Братья Коэн — главные бунтари Голливуда

7 декабря 2015, 15:20

4 декабря стало известно, что новый фильм братьев Итана и Джоэла Коэн «Да здравствует Цезарь!» будет открывать 66-й Берлинский кинофестиваль. «365» решил вспомнить о том, как братья дошли до своих четырех «Оскаров» и звания классиков современного кино.

Журналист Иэн Натан так охарактеризовал талантливых братьев-режиссеров:

«На первый взгляд они смахивают на ботаников: лопочут, хлопочут и скатываются в угрюмые паузы и бурчание. Но когда доходит до их блестящих фильмов, они являют столько легкости, что, того и гляди улетят. И с хичкоковской невинностью отметают любые подозрения в хитрости…»

Истоки творчества и дебютный триллер

Кадр из фильма "Просто кровь"

Кадр из фильма «Просто кровь»

Джоэл Коэн родился 29 ноября 1954 года, а Итан — 21 сентября 1957 года. В детстве братья любили снимать видео на камеру Super 8, а вершиной их подростковой кинодеятельности стал короткометражный фильм «Лесорубы Севера». Джоэл так вспоминает совместные начинания:

«Тогда мы в основном клепали ремейки. Фигню вроде «Обнаженной жертвы» или «Лесорубы Севера».

Пути братьев разошлись, когда Джоэл поступил на кинематографический факультет, а Итан отправился изучать философию в Принстон. После окончания учебы Джоэл работал ассистентом по монтажу, в том числе у Сэма Рейми, создателя знаменитых «Зловещих мертвецов».

«Когда я работал в Нью-Йорке монтажером, мы с Итаном вместе писали сценарий. Мы поработали на других и решили придумать что-то, что можно снять на сравнительно небольшие деньги, но чтобы достаточно широкую аудиторию пробрало, и мы решили сделать триллер».

Первым триллером братьев стал неонуар «Просто кровь». Зрителей, действительно, «пробрало»: история о любовном треугольнике и частном детективе никого не оставила равнодушным. Роль жены исполнила молодая актриса Фрэнсис Макдорманд, впоследствии ставшая супругой Джоэла.

Критики высоко оценили игру актеров и созданную атмосферу нуара. Итан так характеризует фильм:

«Легко думать, что мы вознамерились пародировать форму нуара, потому что, с одной стороны, это триллер, а с другой – он смешной. Но фильм определенно должен работать как триллер, и я не думаю, что он смог бы одновременно работать как пародия».

«Воспитывая Аризону» как оттачивание мастерства

Кадр из фильма "Воспитание Аризоны"

Кадр из фильма «Воспитание Аризоны»

Спустя четыре года после «Просто крови» братья снимают картину «Воспитывая Аризону». В центре повествования – история о том, как бывший заключенный Хай (Николас Кейдж) крадет ребенка для своей бесплодной жены Эд (Холли Хантер). «Благородный» поступок супруга вызывает огромные проблемы: он украл ребенка у местного богача. К тому же, криминальное прошлое не отпускает главного героя, и за ребенком начинают охоту бывшие подельники Хая.

«В сущности, закончив «Просто кровь», мы хотели сделать что-то совершенно другое. Мы не знали, что именно, но мы хотели чего-то смешного, с более быстрым темпом».

Фильм получил прохладнее отзывы критиков — возможно, те ждали более динамичного и зрелищного действия. У режиссеров начали закладываться определенные привычки. Например, у них появляются актеры-завсегдатаи: Фрэнсис Макдорманд, Джон Гудмэн, Холли Хантер, а жанр фарса стал у братьев излюбленным.

Творческие 90-е годы братьев Коэн

Кадр из фильма "Перекресток Миллера"

Кадр из фильма «Перекресток Миллера»

Коэны продолжили экспериментировать, взявшись за тему противостояния криминальных банд. В 1990 году они выпустили гангстерскую драму «Перекресток Миллера» с Альбретом Финни, Джоном Туртуро и Гэбриэлом Бирном. Эксперимент удался, что отметил журналист Джон Х. Ричардсон:

«До «Перекрестка Миллера» ни один из персонажей Коэнов не обладал особыми мыслительными способностями. Они были если и не вовсе одуревшими от крови, то хотя бы деревенскими простачками. Но герой «Перекрестка Миллера» – парень с миллионом подходов. Том всегда кажется на шаг впереди всех остальных. Вообще это его работа, ведь он – мозг криминального босса Лео. Коэны повышают ставку, помещая его в ситуацию, в которой его выживание зависит от быстроты его мышления».

Режиссерам работа с жанром нуар кажется вполне привлекательной. Итан Коэн «Перекресток Миллера» считает отличной историей:

«Этот фильм — гангстерская история, потому что это жанр, который нас привлекает, — больше литературный, чем кинематографический жанр, кстати, — но конфликты персонажей, мораль можно применить шире».

Драма пришлась по вкусу зрителям и критикам, а ирландский акцент актера Гэбриэла Бирна только добавил шарма фильму. С исполнителем роли еврея Берни Джоном Туртурро устанавливаются длительные отношения, и актер впоследствии становится еще одним завсегдатаем в фильмах братьев.

Кадр из фильма "Бартон Финк"

Кадр из фильма «Бартон Финк»

Спустя год братья выпускают фильм о писателе «Бартон Финк», где снялись Джон Туртурро и Джон Гудмэн. История о творческом кризисе незадачливого сценариста получилась в коэновском стиле: смешно, абсурдно и грустно. Премьера «Бартона Финка» состоялась на Каннском кинофестивале и была отмечена «Золотой пальмовой ветвью».

Главный герой (Джон Туртурро) берется за написание сценария фильма о рестлинге, о котором ничего не знает. Поселившись в мотеле, он начинает работу, но ему мешает шум из соседской комнаты. Как выясняется, это шумит Чарльз Медоус (Джон Гудмэн), который оказывается серийным убийцей Карлом Мундтом. После встречи с убийцей у Финка открывается «второе творческое» дыхание, и он запоем пишет сценарий.

В 1994 году режиссеры выпускают «Подручного Хадсакера», где главные роли исполнили Тим Роббинс и Дженнифер Джейсон Ли. Эксцентричная комедия об изобретателе хула-хупа с непомерно высоким бюджетом даже для Коэнов с треском провалилась в прокате. Не спасли фильм от катастрофы ни приглашенный Пол Ньюмен, ни громкое имя режиссеров, ни излюбленная американская тема «маленького» человека, добившегося всего своим трудом.

Триумфальные «Фарго» и «Большой Лебовски»

Кадр из фильма "Фарго"

Кадр из фильма «Фарго»

Спустя два года, в 1996, выходит «Фарго» — фильм, который возвращает братьям былую славу. В новом фильме отчетливее видны их авторские приемы: обилие черного юмора, не связанные между собой события и эпизоды, второстепенные персонажи, которые, на первый взгляд, не важны, но помогают лучше узнать главных персонажей (как, например, одноклассник-азиат шерифа Марж или чрезмерно болтливый Карл Трещотка в исполнении Стива Бушеми). История, которая, по словам братьев, произошла на самом деле, получила множество наград. Желание мужа избавиться от жены становится отправной точкой последующих трагических событий в заснеженном городе Фарго. Исполнительница роли беременного шерифа Мадж Фрэнсис Макдормард получила «Оскар» за лучшую женскую роль, а братья Коэн получили заветную статуэтку за лучший сценарий.

Кадр из фильма "Большой Лебовски"

Кадр из фильма «Большой Лебовски»

В 1998 году братья заставляют снова заговорить о себе. На экраны выходит «Большой Лебовски», ставший культовым, а Чувак (Джефф Бриджес) стал героем целого поколения. Чувак — или Джефф Лебовски – бывший хиппи, который ходит в халате и шортах, пьет коктейль «Белый русский» и обожает боулинг. Он оказывается втянут в криминальную историю. Сначала злоумышленники портят его ковер, «который задавал стиль всей комнате», а потом сварливый миллионер делает Чувака курьером, чтобы доставить выкуп за жену богатея. Неожиданно деньги похищают, и Чувак вместе с другом, ветераном Вьетнама Уолтером Собчаком (Джон Гудмэн) отправляются на поиски похищенного выкупа.

Помимо того факта, что в картине снялись излюбленные режиссерами актеры Джон Гудмэн, Стив Бушеми, Джон Туртурро, братья Коэны затрагивают тему фетишизма и одержимости. Чего только стоят перфомансы и акции художницы Мод (Джулианна Мур), или сравнение боулинга с балетом? Джоэл Коэн так описывает замедленные съемки сцен в боулинге:

«Идея была в том, чтобы снять эти ритуалы боулинга практически в замедленном движении. Начальные титры были задуманы так, чтобы ввести вас в этот мир и дать понять важность боулинга для фильма».

Другие 2000-е

Кадр из фильма "После прочтения сжечь"

Кадр из фильма «После прочтения сжечь»

После «Большой Лебовски» Коэны выпускают «О, где же ты, брат» — вольную интерпретацию «Одиссеи» Гомера. В главных ролях снялись Джордж Клуни, Джон Туртурро и Тим Блейк Нельсон. Актеры играют беглых каторжников, которые, скрываясь от грозной полиции, вынуждены пережить множество ситуаций. Премьера фильма состоялась на Каннском фестивале, где режиссеры самолично промоутировали излюбленную «Помаду для мужчин от Франта Фрэнка», которой главный герой обильно смазывал волосы.

Помимо изнурительного путешествия, в котором герои сталкиваются с сектантами, расистами, гангстерами и темнокожими блюзменами, в фильме отличное музыкальное сопровождение. У Коэнов музыка выходит на первый план, а визуальный ряд только подчеркивает прелесть песен. Режиссеры намеренно сделали этот шаг. Сцена с сиренами, гитарист-попутчик, стихийно образованный кантри-бэнд «Мокрые задницы» и народные песни от каторжников никого не оставляют равнодушными. Дисков с саундтреком было продано свыше 7 миллионов копий (на момент ноября 2008 года) и отмечен пятью премиями «Грэмми».

Кадр из фильма "Человек, которого не было"

Кадр из фильма «Человек, которого не было»

В начале 2000-х братья Коэн начинают искать новые темы для фильмов. Они возвращаются к теме нуара в «Человеке, которого не было» (2001), который был отмечен призом за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале. В 2003 году снова работают с Джорджем Клуни в «Невыносимой жестокости», где партнершей Клуни выступила Кэтрин Зета-Джонс. В 2004 году вышла их черная комедия «Игры джентльменов» с Томом Хэнксом. Также Коэн выстуили продюсерами фильма Джона Туртурро «Любовь и сигареты» (2005), сняли по новелле для альманахов «Париж, я люблю тебя» (2006) и «У каждого свое кино» (2007).

«Старикам тут не место» и новые работы

Кадр из фильма "Старикам здесь не место"

Кадр из фильма «Старикам здесь не место»

В 2007 году братья презентовали фильм, основанный на одноименном романе Кормака Маккарти «Старикам тут не место». Главные роли в ленте исполнили Томми Ли Джонс, Хавьер Бардем и Джош Бролин. По слова Джоэл Коэна, выбор произведения отнюдь не случаен:

«Маккарти потрясающий писатель – он в корне изменил представления о жанре триллера в литературе. Мы последовали за ним».

«Это нас и привлекло в романе больше всего: все начинается с классического конфликта – плохой преследует хорошего, тот убегает, погоня…»

Киноадаптация романа оказалась по вкусу и критикам, и зрителям. Фильм получил четыре премии «Оскар», а игра Хавьера Бардема была отмечена «Золотым глобусом».

Кадр из фильма "После прочтения сжечь"

Кадр из фильма «После прочтения сжечь»

После мрачных «Стариков» режиссеры вернулись к излюбленному фарсу, сняв «После прочтения сжечь» (2008), где все действие напоминает встречу странных людей.

«Идиоты — наилучший драматический эффект из всех возможных! Они все время делают что-то не то, попадают впросак, все идет наперекосяк – а нам только того и надо».

В 2009 году братья сняли «Серьезного человека», где впервые стали рассуждать о жизни и быте ничем не примечательного еврейского мужчины. В 2010 году осуществилась давняя мечта Итана и Джоэла: они сняли вестерн «Железная хватка», где снялись Джефф Бриджес, Джош Бролин и Мэтт Дэймон. Фильм стал самым кассовым из фильмов Коэнов и самым кассовым среди вестернов. В 2013 году они выпустили картину «Внутри Льюина Дэвиса», которая, в целом, была хорошо встречена публикой, однако не получила ни одну кинематографическую награду.

В 2014 и 2015 годах братья Коэн выступили сценаристами фильма «Несломленный», который сняла Анджелина Джоли, и «Шпионского моста» Стивена Спилберга. Сейчас режиссеры работают над картиной «Да здравствует Цезарь!», премьера которой состоится в марте 2016 года.

 

Текст: Александра Эрднеева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ