Danish Wave 7: датчане снова удивляют

21 апреля 2015, 17:01

Седьмой фестиваль датского кино Danish Wave, проходивший при поддержке Посольства Дании и арт-объединения «CoolConnections», «накрыл» Москву всего на 5 дней, но этого вполне хватило, чтобы гости показов ощутили всю силу и красоту кинематографа родины Гамлета (Ларса фон Триера, Ганса Христиана Андерсена, Сёрена Кьеркегора – нужное подчеркнуть).

Если сравнивать впечатления от показов Фестиваля нового итальянского кино, проходившего в Москве с 8 по 13 апреля, и Danish Wave, то напрашивается комплимент в сторону датчан: они привезли гораздо более цельные, более оригинальные и интересные картины. Возможно, конечно, что у итальянцев-дебютантов все еще впереди, и потому фильмы датчан-профессионалов дали им фору, но – факт: Danish Wave показал зрителям настоящее Кино.

Тон всему Danish Wave задала яркая, заводная и мощная картина «Итси-Битси» — новый биографический эпос от режиссера «Пламени и Цитрона» и «Суперклассико» Оле Кристиана Мадсена. Взяв за основу недописанный роман Эйка Скалье, основателя легендарной рок-группы «Steppeulvene» («Степной волк» — в честь романа Германа Гессе), Оле Кристиан Мадсен создал один из тех фильмов, которые лучше один раз увидеть – пусть даже в нем снова отражены 60-е и «секс, наркотики и рок-н-ролл».

 «Итси-Битси»

«Итси-Битси»

В 1962 году Эйк Скалье думал, что мир можно изменить листовками и протестами – и однажды за эти самые листовки загремел в участок. Там он встретил Ибен – девушку, любовь к которой пронесет через всю жизнь и с которой объедет половину земного шара (или даже больше) в погоне за вдохновением для написания великого романа. Вместе с Ибен Эйк пройдет через все бунтующие и бушующие 60-е: свободный секс и «мужские битвы» за сердце Ибен, наркотический угар и «школа кайфа», наконец, основание собственной рок-н-ролл группы и признание, но – увы, уже без Ибен. У яркой стороны биографии, которую показывает Мадсен на экране, есть ненавязчиво-дидактическая теневая сторона, которую зритель ощущает внутри. Импульсивный и зажигательный, «Итси-Битси» очень тесно «общается» со зрителем за счет большого количества крупных планов и отличной (и очень эмоциональной) игры актеров – в частности, Йоакима Фьелструпа в роли Эйка. Разноплановое отражение конфликта фильма и грамотное распределение акцентов позволили «не расползтись» сгущенным краскам «Итси-Битси», и потому картина Мадсена сохраняет свою целостность. Впрочем, подчинение оригинальных характеров воле режиссера скрыть сложно, однако во благо драматургии этот ход вполне оправдан (например, то, что Эйк выполняет функцию «головы», а Ибен – роль «тела»). После просмотра «Итси-Битси» вспоминается его антипод – фильм «Фрэнк» ирландца Леонарда Абрахамсона, который понравится тем, кому не хватило «чего-нибудь уэс-андерсоновского и сумасшедшего» в «Итси-Битси».

«Со спокойным сердцем»

«Со спокойным сердцем»

Картина «Со спокойным сердцем» Билле Аугуста показалась московским гостям Danish Wave, судя по реакции зала, самым тяжелым и неоднозначным фильмом. Вообще, тема эвтаназии в Дании – одно из «общественных табу», а России, еще не разобравшейся, предавать анафеме гомосексуалистов или нет, на эвтаназию реагировать еще сложнее. Так или иначе, «Со спокойным сердцем» — одна из самых сильных психологических драм за последний год, и снята она мастером жанра – режиссером фильмов «Пелле-завоеватель» и «Благие намерения».

В небольшой уютный домик посреди зимних датских пейзажей на семейный ужин приезжают две сестры с семьями. Эстер – хозяйка вечера и мать сестер Хайди и Санны – не может шевелить левой рукой и ходит, подволакивая ногу. У нее боковой амиотрофический склероз, и ее состояние ухудшается – совсем скоро она может превратиться в «овощ». После семейного ужина – и все присутствующие это знают – она примет большую дозу снотворного, чтобы уснуть навсегда. Утро сменяется вечером, проходит ужин с хороводом вокруг елки, гости поют песни, ходят на прогулку, смеются, обнимаются, плачут – и все это в сознательном ожидании самоубийства матери из-за безысходности. Меняются намерения сестер относительно помешать или нет матери покончить с жизнью, открываются семейные тайны любви лучшей подруги Эстер – Лисбет и ее мужа, отношения матери и дочерей становятся еще крепче, бабушка Эстер помогает внуку написать письмо любимой девочке – и все это в преддверии конца жизни Солнца этой маленькой Вселенной. Несомненно, фильм очень тяжелый. И метафоричный. Опять же – лучше один раз увидеть.

«Спортивная ходьба»

«Спортивная ходьба»

Драмком «Спортивная ходьба» — которую Рунет непонятно с чего обозначил как «Быструю прогулку» — смог расшевелить даже тех, у кого на фильме «Со спокойным сердцем» на лице не дрогнул ни один мускул. Сложно сказать, в чем именно его обаяние – в том ли, что Нильс Арден Оплев так построил конфликт, что наблюдать за главным героем хочется до конца, боясь что-нибудь пропустить, то ли в отлично подобранном «олдскул» саундтреке, то ли в юморе и неожиданной развязке – скорее всего, во всем этом вместе, причем в отличных пропорциях. Местами фильм напоминает картину бельгийского режиссера Браво Дефюрна «Северное море, Техас», которая, однако, гораздо более незатейливая по части картинки, конфликта и актерской игры.

«Спортивная ходьба»

«Спортивная ходьба»

Мартин – надежда своего городка по части спортивной ходьбы. Он вовсю засматривается на своего лучшего друга Кима, а тот – на девушку Кристину, которая засматривается на Мартина. Однажды по возвращению с тренировки Мартин узнает, что его мама, болевшая якобы гриппом, умерла от лейкемии. На него обрушивается внимание всего города, в частности – Кристины, которая стремится хоть как-то утешить Мартина. В порыве соревнования с Кимом по части благосклонности Кристины, Мартин почти начинает с ней встречаться, но тут выясняется, что отец Мартина, только похоронив жену, ходит «на лево», и начинаются расследования. Попутно Мартин выясняет, что его дядя – гей, а потом подслушивает разговор отца с подругой своей матери, оправдывающей его «походы» по причине того, что «мужикам в любых условиях нужен секс». Надо прибавить ко всему этому еще старшего брата Мартина, Йенса, то ли сумасшедшего, то ли сверхчувствительного, и саму спортивную ходьбу – такую смешную и такую стремительную. Во всем этом ироничном «клубке» стоит отметить актерскую игру дебютанта Вилласа Бёэ в роли Мартина, невероятно жизнеутверждающую и в то же время смешную развязку и некое иронизирование Нильса Ардена Оплева над всеми темами, занимающими современное кино.

Одним из самых ярких – по впечатлениям, опять же, зрителей – стал фильм «Чудо» Симона Стахо. Фильм, несмотря на его достаточно острый, но уже «б/у» мелодраматичный конфликт любовного треугольника, смотрится легко, противопоставление прошлого и настоящего ощущается буквально на себе, и потому, наверное, чуда на протяжении всего фильма ждешь с замиранием сердца.

«Чудо»

«Чудо»

Иоанна в начале 50-х годов занималась танцами и выигрывала престижные конкурсы, обещавшие ей участие в профессиональных соревнованиях. Вместе с ней танцевал ее возлюбленный – Якоб, который, впрочем, больше мешал ей победить, чем сопутствовал успеху. Также в Иоанну был безответно влюблен сын местного пастора. Вскоре, после очередной победы на конкурсе Иоанна попадает в автокатастрофу – и теряет способность ходить. Якоб из ее жизни уходит, сын пастора же – напротив, занимает его место. Спустя 20 лет она живет все в том же городке, преподает танцы, замужем за благородным пастором, растит умного и красивого сына. Но Иоанна прикована к инвалидному креслу, вид их с мужем «намоленной кельи» наводит на нее тоску, да и сам муж, с его попытками показать перед прихожанами «божественное чудо любви» и заставить Иоанну встать с инвалидной коляски – это, скорее, пытки. И вот в городок возвращается Якоб. Любовный треугольник возрождается. Танцы, пусть и через ностальгию, снова входят в ее жизнь. Осталось только произойти чуду.

Долгожданный фильм «Второй шанс» Сюзанны Бир оказался довольно своеобразным тематическим продолжением «Мести». В центре повествования стоит понятие справедливости, в частности то, насколько различима грань между справедливостью и несправедливостью в ситуациях, когда жизнь человека (в данном случае – ребенка) находится под угрозой, а обстоятельства, в которых человек находится, можно назвать, пусть будет тавтология, нечеловеческими.

«Второй шанс»

«Второй шанс»

Организаторы назвали фильм «триллером о родительских чувствах и границах дозволенного», его фабула, если кратко, это «история похищения усыновленного ребенка, который прежде был спасен полицейским от жестокого обращения наркомана-отца». Копенгаген разделен на два полюса. В одном живет пара наркоманов, у которых рождается мальчик Софус – но им он не особо нужен, они обращают на него внимание, когда он начинает плакать. Хотя изменения, которые происходят в «родителях» Софуса с его появлением, угадываются. Однажды с обыском в их квартиру нагрянул полицейский Андреас, представитель другого, благополучного полюса Копенгагена. У Андреаса с женой не получилось завести ребенка, и, увидев Софуса, он настолько был потрясен лежащим среди грязных памперсов и отбросов мальчиком, что сначала решил попытаться лишить наркоманов родительских прав, а когда не удалось – похитил мальчика, дав ему имя Александр. Жена назвала это «идеальным преступлением». Но Софуса-Александра начал искать его биологический отец, жена Андреаса привязалась к мальчику и не может представить свою жизнь без него, а сам Андреас оказывается в центре этого триллера-драмы – и развязка может быть только одна. Впрочем, некоторым она показалась неожиданной.

Фильм показывали в Торонто, в Лез Арк и в Сан-Себастьяне, где «Второй шанс» получил премию SIGNIS. Похоже на «Втором шансе» Сюзанна Бир решила глубже изучить заданный «Местью» вектор, изучая тему справедливости именно в «детском», беззащитном, контексте – но поставленные вопросы, действительно, слишком неоднозначны (и в то же время однозначны) для каждого из зрителей, и потому «Второй шанс» оставляет тяжелые эмоции после просмотра. И – да, вспоминаются голливудские триллеры вроде «Выкупа».

Текст: Светлана Иванова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ