам. Передышка идет на пользу, и 1979 год выдается по-настоящему триумфальным для актера. За роль в драме «Крамер против Крамера» актер получает долгожданную статуэтку «Оскар» за лучшую мужскую роль. В фильме он играет любящего отца, вынужденного судиться с бывшей женой (Мерил Стрип) за опеку над маленьким сыном. Образ получился очень пронзительным и искренним. Это можно объяснить тем, что в собственной жизни актера тем временем происходил семейный разлад: со своей первой женой, балериной Энн Бьерн, актер развелся в 1980 году. Вскоре после расставания, актер, впрочем, Хоффман женился на Лайзе Готтсеген, которая была влюблена в актера с детства.

Дастин Хоффман и Мерил Стрип на съемочной площадке фильма "Крамер против Крамера", 1979

Дастин Хоффман и Мерил Стрип на съемочной площадке фильма «Крамер против Крамера», 1979

Невероятная «Тутси» как феномен женской эмансипации

В картине «Тутси» Хоффман играет безработного актера Майкла Дорси, готового браться за любую работу. Его актерские успехи незначительны: он изображает овощи и играет эпизодические роли. Отчаявшись, Майкл затевает небольшую аферу. Он решает стать женщиной! Вернее, сыграть женщину в сериале «Юго-западный госпиталь». Так появляется Тутси. Это умная, деловая леди, знающая и отстаивающая свои права.

Партнершей по площадке выступила Джессика Лэнг, лучшим другом Майкла стал Билл Мюррей, а пронырливого агента сыграл сам Сидни Поллак.

«Тутси» имела феноменальный успех. Картина особенно понравилась женской аудитории, что неудивительно — 80-е годы в Америке были расцветом женской независимости и деловой хватки.

Фильм «Тутси» был включен в 100 лучших американских фильмов за 100 лет по версии AFI, а роль неугомонной героини принесли Хоффману премии «Золотой глобус» и «BAFTA».

Дастин Хоффман на съемках фильма "Тутси", 1982

Дастин Хоффман на съемках фильма «Тутси», 1982

Второй «Оскар» и новые роли

В 1988 году вышел фильм «Человек дождя» Барри Левинсона. Он повествует о гениальном аутисте Реймонде Бэббите, обладающем феноменальной памятью и способностью делать сложные арифметические расчеты в уме.

Удивительно, но Хоффман с опаской взялся за роль Рэймонда Бэббита, боясь, что не сможет справиться с трудной задачей. Для достоверности актерской игры, Хоффман продолжительное время общался с аутистами и их семьями. Кропотливая работа увенчалась успехом: Дастину удалось достоверно сыграть человека с аутистическим расстройством, и даже специалисты не смогли найти подвоха.

«Человек дождя» принес создателям множество наград, а Хоффман получил второй «Оскар» как лучший актер.

Дастин Хоффман и Том Круз в фильме "Человек дождя",

Дастин Хоффман и Том Круз в фильме «Человек дождя», 1988

Хоффман продолжил активно сниматься в кино. В 1997 году он снова сотрудничает с режиссером Барри Левинсоном в черной комедии «Плутовство». Помимо Хоффмана, в картине задействованы Роберт Де Ниро, Энн Хеч и Кирстен Данст. Картина номинировалась на множество премий, но в итоге получила только специальный приз Берлинского кинофестиваля.

После «Плутовства» актер взял небольшой «творческий отпуск».

«Не так давно я прекратил активно сниматься. Куда-то делась искра. Куда-то делся ток. Может, конечно, я напишу что-то. Или попробую что-то снять. Но я собираюсь делать это очень тихо», — говорил Дастин Хоффман в интервью того времени.

"Третий" "Оскар" Дастина Хоффмана

«Третий» «Оскар» Дастина Хоффмана

С начала «нулевых» Хоффман больше не гонится за главными ролями, вполне довольствуясь и второстепенными персонажами. Он появился в «Волшебной стране» (2004), «Знакомстве с Факерами» (2004), экранизации романа Патрика Зюскинда «Парфюмер: История одного убийцы» (2006), лентах «Персонаж» (2006), «Лавка чудес» (2007), озвучил мастера Шифу в «Кунг-фу панде» (2008), появился в «Сапожнике» (2014), «Поваре на колесах» (2014) и «Хористах» (2014). Также Хоффман играл в сериале «Фарт», который транслировался с 2011 по 2012 год.

«Я жил в Золотой век Голливуда, но тогда мы сами не знали, что он был золотым. Большие студии снимали фильмы, которые сегодня могут быть созданы только вне рамок студийной системы. В то время действительно казалось, что ты никогда не будешь работать над сериалами», — говорит Хоффман.

Помимо работы на телевидении, Хоффман попробовал себя и в режиссерском кресле. Он снял фильм «Квартет» (2012), повествующий об оперных певцах и певицах на пенсии. Фильм был тепло принят публикой и критиками. Последние особенно отмечали атмосферность и продуманность фильма и глубину всех показанных чувств героев.

 

Как и положено мэтру, Хоффман галантно уходит в тень, уступая дорогу начинающим актерам. В его жизни было много всего — настоящий коктейль из неудач, взлетов и актерских перевоплощений. Но, подобно стойкому деревянному солдатику, он преодолел трудности, победил диагностированный в 2013 году рак и продолжает радовать нас своими работами, доказывая зрителю, что искра никуда не подевалась.

Все-таки здорово, что Дастин Хоффман так и не стал джазовым музыкантом.

Текст: Александра Эрднеева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ