«Черная месса»: игры с дьяволом

27 октября 2015, 12:00

«365» попал на «Черную мессу» и своими глазами увидел, как Джонни Депп, с совершенно преобразившем его гримом, стал демоном-мафиози Уайти Балджером. Наша оценка фильма Скотта Купера — в рецензии.

Картина рассказывает о Джеймсе «Уайти» Балджере – бостонском преступнике, известном своей жестокостью и беспринципностью. Балджер с юных лет был подвержен влиянию улицы – дрался, воровал, сидел в тюрьме для несовершеннолетних. 10 лет он отбывал наказание в известной федеральной тюрьме «Алькатрас», а вскоре после освобождения стал лидером «Уинтер Хилл» — преступного синдиката, правившего Бостоном в 1970-х.

Кадр из фильма "Черная месса"

Кадр из фильма «Черная месса»

В основу картины положена книга Дика Лера и Джерарда О’Нилла «Черная месса: правдивая история о дьявольском союзе ФБР и ирландской мафии». Изначально постановщиком проекта значился Барри Левинсон, а Джонни Депп несколько раз покидал проект и возвращался вновь. Участие актера в фильме подтвердилось окончательно лишь с приходом режиссера Скотта Купера («Сумасшедшее сердце», «Из пекла»).

События фильма сфокусированы на сотрудничестве Балджера с ФБР — именно этот союз впоследствии окрестили дьявольским. Идея сделать самого опасного преступника Южного Бостона информатором бюро пришла в голову агенту Джону Конноли. Он рос вместе с Джеймсом, знал его семью и решил обеспечить ему неприкосновенность взамен на ценные сведения о преступном мире в особенности об итальянской мафии. Ослепленный амбициями, Конноли покрывал Балджера, пока тот руководил синдикатом и укреплял свои позиции в финансовых махинациях, торговле оружием и рэкете.

Кадр из фильма "Черная месса"

Кадр из фильма «Черная месса»

После череды неудач в картинах «Мордекай», «Одинокий рейнджер», «Превосходство» Джонни Депп предстает на экране в совершенно неузнаваемом образе. Голубые линзы, силиконовые накладки на лице, светлые волосы, за которые Балджер получил ненавистную кличку «Уайти» («белобрысый») – в этом персонаже не возможно узнать ни самого Деппа, ни кого-либо из его фирменных героев. Сложный грим добавил образу актера некую демоничность, которая прекрасно сочетается с сущностью его персонажа. Невероятному перевоплощению актера уже сулят «Оскар»-2016, но не стоит забывать, что многие премьеры наградного сезона впереди, а это значит, что конкурентов будет немало. Независимо от исхода любой церемонии награждения, данная работа достойна восхищения и хотелось бы надеяться, что она будет символизировать возвращение Деппа к впечатляющим образам и серьезному кино.

Говоря об актерской игре, надо отметить, что ни один из персонажей не остался «проходным», нераскрытым. Бойцы синдиката Уинтер Хилл, агенты ФБР, члены семьи Балджера – каждый актер по максимуму использовал отведенную ему долю экранного времени.

Кадр из фильма "Черная месса"

Кадр из фильма «Черная месса»

Роль Джона Конноли в картине исполнил Джоэл Эдгертон («Великий Гэтсби»). Агент ФБР, забыв долг службы, опасно сближался с Балджером и готов был оправдать любое его деяние, лишь бы удержать свое положение в бюро. Конноли добивался продолжения сотрудничества с Уайти, давил на подчиненных и даже шел на обман руководства.

Бенедикт Камбербэтч («Игра в имитацию») сыграл младшего брата Джеймса Балджера, Билли, который был видным политиком и возглавлял Сенат штата в течение многих лет. Билли Балджеру нередко приходились уходить от ответа на вопросы о связях с братом-преступником и защите его интересов.

Кадр из фильма "Черная месса"

Кадр из фильма «Черная месса»

Сообщники по «Уинтер Хилл» Стив Флемми (Рори Кокрейн) и Кевин Уикс (Джесси Племонс) вначале даже не догадывались, что их босс стал информатором ФБР, а многие до конца отказывались этому верить.

Среди сугубо мужских криминальных разборок и расследований ФБР есть и несколько женских образов. Дакота Джонсон («Пятьдесят оттенков серого») сыграла девушку Балджера и мать его сына. Джулианна Николсон («Август») предстала в роли супруги агента Конноли, которая всеми силами пыталась уберечь его от сближения с Балджером. Джуно Темпл («Вдали от обезумевшей толпы») исполнила молодую любовницу главного пособника Джеймса.

Кадр из фильма "Черная месса"

Кадр из фильма «Черная месса»

Отходя от криминальной составляющей фильма, хотелось бы отметить работу постановщиков и художников по костюмам, сумевшими буквально перенести зрителей в период с 1975 по 1994 годы. Перед командой стояла довольно сложная задача — показать места, где родился и жил Балджер — ведь за последние полвека все районы «Большого Яблока» претерпели неизбежные изменения. Справились постановщики картины с этим на «ура» — отчасти благодаря их весомому вкладу фильм можно назвать по-настоящему реальным, в нем показан живой, кипучий Нью-Йорк 70-х.

Кадр из фильма "Черная месса"

Кадр из фильма «Черная месса»

Фильм достаточно специфичен, поэтому рекомендовать его всем и каждому довольно сложно, так как он наполнен нецензурной бранью и изобилует сценами насилия. Однако именно хладнокровная жестокость была отличительной чертой Балджера: он зачастую лично убивал врагов и особо жестоко расправлялся с доносчиками – «крысами». Эти сцены не только усиливают напряжение, но и показывают истинное «дьявольское» лицо бостонского преступника.

Кадр из фильма "Черная месса"

Кадр из фильма «Черная месса»

Криминальная драма Скотта Купера призвана не столько обличить провал операции ФБР и продемонстрировать темные дела преступного синдиката, сколько показать взаимоотношения героев. В жизни Балджера было лишь несколько человек, знавших его не в обличье босса мафии – его мать, младший брат и сын. Фильм представляет собой сплетение характеров персонажей, их эмоций и стремлений. Отношения двух в корне непохожих характерами братьев Балджер, карьерные стремления агента Джона Конноли, раскаяние матерых преступников и сомнения агентов бюро расследований – все это можно наблюдать в «Черной мессе»

Текст: Сара Мишель Карташова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ