«Чем дальше в лес…»: сказочные метаморфозы

22 декабря 2014, 23:25

Даным-давно…

В одном королевстве живут пекарь с женой, которые мечтают о ребенке, маленький мальчик, желающий, чтобы его старая корова Буренка стала давать молоко, бедная сиротка, грезящая о пышном  королевском бале, но вынужденная прислуживать за мачехой и ее дочерьми, девочка в ярко-красном плаще, планирующая повидать свою бабушку, живущую на опушке леса, злая ведьма, пытающаяся вернуть свою утраченную когда-то красоту… Их всех объединяет страстное желание превратить свою мечту в реальность. Уже узнали в них самых ярких представителей сказочного мира Дисней? Золушка, Джек,  Ведьма, Красная Шапочка и другие. Наверное, уже настроились увидеть очередную волшебную историю о том, как добро побеждает зло и в конце все радостные  празднуют счастливое воссоединение? А вот и нет. Робб Маршал решает показать обратную сторону всех сказок и превращает наших героев в…обычных людей со своими пороками и неидеальными характерами. И вот оказывается, что Золушка ненавидит свою мачеху и сестер, волк испытывает странное влечение к маленькой девочке, Прекрасный принц вовсе не такой прекрасный… Добро пожаловать в лес, где судьбы этих героев переплетутся между собой!

«Чем дальше в лес» является экранизацией одноименного мюзикла и, несмотря на то, что было несколько попыток перенести его на большой экран, удалась только последняя. Как и в оригинале, в этой экранизации главные герои поют. Русские локализаторы сделали зрителям подарок и все песни снабдили субтитрами, так что у вас есть возможность услышать чарующий голос Джонни Деппа, который здесь прекрасно раскроет свою волчью натуру. С другой стороны, достаточно комично выглядел диалог на экране: одно слово на русском, затем одно на английском, и дальше уже сама песня. Одной из особенностей данного мюзикла – это то, что истории взяты прямиком из сказок братьев Гримм со всей присущей им жестокостью. Так, в книге сестрам Золушки выклевали глаза птицы, а жених Рапунцель стал жертвой чар колдуньи. Раньше сказки рассказывались детям, чтобы подготовить их к взрослой жизни, а только потом они превратились в милые и добрые рассказы о том, что добро побеждает зло. Злодеи никогда не выигрывают —  гласит негласное правило всех сказочников.tEEP_gThMok

Теперь Дисней пошел дальше. Он старается с каждым новым фильмом разрушать установленные им же шаблоны, пример тому «Холодное сердце», «Малефисента». Зрителем демонстрируют, что не всегда зло носит черную мантию, заливается пронзительным хохотом, от которого мурашки по коже, и проводит свой досуг, составляя планы по захвату мира. Так в реальной жизни в каждом человеке есть и добро, и зло, и от каждого зависит, сумеет ли он сделать правильный выбор и найти нужный баланс этих сил.

Как уже было сказано, герои «Чем дальше в лес» – это мы, обычные люди, очутившиеся в сказочных декорациях мистического леса. Замки, принцы, таинственные незнакомки, сбегающие с балов, бобы, вырастающие до небес – это лишь красивый фон. Наши герои ошибаются, дают слабину и открывают себя настоящих. Принц осознает, что, даже встретив свою единственную, он не перестал обращать внимание на других девушек. «Я Принц прекрасный, а не правдивый» — парирует он. Золушка лишь прячется под маской доброты, потому что так наказала ей ее умирающая мать. Что получается? Нас отправляют в мир, где все выглядит будто сошедшим со страниц сказок, а вот все чудеса и атмосферу убрали оттуда, словно по мановению волшебной палочки. Перед нами уже совсем другое произведение: взрослая сатира на детский наивный мир.

За что действительно хочется похвалить создателей – это за умелую связку персонажей. Их истории мастерски переплетаются друг с другом, словно так и было на самом деле. А ведь каждый герой взят из собственного произведения! Но не все так гладко…  Главная ошибка продюсеров картины – они не до конца решили, для кого снимают данный фильм. Эдакий когнитивный диссонанс. Яркие декорации, пышные юбки, корсеты и кафтаны словно перенесли со страниц сказки вместе с волшебной атмосферой леса, гримеры тоже поработали на славу: трансформации Мерил Стрип можно поаплодировать, а Джонни Деппа не сразу узнаешь в таком смелом образе. Ну и пусть, что на экране он появляется минут на 5. Все это оценит маленький зритель. А выбранный сюжет наоборот – порадует взрослых новым виденьем привычных сказок, но излишняя жестокость и проблемы, поднятые в фильме (измена,  алчность, проблема отцов и детей, смерть), — это явно не для детских ушей и глаз. Тут и до детской травмы недалеко. Вот и получается, взрослым немного скучно, а маленьким зрителям слишком рано смотреть подобное.

Что мы имеем в итоге? Дисней продолжает двигаться по выбранному пути, показывая нам другую сторону знакомых историй. Мюзиклы стабильно продолжают появляться на большом экране, все-таки в них есть что-то такое, что манит зрителя в кино. Но не все они справляются с задачей грамотно совместить в себе песни и сюжетные переплетения. «Чем дальше в лес» можно было бы назвать успешным экспериментом Диснея, если бы не одно «но». Когда все действия картины приходят к логическому завершению, создается впечатление, что место режиссера занял Джордж Мартин — автор «Игры престолов», — и написал свою версию «счастливого конца» с нелепыми смертями, массовыми разрушениями, предательствами и прочими. Верным решением было бы остановиться чуть раньше.

Текст: Полина Михайлова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ