Что посмотреть в День Космонавтики? Часть I

12 апреля 2014, 13:34

В Международный день полета человека в космос принято вспоминать о «Поехали!» Юрия Гагарина и гордиться великой страной. Традиционные обряды — это, конечно, прекрасно, но кино на то и существует, чтобы раздвигать границы обзора привычного. Поэтому представляем вашему вниманию кибер-десятку фильмов о космосе, просмотр которых усилит силу воображения на раз-два.

Космическая одиссея 2001 (2001: A Space Odyssey), 1968

Снимок-экрана-2014-04-12-в-16.45.12

Почему надо смотреть тем, кто не смотрел: во-первых, «Одиссею» снял Стэнли Кубрик, этим уже все сказано. Во-вторых, фильм снят в 1968 году, и спустя 7 лет после первого полета человека в космос Кубрик не просто снял культовое кино галактического масштаба — ряд прогнозов, которые он строил во время съемок и продемонстрировал в ленте, подтвердились в полной мере на сегодняшний день. Пусть он и не попал по мишени, предположив, что человек создаст полноценный искусственный интеллект, способный говорить с представителями рода человеческого на одном языке, или то, что Юпитер станет объектом исследования множественных автоматических станций, или то, что СССР просуществует до такой эпохи — если Стэнли не пророк, то как минимум вдохновитель: если до биометрической идентификации личности, до массового производства микроволновок и и до магнитных кредитных карточек мы бы и сами могли додуматься, то идею создания жидкокристаллических плазменных панелей и установки маленького телевизора в спинки кресел в самолете абсолютно точно позаимствовали из «Космической одиссеи».

Кубрик не снял ни одного более или менее легковесного фильма, и сюжет «Одиссеи» вполне способен довести до носового кровотечения: когда на Земле появились люди, инопланетные помощники пришли им на подмогу, послав на Землю так называемый монолит, благодаря которому люди научились создавать оружие и примитивнейшие инструменты для выживания на планете. В XX веке, когда человек наконец получил достаточно сведений и развил технологии до уровня, на котором совершать космические путешествия стало возможным, на Луне космонавты нашли еще один монолит — черный параллелепипед, не поддающийся никаким воздействиям, на которые способно человечество. При обнаружении предмета, монолит посылает мощный сигнал во внешний космос, а именно на Юпитер, где, как выяснится, находится еще более крупный и функциональный космический артефакт, способный открыть человечеству новые тайны. Амбиции путешественников столь высоки и оправданны, что команда корабля отправляется на Юпитер под началом двух пилотов NASA и новейшего компьютера, наделенного совершенным искусственным интеллектом HAL 9000.

Если при просмотре «Гравитации» вы были напуганы тем, как Сандру Баллок унесло со станции черт знает куда — будьте уверены, Кубрик сыграет на струнах ваших сердец не то слово какую заводную польку.

Контакт (Contact), 1997

Снимок-экрана-2014-04-12-в-17.05.42

На удивление и незаслуженно малоизвестный фильм «Контакт» 1997 года с Джоди Фостер и — внимание — Мэттью Макконахи в главных ролях должен получить свою долю признания почти 20 лет спустя.

Элли Эрроуэй, героиня Джоди Фостер, посвятила свою жизнь науке, но не столько из любви к космосу, сколько из боли, перенесенную ей после смерти ее родителей. Элли становится участницей проекта по поиску внеземного разума и занимается прослушиванием радиодиапазона с надеждой обнаружить доказательства, подтверждающих существование внеземных цивилизаций. После нескольких лет работы Элли удается услышать сигнал, исходящий со звезды Вега. Ученый старается убедить коллег в том, что следует продолжить исследование, но никто, кроме миллионера Хэддена, не внял ее словам. Хэдден соглашается финансировать проект Эрроуэй, и при запуске созданного устройства Элли переносится в другую, не известную человечеству галактику, где встречает пришельца в образе своего умершего отца, который сообщает ей о том, что с момента их встречи Земля включается в члены сообщества цивилизации Вселенной. По возвращении Элли на Землю, ученые не запротоколировали отсутствие ее тела на Земле, более того, ими было установлено, что проект не дал результатов. Как ученый Элли не может дать этому объяснения, однако впоследствии обнаруживает, что видеокамера, прикрепленная к ее костюму, не зафиксировала никакого изображения или звука, но сама запись продлилась на 18 часов.

Чрезвычайно любопытный, внятный и интригующий сюжет, украшение любого фильма Джоди Фостер, работа режиссера, снявшего «Форрест Гамп», Роберта Земекиса и Макконахи в роли священника — крайне странно, что фильм не получил должного признания, но это исправимо.

Гравитация (Gravity), 2013

Снимок-экрана-2014-04-12-в-17.26.42-1024x607

Фильм, открывший 70-ый Каннский фестиваль 2013 года, получивший высшие оценки критиков по всему миру, выигравший в 7 номинациях премии «Оскар» в том числе и за лучшую режиссуру. Альфонсо Куарон снял технотриллер, от которого скрипят зубы и кружится голова, как будто ты сам спасаешься от столкновения с космическим мусором, а рядом еще и Джорж Клуни.

Астронавты в исполнении Сандры Баллок и Джоржа Клуни стараются вернуться на Землю, не имея к этому почти никаких средств комфортного и безопасного передвижения: станция повреждена, экипажа нет, космический корабль «Союз» ненадежный перевозчик. Герой Клуни решает, что необходимо добраться до китайской космической станции «Тяньгун», чтобы на пригодном космическом корабле вернуться на земной сфероид. Все эти идеи генерируются в таких условиях, когда кислород рано или поздно кончится, топливо в двигателе тоже, МКС не удается остановить, а с минуты на минуту подлетит гора космического мусора, который разрушит оставшиеся пожитки к чертовой матери.

Сложно представить, как зрителям на Венецианском фестивале хватило нервов впоследствии смотреть «12 лет рабства». Выдающаяся работа. Но тем не менее — как люди остаются вживых после просмотра этой сцены?

Путешествие на Луну (Le Voyage dans la Lune), 1902

Снимок-экрана-2014-04-12-в-17.44.15

Первый в истории кинематографа научно-фантастический фильм, снятый Жоржем Мельесом. Заметим, что фильм снят в 1902 году, когда еще не было речи об эмансипации женщин, еще не утонул «Титаник» и когда призрак коммунизма был всего-навсего призраком.

Жорж Мельес сохранял ироничный тон при съемках ленты, добавив массу спецэффектов, придуманных им самолично. Сюжет основан на идеях романов Жюля Верна «Из пушки на луну» и «Первые люди на Луне» Герберта Уэллса. Пусть «Гравитация» эпична до крайности, но Жорж Мельес представил путешествие на Луну как затяжной прыжок из пушки, а встречают ученого на спутнике ни много ни мало пещерные прыгучие селениты, на деле — переодетые акробаты. Чрезвычайно любопытная картина уже хотя бы потому, что снята в начале XX века и спустя 7 лет после первого короткого фильма «Политый поливальщик» 1895 года, снятого братьями Люмьер. Более того, фильм являет собой чистейший поток арт-мышления — чего стоит уже хотя бы глазастая Луна.

Планета Ка-Пэкс (K-PAX), 2001

Снимок-экрана-2014-04-12-в-18.02.01

О чем вы думаете, когда видите на афише фильма Кевина Спейси? Явно о том, что немедленно нужно мчаться за билетом. То же самое касается Джеффа Бриджеса, но человечеству повезло — сногшибательный дуэт в драме, снятой Иэном Софтли по роману Джина Брюэра «Планета Ка-Пэкс», позволил киноверсии «Ка-Пэкс» войти в рейтинги лучших фильмов нулевых, поразив в 2001 году мировую аудиторию.

Согласно сюжету, врач-психиатр в исполнении Джеффа Бриджеса принимает пациента по имени Прот (разумеется, Кевин Спейси), утверждающего, что он прибыл с планеты Ка-Пэкс. То, что он принял человеческое обличье, определено условиями выживания в земной среде, а широчайшие познания в астрофизике и астрономии Прот объясняет своим внеземным происхождением. Со временем группа врачей и в частности герой Бриджеса начинают сомневаться в том, что Прот лжет или болен, так как признаков каких-либо психических заболеваний тот не проявляет, если не считать спокойные заявления о том, что Земля ему не отчизна. Впоследствии, в результате исследования памяти необычного пациента, выясняется жуткая правда о том, кем ранее был Прот и что с ним случилось перед тем, как он обрел космическое гражданство.

Фильм, абсолютно заслуживающий и доверия тех, кто его не видел, и любви зрителей, просмотревших его неоднократно.

Текст: Юлия Гольбах

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ