Большая политика в Голливуде

23 июля 2014, 23:35

Какими предстают политики в фильмах и сериалах.

Размышления на тему развития и видоизменения образа политика в современном кинематографе, на мой взгляд, стоит начать с вопроса о популярности этого образа. Какие именно персонажи становятся самыми востребованными в индустрии кино? Раньше это были ковбои, потом хорошие полицейские, потом уже вовсе не хорошие полицейские, а теперь супергерои и политики. С супергероями все более или менее ясно, это вымышленные персонажи американских сказок, которые перекочевали на экраны с засаленных страниц комиксов. Политиков же в сценарии сериалов и блокбастеров привела пропаганда, самое мощное оружие американского образа жизни. На протяжении долгих лет людям объясняли, что политики это не жулики и воры, а настоящие граждане своей страны с горящим сердцем. Именно от них зависит, каким станет будущее наших детей, именно они спасут нас от внешних врагов и перевоспитают внутренних. Голливуд как мощное оружие пропаганды очень тонко чувствует необходимость в персонажах, на которых целевая аудитория могла бы положиться и которым могла бы отдать свой голос.

Сразу хочу оговориться, что я не буду рассматривать картины, где образ политика не является основным или сюжетообразующим. «Мачете», «Хвост виляет собакой», «Падение Белого дома», «День независимости», «На трезвую голову», «Мартовские иды» и даже сериал «24 часа» не являются в данном случае типологическими примерами, а значит, скорее запутают нас, нежели помогут разобраться. Возможно, в тексте о политтехнологиях список был бы совершенно другим, но в данном случае, эти работы остались за бортом.

"Западное крыло" - Мартин Шин

«Западное крыло» — Мартин Шин

Первое на что хочется обратить внимание, это кардинальные различия между образами обычных политиков и тех, кто уже обосновался в Овальном кабинете. Если в одноименной картине Харви Милк (Шон Пен), начинающий общественный деятель средних лет нетрадиционной сексуальной ориентации, живет по законам среднего класса, то президент Джед Бартлет (Мартин Шин) из знаменитого сериала Аарона Соркина «Западное крыло» существует в параллельном пространстве. Интересно, что изначально создатели планировали оставить за кадром президента и сосредоточиться на жизни старших сотрудников администрации, однако образ, который создал Мартин Шин, настолько заинтересовал публику и критиков, что роль расширили. Несмотря на внимание к персоне Джеда Бартлета, определенная таинственная завеса осталась. Президент не чистит зубы, не валяет дурака, не устает от общения с женой. Весь спектр чувств, который видит зритель, связан с политической обстановкой в стране и за ее пределами. Персонаж Шина злится на министров, радуется победе демократов, переживает за судьбы маленьких государств и так далее. Несмотря на несколько однобокий образ, совершенно очевидно, что сериал Аарона Соркина стал законодателем в жанре политической драмы.

"Самолет Президента"

«Самолет Президента»

После такой тщательной и подробной работы над персонажами и образом жизни сотрудников Белого дома довольно странно, если не сказать вяло, смотрится полнометражная картина «Самолет президента». Однообразный, сыгранный по шаблону президент Джеймс Маршалл в исполнении Харрисона Форда значительно уступает в обаянии главному антагонисту – Ивану Коршунову (Гари Олдман). В этой картине Вольфганга Петерсена явно просматривается плохо завуалированный патриотически-истерический посыл. Президент и герой, и заботливый семьянин, и страдалец за мир во всем мире. А во всем виноваты русские. Интересно, что картина собрала в мировом прокате более $300 млн. Видимо и такая незамысловатая пропаганда находит своего зрителя.

"Альфа-дом"

«Альфа-дом»

В сериале 2013 года «Альфа-дом» пропаганды нет совсем. Или она так глубоко зарыта, что я ее не разглядел за все 11 серий. Зато невооруженным глазом видна сатира и ядовитая ирония. Главные герои сериала – четыре претендента на сенаторское кресло. Они амбициозные, не слишком умные и живут в одном доме. Замечательная завязка. На протяжении всего сезона главные герои совершают самые идиотские поступки с самыми серьезными лицами. После просмотра «Альфа-дома» зритель начинает жалеть главных героев: уж очень откровенно их высмеивают создатели сериала. Возможно, в этом и есть основная задача хитрых сценаристов: вызвать сочувствие и чувство сострадания к политикам. Если это так, то их план удался на славу.

"Основные цвета" - Джон Траволта

«Основные цвета» — Джон Траволта

В драме 1998 года «Основные цвета», с Джоном Траволтой в главной роли, сочувствие тоже не покидает зрителя, но теперь уже в другом ракурсе. Жанр другой, цели и задачи другие. Сюжет основан на одноименном романе Джо Клейна. Губернатор Джек Стэнтон решает баллотироваться на пост президента Соединенных Штатов. Выясняется, что у Стэнтона была связь с несовершеннолетней девушкой. Он бросает ее, узнав о беременности. В итоге… Посмотрите кино, и узнаете, что в итоге. Или вспомните судьбу президента Билла Клинтона. Многие события для фильма были позаимствованы из его биографии. Сухая аннотация к фильму не может передать, тех чувств, которые умело вызывает у зрителя Джон Траволта. Даже его рукопожатия каждый раз обозначают совершенно разные эмоции. Трогательный, талантливый, убежденный в своих идеалах, он всегда верит, что именно он должен быть президентом, ведь именно он знает, как действительно помочь стране. Классический фильм-биография с замечательными актерами и хорошим крепким сценарием.

"Вся королевская рать" - Шон Пенн

«Вся королевская рать» — Шон Пенн

Роман американского писателя Роберта Пенна Уоррена «Вся королевская рать» был экранизирован пять раз и один раз стал прообразом оперы. Фильм 1949 года получил три статуэтки «Оскар» и был признан конгрессом США «культурно значимой картиной». Почему именно этот фильм конгресс США называет культурным ориентиром? И вообще, почему конгресс определяет культурную значимость того или иного фильма? Тема, для еще одного политического триллера. В любом случае, мне хотелось бы вспомнить не картину 1949 года, а ее ремейк – фильм, снятый в 2006 году с Шоном Пенном в главной роли. Политический контекст за пятьдесят лет значительно изменился, а значит и актуальность работы играет не последнюю роль. Журналист Джек Бурден сопровождает политика Вилли Старка, пока тот карабкается на политический олимп. Все действие картины можно уместить в одной фразе лорда Актона: «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно». А фильм, тем не менее, получился замечательный. Сценарист и режиссер Стивен Зейльян не жалеет своих персонажей ни одной минуты экранного времени. Жесткий, лаконичный, мужской фильм воссоздает реальность политических игр почти с исторической точностью. В картине мы видим не просто хорошего политика или плохого, –мы видим политика меняющегося, персонажа в динамике, а за такими героями наблюдать интересней всего.

"Карточный домик" - Кевин Спейси

«Карточный домик» — Кевин Спейси

В 2013 году на телеэкраны вышел сериал «Карточный домик». На первых минутах герой Кевина Спейси убивает собаку голыми руками. Видимо, чтобы зрители не тешили себя иллюзиями по поводу дальнейших событий. А события в сериале бьют ключом… по голове. Самолюбивый конгрессмен Фрэнк Андервуд жаждет власти. Не очень ясно, что он будет с ней делать, но он настроен серьезно. Козни, ложь, предательство, измены, лесть, убийства – в погоне за властью все средства хороши. Но лучшее средство – верный товарищ. А если товарища нет, то любимая жена. Клер Андервуд (Робин Райт) не уступает мужу в жестокости и хитроумии. Такое ощущение, что смотришь кино про наркоманов. Герои идут на все, чтобы получить желаемое здесь и сейчас. А желают они одного – власти. Несмотря на то, что действие происходит в наши дни, совершенно очевидно, что многие сюжетные повороты и персонажи списаны с древнегреческих трагедий. Даже герои Шекспировских пьес обладают более развитыми чувством справедливости и совестью. Перед премьерой второго сезона президент США Барак Обама попросил в твиттере своих читателей не спойлерить о сюжете нового сезона. Такая скромная реклама.

Судя по грандиозному спеху сериала «Карточный домик», можно смело утверждать, что собирательный образ политика в голливудском кино претерпел значительные изменения. Вездесущая пропаганда отступила на второй план, уступив место художественной ценности. Фильмы, где политик как марионетка, играет роль «хорошего парня», остались в прошлом. Теперь можно смело пускаться в рассуждения, какими будут видеть политиков режиссеры? Женщины, дети, инвалиды, звери, в конце концов? Не знаю. Но что совершенно точно – скучно не будет.

Текст: Николай Гросицкий

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ