«Ч/Б»: как подружились ангел-кавказец и русский нацист

10 марта 2015, 20:01

Рецензия на художественный фильм «Ч/Б».

Совершим небольшой прыжок назад во времени и вспомним Московский международный кинофестиваль 2014 года. Речь пойдет о совсем незаметно проплывшем мимо зрителей фильме «Ч/Б». На фоне последних российских, «быстрее-чем-кроликоподобных» комедий, «Ч/Б» выглядит несколько растерянно. А все потому, что это – образец российской роуд-муви комедии, над которой не стыдно посмеяться.

Раскроем сюжет ленты: во время вооруженного налета на логово криминального авторитета Алхана (новое амплуа Сергея Маковецкого) убежденный нацист Ярослав (Алексей Чадов) всаживает в грудь неудачливого вора Нурика (Мераб Нинидзе) нож. Небеса, с присущим им чувством юмора, на 5 дней делают «черного» дагестанца Нурика ангелом-хранителем «белого» Ярослава (т.к. «у Гитлера плотный график»). Вместо крыльев у Нурика светящаяся татуировка на спине и советская игрушка «Ну, погоди!», которая может переносить его в любое место в мире (только кнопка у «Электроники» залипает, и оттого случаются многокилометровые топографические промашки). Плюсом к этому ангел Нурик стащил у Алхана антикварный сейф, которым пользовался еще сам Гоголь. Ярославу же надо попасть на суд, где их нацистская организация будет проходить по делу о якобы убийстве таджиком члена их банды и вернуть любимую девушку Вику. Ну а дальше – 100%-ный экшен: погони, искрометные диалоги, остроумные ответвления от сюжета и весьма интересный финал. Но обо всем по порядку.

Режиссер Евгений Шелякин, набивший руку на сериалах и теперь дебютировавший в кино, обозначилсвой фильм как «современную сказку для взрослых современных людей на взрослую тему». Сказочность ленты – именно в упомянутом мистическом обрамлении сюжета, которое в одно и то же время является своеобразным гарантом правдоподобности и увлекательности повествования. Ведь, действительно, попробуй перевоспитай за 5 дней нациста в интернационалиста – тут только ангел-кавказец поможет. Вместе с тем, если всматриваться в титры, увидишь много знакомых по КВН-у фамилий – и это объясняет то, что легкие, естественные и реально смешные диалоги без единого нецензурного слова великолепно прописаны для всех персонажей, даже представителей криминального мира. Однако с середины фильма Шелякин вдруг начинает растягивать сюжет (видимо, вспомнив, что это не сериал) и перегружать его этими самыми сценками-диалогами «а-ля КВН», так что ловишь себя на мысли, что вот сейчас появится хихикающий Масляков. Ставить это в упрек фильму язык не поворачивается, так как тут уже выручают актеры.

678

Говоря об актерской игре, отметить стоит Сергея Маковецкого. По собственному желанию выбрав роль злодея-интеллектуала Алхана, он, находясь в чуждом амплуа, сумел сыграть его именно так, как надо и убедить зрителя в его реальности. Алхан цитирует Анатоля Франса, Вольтера и Андре Моруа, коллекционирует личные вещи Байрона, Набокова и других великих людей, но все эти его интеллектуальные увлечения показаны во взаимоотношениях с его мало что смыслящей в высоких материях «свитой» и занятыми своими проблемами главными героями. Старая добрая игра на контрастах (бандитская рутина VS высокопарные речи) дает комический эффект – ничего нового, зато смешно. Алексей Чадов максимально приблизился к тому, чтобы показать «ломку» сознания Ярослава (ему даже дали вспомогательную любовную линию, чтобы уж наверняка). Однако тут уже вышла осечка сценаристов: увлекшись уже упомянутыми сценками, они задвинули морально-этический вопрос об отношении Ярослава к «нерусским» в конец фильма, так что Чадов в перерывах между смешными диалогами как может показывает метания своего героя, убедительно приближаясь к ответственному моменту дачи показаний в суде. Выступление Ярослава в суде станет финалом картины в воспитательном плане: извлек нацист хоть какие-то уроки из общения с ангелом Нуриком, или нет.

54

Итак, а теперь к началу: почему же «Ч/Б» выглядит растерянно на фоне всех последних российских новинок? Дело в выбранном стиле: комедия «Ч/Б» не претендует ни на экзистенциальную глубину (и странно было бы от нее этого ожидать), ни на продажную глупость. Если в «Вие» все пили самогон и в страшных снах видели графику уровня нулевых, прекрасный «Поддубный» под конец фильма укатился в привычную «ноту протеста» Америке, а над простеньким «Кино про Алексеева» можно поплакать, то в «Ч/Б» зритель может увидеть качественно сделанную увлекательную смешную историю. Оператор Даян Гайткулов великолепно справляется с сюжетом картины (это отдельный плюс фильма), актуальная, пусть и поднадоевшая, тема толерантности раскрывается через смех и несет в себе воспитательные цели, но смеяться до слез все же не получается, так как сюжет скачет вперед, допуская лишние эпизоды. Тем не менее, плюсов в «Ч/Б» все же больше: фильм увлекателен, остроумен, в определенных местах нов и интересен – это качественная дебютная комедия, настоящее зрительское кино.

Текст: Светлана Иванова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ