Невропатолог Роберт Лэнг (Том Хиддлстон) вселяется в элитную многоэтажку, оснащенную всем необходимым для жизни: супермаркетом, бассейном и тренажерным залом. Помимо различных удобств, в доме соблюдается жесткая иерархия, в которой каждый жилец дома занимает этаж в соответствии со своим социальным статусом. Самый верхний этаж занимает архитектор с говорящей фамилией Ройал (Royal, в переводе с англ.яз. «королевский» ), под ним живет аристократия, далее этажи занимают представители среднего класса, ну а в самом низу ютятся многодетные семьи. Тщательно продуманное общество, в котором каждому отведено свое место, начинает междоусобную войну, как только в здании начинаются перебои с электричеством. Социальную пропасть подчеркивает инфантильность жены Ройала, которая мнит себя Марией-Антуанеттой и катается по пентахусу на белой лошадке, в то время как людям внизу нечем платить за квартиры.
В основу сюжета фильма лёг одноименный роман 1975 года писателя Джеймса Балларда. Книга служит очередным напоминанием о том, что урбанистическая красота и совершенность технологий будущего не изгонит из человека разрушающего начала. Вообще тема психической слабости индивида в городе является одной из излюбленных тем Балларда, которой посвящена целая трилогия («Автокатастрофа», «Бетонный остров», «Высотка»). Смысл сюжета можно раскрывать шире: можно искать исторические параллели и сравнивать происходящее безумие с 90-ми годами, видеть нечто глубокое в записи речи Тэтчер в конце фильма и т.д. Суть неизбежно сведётся к одному простому выводу – грабежи и насилия начинаются тогда, когда человек чувствует абсолютную вседозволенность. То, что это неоднократно повторялось в мировой истории, – далеко не откровение, а закономерность.
На экране стремительная деградация общества показана красочно и сумбурно: вот люди веселятся на общей вечеринке, вот они идут на работу, а вот они начинают друг друга убивать за баночку консервов. И если нижние классы «развлекаются» драками и грабежом, то праздная аристократия предается омерзительным оргиям. Впрочем, градус жестокости фильма не слишком высок – зрителю показывают только начало и результат, разбавляя всё безумными танцами участников.
Особо хочется отметить атмосферный саундтрек картины. И не только из-за Клинта Мэнселла, который писал музыку для таких фильмов, как «Реквием по мечте», «Черный лебедь» и «Грязь», но из-за кавера Portishead на песню “S.O.S.” ABBA. К слову, это первая за шесть лет запись группы.
Любопытно, что персонажи фильма крайне однородны, и среди них невозможно выделить кого-то одного. Главный герой Лэнг, обходительный и вежливый, не вызывает ни отрицательных, ни положительных эмоций. Он не рефлексирует о человеческой природе и не осуждает участников волнений. В фильме в принципе нет таких персонажей – все являются участниками безумного и кровожадного карнавала. Мать-одиночка Шарлотта Мелвилл (Сиенна Миллер) вообще ни в ком, кроме себя, не заинтересована. Режиссер-документалист Ричард Уайлдер (Люк Эванс), хоть и поступает жестоко, не вызывает особого возмущения. Высотка, в которой жители мучают друг друга в бессмысленной борьбе, – это стеклянный колпак, под которым беспорядочно бегают пожирающие друг друга насекомые. Зритель на это смотрит безжалостно, не отдавая никому предпочтения.
Небоскреб выглядит безупречно, как и вся атрибутика 70-х: огромные машины, расклешенные брюки. Визуально картина доставляет истинное удовольствие, поэтому эстетам и поклонникам эпохи фильм должен понравиться. Фильм также запоминается операторской работой: чего стоит замедленная съемка падающего с высоты тела или калейдоскопного изображения.
Воздержаться же от просмотра имеет смысл в том случае, если вы не хотите лишний раз возмущаться человеческой природе и беспринципности, а также не любите хаоса и сумбура в повествовании. В остальном этот фильм рекомендован тем, кто видит в урбанизме скрытую опасность*, а также тем, кто любит «Повелителя мух» У. Голдинга, — атмосфера абсолютно та же.
*прямо как автор, который пишет данную рецензию на умирающем без подзарядки ноутбуке, потому что именно сегодня во всем доме отключили электричество.
Текст: Татьяна Швалёва