Братья Гримм XXI века

4 февраля 2015, 16:30

Рецензия на фантастический боевик «Восхождение Юпитер»

  Никогда не доверяйте трейлерам. Тем более, если это трейлер к фильму «Восхождение Юпитер» (Jupiter Ascending) Энди и Ланы Вачовски. Признаюсь, я совсем не ожидал того, что приготовил этот сумасшедший тандем, снявший трилогию «Матрицы» и «Облачный атлас». В интернете, естественно, можно найти кое-какую информацию о новом фильме, но, поверьте, она вас приведет к ложным выводам. Единственный выход – идти в кино и смотреть. Лучше в IMAX конечно, потому что это первый фильм Вачовски в 3D.

  Пересказывать сюжет – неблагодарное дело, тем более что режиссеры тщательно скрывают какие-либо подробности. Однако историю можно завуалированно представить в виде сказки. Вообразите, что Золушка из семьи русских эмигрантов, живущих в США и выживающих за счет уборки и мытья унитазов, вдруг превращается в королеву (Мила Кунис). Увеличьте размеры королевства до Вселенной и добавьте человека-волка (Ченнинг Татум), который должен сопроводить Её Величество к одному из наследников трона. Их всего трое: прекрасная и хитрая Калик (Таппенс Мидлтон), красавец-обольститель Титос (Дуглас Бут) и мерзавец Балем (Эдди Редмэйн). Все они живут в своих замках: Калик – на прекрасной планете в причудливом дворце-храме; Тито – на космическом корабле, созданном для любовных утех; Балем – в гигантской и неприступной крепости-фабрике, окруженной непроходимыми грозовыми облаками. Несмотря на кровные узы, наследнички готовы перегрызть друг другу глотки за господство над всем Царством (Вселенной) – классический средневековый сюжет. Золушка с планеты Земля является для них гарантом вселенской власти, поэтому они пытаются сблизиться с ней. Человек-волк, которого Вачовски обозвали «ликан», бывший легионер и работает на Тито, охраняя новоявленную королеву от наемников Балема и Калик. Ликан передвигается по воздуху с помощью чудесных сандалий Гермеса и имеет множество других диковинных штучек в своем арсенале.

0980890

  На «сандалии» Вачовски сделали особый упор, так как фильм изобилует прекрасными боевыми сценами в воздухе, которые наверняка войдут в учебники кино. Если в «Матрице» режиссеры приручили время, то в «Восхождении Юпитер» они «одомашнили» гравитацию. Герои будто парят с летающими машинами-крабами, отрываясь от Земли и постепенно перемещаясь дальше в космос. Наше сознание вместе с ними переносится абсолютно в новое пространство, и этот эффект усиливается за счет использования 3D. Если в «Интерстелларе» Нолана мы лишь заглядываем в Черную Дыру, то в фильме Вачовски нас буквально похищают с родной планеты. Используя классические архетипы и образы героев из сказок, режиссеры создают свою мифологическую систему. Конечно, не такую идеальную и изящную как у Лукаса в «Звездных войнах», но более продуманную и правдоподобную чем у Кэмерона в «Аватаре».

9098009

  Как и все блокбастеры, «Восхождение Юпитер» не лишен недостатков. Некоторые персонажи в фильме выглядят как минимум неорганично. Например, девушка с синими дредами на летающем скутере (её играет кореянка из «Облачного атласа» Пэ Ду На) почему то вызвала у меня когнитивный диссонанс, так и хочется вырезать ее из фильма. Прислужник Балема с красным носом и в парике эпохи Ренессанса похож на Литвинову, чем периодически вызывал приступы смеха (хотя я очень люблю Ренату). Но это все пустяки по сравнению с неидеальной игрой Милы Кунис – до роли вселенской королевы она пока ещё не доросла. Вачовски сделали большое одолжение актрисе, пригласив ее в проект. А вот Ченнинг Татум, напротив, очень вырос и стал настоящим профи. Однако после просмотра все равно остается впечатление, что режиссеры схалтурили при выборе актерского состава. На прошлых проектах, особенно в «Облачном атласе» и «Матрице» кастинг-директоры сработали идеально. Критике также можно подвергнуть различные сценарные перегибы в развитии сюжета: разнузданная пафосность, усиливающаяся к концу фильма (что типично для обычных блокбастеров); неуместные шутки или странные фразы в диалогах («Моя фамилия Джонс, но когда сильно злюсь, я – Болотникова» –  это забавно, но попахивает заигрыванием с русской аудиторией) и т.д. Подобные вещи, рассчитанные на привлечение массового зрителя, уменьшают художественную ценность картины и её самобытность. Пытаясь усидеть на двух стульях, снимая фильм с претензией на авторское кино и одновременным расчетом на мейнстрим, Вачовски сами себя ограничивают в своей фантазии. Это выражается в том, что замашка на сказку вселенских масштабов к концу фильма остается не до конца реализованной. Что больше напоминает космический хаос из обрывков историй, знакомых нам с детства.

879897

  В конце 90-х Дэвид Карсон и Херберт Уайз сняли мини-сериал «Десятое Королевство» который, по сути, является попыткой переосмысления «Сказок братьев Гримм», собранных немецкими фольклористами по всей Европе в XIX веке. В мини-сериале XX века сталкиваются два мира – выдуманный и реальный. Взаимодействие сказочного мира прошлых веков и современной реальности происходит довольно жестоко – с убийствами, развратом и алчностью (братья Гримм «отдыхают», хотя и у них были свои «жестокие» версии сказок, в которых  Золушка отрезала пальцы, пятки и даже ступни своим сестрам, чтобы на их ноги налезла хрустальная туфелька). Вачовски в «Восхождение Юпитер» делают практически то же самое, только сказочный мир из леса и деревень переносится на другие планеты. Герои теперь сражаются не на мечах, а с помощью бластеров, звуковых пушек и невидимых щитов. Главным сокровищем становится не золото или деньги, а время («Время – самая большая ценность во Вселенной», – замечает в фильме Калик). И хотя новая работа режиссеров не такая монументальная как «Десятое Королевство» и, тем более, труды братьев Гримм. Но с точки зрения блокбастеров, это, безусловно, стоящее кино, которое будет одинаково интересно как обычным зрителям, так и искушенным синефилам. После просмотра «Восхождение Юпитер» я считаю, что «братьев Вачовски» (независимо от пола Ланы для меня это уже нарицательное имя) можно по праву называть «братьями Гримм XXI века», свою фамилию они уже навсегда сохранили в геноме культуры как минимум одной планеты.

Текст: Евгений Белов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ