Битва фильмов: «Гонка» против «Гонщик»

8 октября 2014, 08:51

В современном мире существует много событий, которые по своему общественному резонансу выходят за пределы границ, отведённых им словарями. Крупные спортивные мероприятия среди них. Это давно уже не только зрелище и соревнование, но в той же мере престиж, деньги и даже мода. Чемпионат мира по гандболу к таковым пока не относится, а вот этапы гранд-при Формулы-1 вполне. Культовая гонка докатилась и до нашей страны. С 10 по 12 октября в Сочи состоится первый в российской истории заезд по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами – Гранд-при России. В связи со знаковым событием мы решили устроить битву, соревнование, а может даже заезд между двумя наиболее известными фильмами последних десятилетий про этот вид спорта. Сегодня в битве сойдутся фильм «Гонка» (2013 года) и «Гонщик» (2001 года).

Сценарий

w1920x1080_14974

Разница сценариев к фильмам сразу бросается в глаза. Один создан на основе реальных событий, а второй придуман Сильвестром Сталлоне и компанией. Приставка «на реальных событиях» всегда импонирует, просто не всегда талантливо обрамляется. Сценарий к фильму «Гонка» написан отличным сценаристом Питером Морганом, который ранее уже работал с Роном Ховардом и адоптировал для его фильма историю о знаменитом интервью Никсона. При работе над сценарием, который рассказывает о реальных персонажах, можно либо скатиться в документалистику, либо «съесть» от истории всё, кроме имён персонажей. Мне кажется, что Питер Морган добавил в сценарий изрядно собственных красок, что сделало героев чрезмерно кинематографичными, однако сильно картину это не портит. Это же кино!

img0019

Драма которую развернули в своём сценарии Сильвестер Сталлоне, Нил Табачник и Ян Скрентны, оригинальной назвать не удастся. Сценарные ходы вызывают не много переживаний, так как стандартны и вполне читаемы. А развязка фильма слишком резко отдаёт хэппи-эндом, даже в «Рокки» Сталлоне не был так счастлив. Оба сценария не идеальны, но история «Гонок» куда реалистичнее мыльной оперы о «Гонщике», пусть и за счёт адаптации реальной истории.

«Гонка» — 6 баллов

«Гонщик» — 4 баллов

Режиссура

Rush1

В битве сошлись два маститых и успешных режиссёра, правда из разным миров. Одному из них явно удавались экранизации историй, основанных на реальных событиях. Вспомним такие работы Рона Ховарда, как «Апполон-13», «Игры разума» или «Фрост против Никсона». И здесь режиссёра материалом побаловали, да и он не оплошал. В фильме не только детально передаётся настроение того времени, но и с особой точностью раскрыт закулисный шарм такого специфического вида спорта как Формула-1 на определённом этапе её развития. Оба главных героя фильма положительные личности с противоположными характерами, режиссёр их не сталкивает, а сравнивает, поэтому им выбран тонкий ход повествования от каждого из них, что позволяет зрителю самому выбрать своего героя. По той же причине режиссёр фактически убрал всех второстепенных героев, что бы на ярком контрасте выделить главных.

Для Ренни Харлина характерна работа в ином ключе, он в первую очередь мастер динамичного боевика, ему удались и «Скалолаз» и «Крепкий орешек 2». Харлину тоже достался вполне подходящий сценарий, да ещё со Сталлоне в придачу. И он выполнил свою задачу – снял динамичный фильм, хотя и драму формально. Ему удалось не перенасытить фильм гонками и выдержать баланс между драматизмом и экшеном, за счет чего не устаёшь от просмотра, по крайней мере, не сильно. Как ни крути, но это не драме, а американский боевик с её элементами. Такая режиссура. Однако атмосфера гоночного мира здесь тоже подчёркнута тонко, не зря для фильма выбрали режиссёра с финскими корнями. Все же Ховард рассказывал об эпохе ушедшей, а Харлин о настоящем, что даёт Ховарду преимущество, задача у него была сложней. Да и общее лидерство за ним же, его работа интересней хотя бы задумкой, которую, кстати, ему вполне удалось воплотить в жизнь.

«Гонка» — 8 баллов

«Гонщик» — 7 баллов

 

Актёрское мастерство

img0013

Закадровый штаб «Гонок» выбрал для съёмок фильма не самых звёздных актёров – Криса Хемсворта и Даниэля Брюля. Однако это легко объяснить, если мы вспомним, о ком этот фильм. Главные герои гонщики Ника Лауда и Джеймс Хант – это реальные персонажи, о которых осталось много видео, фото и других материалов. На главные роли подбирались актеры, похожие на своих персонажей, и тут кастинг проведён на высшем уровне. Персонажей фильма не отличить от настоящих гонщиков. Работу артистов облегчал хорошо прописанный материал и многоопытный режиссёр, однако и сами исполнители не подкачали. Общими усилиями, но образы переданы почти документально.

Против опыта не поспоришь. Сталлоне получив в картине «Гонщик», согласно сценарию, только третью роль в фильме, по факту умудрился сыграть главную. Ловкач. Но хоть главная, хоть третья, но Сталлоне вновь актёрской игрой не блеснул, а выступил в качестве символа удачного в прокате боевика. Интересным выглядит продюсерский ход по приглашению на роль гонщика Тиля Швайгера, тут сразу видится аналогия с Шумахером, и желание расшить аудиторию картины. Надо заметить, что у актёра были роли и лучше, но здесь не его вина. Постановка требовала голливудских штампов, да и Сталлоне переигрывать видно как-то не с руки.

kinopoisk.ru

«Гонка» — 7 баллов

«Гонщик» — 5 баллов

 

Спецэффекты и работа оператора

RUSH

Оператор «Гонок» Энтони Дод Мэнтл сделал подарок всем любителя Формулы-1 и её истории. Онпоказал кадры заездов болидов 70-х годов с ракурсов, возможным только при использовании современных технологий, так как показывают нам соревнования сегодня. Динамичные кадры не кружат голову и передают накал событий в должной для восприятия эмоции и мере. В остальном это просто красивое кино, пусть даже не только благодаря оператору.

В «Гонщике» использовано много форм постановки кадра, характерных для работы оператора на трансляции Формулы-1, взяв во внимание то, что фильм снят о наших днях, это, конечно, добавляет реалистичности картинки, но не выделяет работу оператора. Съёмки гонок в фильме сделаны качественно, но такое мы много раз видели и в реальном спорте, а вот особой эстетики кадра нет. Спецэффекты в картине «Гонка» постановочные, то есть даже в случае использования компьютерной графики этого не заметно, а вот в «Гонщике» комбинировано и то,  и другое. Компьютерная графика в «Гонщике» вероломная, после фильма в неё не хочется верить.

По всем позициям «Гонка» впереди «Гонщика».

«Гонка» — 8 баллов

«Гонщик» — 5 баллов

 

Итог:

 

«Гонки» - 29 баллов

«Гонка» — 29 баллов

«Гонщик» - 23 баллов

«Гонщик» — 23 балла

Текст: Сергей Сафонов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ