Картина рассказывает о Джеймсе «Уайти» Балджере – бостонском преступнике, известном своей жестокостью и беспринципностью. Балджер с юных лет был подвержен влиянию улицы – дрался, воровал, сидел в тюрьме для несовершеннолетних. 10 лет он отбывал наказание в известной федеральной тюрьме «Алькатрас», а вскоре после освобождения стал лидером «Уинтер Хилл» — преступного синдиката, правившего Бостоном в 1970-х.
В основу картины положена книга Дика Лера и Джерарда О’Нилла «Черная месса: правдивая история о дьявольском союзе ФБР и ирландской мафии». Изначально постановщиком проекта значился Барри Левинсон, а Джонни Депп несколько раз покидал проект и возвращался вновь. Участие актера в фильме подтвердилось окончательно лишь с приходом режиссера Скотта Купера («Сумасшедшее сердце», «Из пекла»).
События фильма сфокусированы на сотрудничестве Балджера с ФБР — именно этот союз впоследствии окрестили дьявольским. Идея сделать самого опасного преступника Южного Бостона информатором бюро пришла в голову агенту Джону Конноли. Он рос вместе с Джеймсом, знал его семью и решил обеспечить ему неприкосновенность взамен на ценные сведения о преступном мире в особенности об итальянской мафии. Ослепленный амбициями, Конноли покрывал Балджера, пока тот руководил синдикатом и укреплял свои позиции в финансовых махинациях, торговле оружием и рэкете.
После череды неудач в картинах «Мордекай», «Одинокий рейнджер», «Превосходство» Джонни Депп предстает на экране в совершенно неузнаваемом образе. Голубые линзы, силиконовые накладки на лице, светлые волосы, за которые Балджер получил ненавистную кличку «Уайти» («белобрысый») – в этом персонаже не возможно узнать ни самого Деппа, ни кого-либо из его фирменных героев. Сложный грим добавил образу актера некую демоничность, которая прекрасно сочетается с сущностью его персонажа. Невероятному перевоплощению актера уже сулят «Оскар»-2016, но не стоит забывать, что многие премьеры наградного сезона впереди, а это значит, что конкурентов будет немало. Независимо от исхода любой церемонии награждения, данная работа достойна восхищения и хотелось бы надеяться, что она будет символизировать возвращение Деппа к впечатляющим образам и серьезному кино.
Говоря об актерской игре, надо отметить, что ни один из персонажей не остался «проходным», нераскрытым. Бойцы синдиката Уинтер Хилл, агенты ФБР, члены семьи Балджера – каждый актер по максимуму использовал отведенную ему долю экранного времени.
Роль Джона Конноли в картине исполнил Джоэл Эдгертон («Великий Гэтсби»). Агент ФБР, забыв долг службы, опасно сближался с Балджером и готов был оправдать любое его деяние, лишь бы удержать свое положение в бюро. Конноли добивался продолжения сотрудничества с Уайти, давил на подчиненных и даже шел на обман руководства.
Бенедикт Камбербэтч («Игра в имитацию») сыграл младшего брата Джеймса Балджера, Билли, который был видным политиком и возглавлял Сенат штата в течение многих лет. Билли Балджеру нередко приходились уходить от ответа на вопросы о связях с братом-преступником и защите его интересов.
Сообщники по «Уинтер Хилл» Стив Флемми (Рори Кокрейн) и Кевин Уикс (Джесси Племонс) вначале даже не догадывались, что их босс стал информатором ФБР, а многие до конца отказывались этому верить.
Среди сугубо мужских криминальных разборок и расследований ФБР есть и несколько женских образов. Дакота Джонсон («Пятьдесят оттенков серого») сыграла девушку Балджера и мать его сына. Джулианна Николсон («Август») предстала в роли супруги агента Конноли, которая всеми силами пыталась уберечь его от сближения с Балджером. Джуно Темпл («Вдали от обезумевшей толпы») исполнила молодую любовницу главного пособника Джеймса.
Отходя от криминальной составляющей фильма, хотелось бы отметить работу постановщиков и художников по костюмам, сумевшими буквально перенести зрителей в период с 1975 по 1994 годы. Перед командой стояла довольно сложная задача — показать места, где родился и жил Балджер — ведь за последние полвека все районы «Большого Яблока» претерпели неизбежные изменения. Справились постановщики картины с этим на «ура» — отчасти благодаря их весомому вкладу фильм можно назвать по-настоящему реальным, в нем показан живой, кипучий Нью-Йорк 70-х.
Фильм достаточно специфичен, поэтому рекомендовать его всем и каждому довольно сложно, так как он наполнен нецензурной бранью и изобилует сценами насилия. Однако именно хладнокровная жестокость была отличительной чертой Балджера: он зачастую лично убивал врагов и особо жестоко расправлялся с доносчиками – «крысами». Эти сцены не только усиливают напряжение, но и показывают истинное «дьявольское» лицо бостонского преступника.
Криминальная драма Скотта Купера призвана не столько обличить провал операции ФБР и продемонстрировать темные дела преступного синдиката, сколько показать взаимоотношения героев. В жизни Балджера было лишь несколько человек, знавших его не в обличье босса мафии – его мать, младший брат и сын. Фильм представляет собой сплетение характеров персонажей, их эмоций и стремлений. Отношения двух в корне непохожих характерами братьев Балджер, карьерные стремления агента Джона Конноли, раскаяние матерых преступников и сомнения агентов бюро расследований – все это можно наблюдать в «Черной мессе»
Текст: Сара Мишель Карташова