«Майкл Коллинз» Нила Джордана был выпущен в 1996 году. Присутствовавший в фильме Лиам Нисон, который, вообще-то, уроженец Северной Ирландии, уже был известен Европе и Америке благодаря роли в картине «Список Шиндлера» Стивена Спилберга. Наличие сильного актерского состава в лице Джулии Робертс, Эйдана Куинна, эпизодической роли Тома Хэнкса, и, конечно же, Алана Рикмана в образе главного противника Коллинза уже предполагает хорошее кассовое будущее.
Фильм представляет собой вольный анализ биографии известного революционера и политического деятеля Майкла Коллинза в период с 1916 года и до его смерти.
Кадр из фильма «Майкл Коллинз»
После «Жестокой игры» (1993) Нил Джордан зарекомендовал себя в Голливуде, получив «Оскар» в номинации «Лучший сценарий». После эксперимента с романом Энн Райс «Интервью с вампиром» у ирландского режиссера оказалась за спиной неплохая поддержка американских студий для его авторского проекта.
В какой-то степени «Майкл Коллинз», по своей сути, авторское кино, и наличие Джордана не только в режиссерском кресле, но и в качестве сценариста оправдывает само повествование фильма и субъективное отношение создателя к главным событиям. Однако постановщик в середине фильма уходит от стилистики ирландского кино и переключается с элитарности на массовость, чтобы как можно больше развлечь зрителя. Такая перемена объясняется поддержкой американских студий в финансировании фильма.
Таким образом личная история революционера, который, по словам самого ирландского народа, освободил их из «лап» Британской Империи, превращается в игру и усладу для глаз зрителя. Отсюда различные опыты с монтажом, «перепрыгивания» с одной сцены на другую, беспричинные вспышки эмоций главных героев, и самое главное, масштабная борьба на Пасхальном восстании 1916 года и во время гражданской войны в Ирландии 1922 года.
Кадр из фильма «Майкл Коллинз»
Режиссер любуется главным героем и его взаимоотношениями с близкими ему людьми, он воспевает его действия, соглашается с утверждением, что все его деяния для ирландского народа пойдут только на пользу этому самому народу. Но самого ирландского народа в фильме и нет — есть разговоры, убийства, истерики, но хотя бы малейшей объективизации истории нет. Нил Джордан пытается создать образ эпопеи с помощью трагических событий в Ирландии, которые оставили серьезный след в сознании нескольких поколений ирландцев. Но масштабные события в, по сути, маленькой стране получаются не натуральными, но искренними. Можно сказать, что Нил Джордан – это ирландский Стивен Спилберг, который заботится о своих историях и повествует их, не отрекаясь от документальности, показывая весь трагизм военных действий. Или же как британец Дэвид Лин, который карикатурно исследует человеческие персоналии с помощью камерных драм, как в картине «Короткая встреча» (1945).
Кадр из фильма «Майкл Коллинз»
Только потом ирландский кинематограф начнет говорить об этих событиях через призму «маленького человека», через роль простого ирландского народа. В этом преуспеет британский режиссер Кен Лоуч со своей картиной «Ветер, который качает вереск» с Киллианом Мерфи в главной роли. Бунт среди крестьян и рабочих за независимость Ирландии заговорит иным киноязыком, и Лоуч покажет истинную причину последовавшей гражданской войны через метаморфозы человеческих характеров. Впоследствии все тот же режиссер в своей картине «Зал Джимми» (2014) расскажет как раз о влиянии таких людей, как Майкл Коллинз на молодых ирландцев, но как мала вероятность того, что не все они могут быть такими же, как известный политический деятель.
Но эти картины будут потом. Сам скачок и перелом в повествовании этих важных дат в истории Ирландии начал именно Нил Джордан на пару с Лиамом Нисоном в своей картине, полной страсти и отчаяния.
Кадр из фильма «Майкл Коллинз»
«Майкл Коллинз» никогда не выходил в прокат в России, поэтому для любителей ирландского кино просмотр этого фильма в кинотеатре будет настоящим событием. В последние несколько месяцев стало модно показывать фильмы двадцатилетней (+) в кинозалах Москвы и Санкт-Петербурга. Драма Джордана, как и «Лоуренс Аравийский» (1962) Дэвида Лина в Британии является важной частью истории самого ирландского кино. Если собраться всеми силами и создать книгу «История ирландского кино», то в списке фильмов периода двух десятилетий, 80-х и 90-х, имя Нила Джордана будет встречаться не один раз.
Текст: Ася Заболоцкая