Бертолуччи: в поисках идентичности

16 марта 2015, 12:30

Трудно понять – кто из них создан друг для друга, Бернардо Бертолуччи для кино или кино для Бертолуччи. Родившись в семье известного искусствоведа и кинокритика Аттилио Бертолуччи, будущий итальянский режиссер с самого детства погружался в атмосферу кино. В 16 лет он снимает своей первый любительский фильм «Канатная дорога» на 16-мм пленку.  Во время обучения в Римском университете на философском факультете он знакомится с Пьером Паоло Пазолини (на почве кино и поэзии). Вскоре бросает учебу, чтобы в 1961 году работать с Пазолини на съемках «Аккатоне» в качестве ассистента. В возрасте 21 года Бертолуччи дебютирует с фильмом «Костлявая кума» (La commare secca, 1961).

«Костлявая кума»

Знаменитым его сделала картина «Перед революцией» (Prima della rivoluzione, 1964), которую он снял через два года. Отчасти автобиографичная, провокационная и выдержанная работа о творческой итальянской интеллигенции и среднем классе. Все это время Бертолуччи находится под впечатлением французской «новой волны», особенно его вдохновил Жан-Люк Годар, видимо, поэтому в течение нескольких лет режиссер снимает несколько документальных работ (про итальянцев и иранскую нефть). В 1968 году выходит его фильм «Партнер» (Partner), созданный по мотивам повести «Двойник» Достоевского. Режиссер транслирует свое отношение в «Партнере» к французской студенческой революции 68-го года: главный герой увлечен театром жестокости Арто и страдает раздвоением личности; позже он разрывается между манифестами Арто и Годара теряя свое определенное «лицо».

k

«Конформист»

Однако всемирную известность режиссеру приносит фильм «Конформист» (Il Conformista), который он снимает в 1970 году по одноименной повести Альберто Моравиа. По сюжету главный герой Марчелло поступает на службу к фашистам и ему поручают следить за профессором-антифашистом по имени Квадри. Марчелло приезжает в Париж со своей невестой Джулией, где знакомится с Квадри и его молодой женой Анной. Вскоре Марчелло поручают убить профессора, но тот не может справиться со своим страхом и пассивностью, на его глазах убивают Квадри и его жену Анну, в которую был влюблен Марчелло. Кинокартину очень хорошо приняли в Италии, где она стала «лучшим фильмов» национальной итальянской премии «Давид ди Донателло». За год до фильма режиссер вступает в Коммунистическую партию Италии, в этом проявляется его увлеченность коммунистическими идеями Годара. Любопытно, что в картине главный герой приезжает в Париж по адресу где раньше жил Годар с Анной Кариной, которые невольно стали прототипами Лукино и Анны Квадро. Вдобавок, профессор-антифашист говорит фразами из фильмов Годара. Как заявлял позже Бертолуччи: «Конформист» – это рассказ обо мне и Годаре. Марчелло – это я, создатель фашистских фильмов [Годар обвинял всех работающих на публику в заигрывании с фашизмом], и я хочу убить Годара – революционера и своего учителя». В этом моменте проявился один из излюбленных мотивов Бертолуччи, увлекающегося в молодости фрейдистскими учениями – Эдипов комплекс. Режиссер не раз упоминал в различных интервью, о том что всю жизнь пытается «убить» своего отца (видимо, известность папы сыграла огромную роль в становлении маленького Бернардо).

Бертолуччи на съемках фильма «Последнее танго в Париже», на заднем плане Марлон Брандо

Бертолуччи на съемках фильма «Последнее танго в Париже», на заднем плане Марлон Брандо

"Двадцатый век"

«Двадцатый век»

После успешного проката скандально известной ленты «Последнее танго в Париже» (Ultimo tango a Parigi, 1972) режиссер снимает эпохальную пятичасовую картину «Двадцатый век» (Novecento, 1976) с участием Роберта де Ниро и Жерара Депардье. Фильм посвящен дружбе двух мужчин, родившихся в один день, в одном месте, но в разных социальных классах. К сожалению, многие критики слишком политизировали картину, не обратив внимания на метафорический стиль повествования. Первоначальная англоязычная версия была сокращена на 73 минуты. И только после нулевых на дисках вышла полная пятичасовая версия. Любопытно, что Бертолуччи привозил «Двадцатый век» в Советский союз в середине 70-х, придавая особое значение показу революционной эпопеи в стране коммунизма. Он захотел посмотреть прокатную копию своего раннего фильма «Конформист», на что сопровождающие отреагировали с тревогой. Каково же было удивление Бертолуччи, когда перед входом в кинозал ему сообщили, что из фильма вырезали некоторые сцены, так как в СССР не существует гомосексуалов и лесбиянок, и что порядок эпизодов слегка изменен для удобства зрителей. А чудесная цветовая схема великого оператора Витторио Стораро была уничтожена из-за выпуска копии в черно-белом варианте. Похожая судьба с «цензурированием» постигла «Двадцатый век», и, естественно, «Последнее танго в Париже» (в Италии Бертолуччи подвергся судебным разбирательствам из за «непристойного фильма»).

Но, пожалуй, самой значимой работой итальянского режиссера стал эпический кинороман «Последний император» (The Last Emperor, 1987). Этот фильм принес Бертолуччи девять Оскаров (в том числе за лучший фильм и режиссуру), четыре Золотых глобуса, три приза Британской академии и множество других наград. Историко-биографическая драма повествует о жизни последнего императора Китая Пу И. Режиссер разделил сюжет на две временные линии: одна рассказывает про трехлетнего императора, который может делать всё, кроме выхода из огромного дворца (1908 г.); вторая – про заключенного китайской тюрьмы под № 981, пытающийся покончить жизнь самоубийством (1950 г.). Оба героя являются одной исторической личностью, которая вечно находится под чьей-то охраной. Многие обвиняли Бертолуччи в компромиссах с китайскими и голливудскими идеологами. Получив право снимать в «закрытом городе», куда китайские власти не пускают иностранцев, Бертолуччи пытался избежать политических осложнений. Он не хотел разоблачить ни императора, ни революционеров, которые свергли его, ни советскую армию, которая взяла его в плен и передала новым властям. Приняв на себя маску западной отстраненности, он тем не менее сумел погрузиться в глубину восточного мира.

«Последний император»

«Последний император»

Дальше были другие не менее важные фильмы Бернардо Бертолуччи – «Под защитой неба» (шедевр «оптического психологизма»), «Маленький Будда» (с участием великолепного Киану Ривза), «Ускользающая красота» (долгожданная итальянская работа, после 15-летного отсутствия на родине режиссера); знаменитые «Мечтатели» (рефлексия на тему революции 68-го года). О всех и не рассказать, но можно заметить, что в процессе съемок каждого своего фильма Бертолуччи преследует две цели. Первая цель – очищение: в своих фильмах режиссер хоронит свои личные воспоминания, освобождает свою голову от груза памяти. Вторая цель – поиск себя: в какой бы стране Бертолуччи не снимал кино, он ищет свою идентичность, пытается ответить на вопрос «кто я?». И не секрет, что за 74 года он стал истинным космополитом, мультикультуралистом, который пытается ответить на главный философский вопрос при помощи кинематографа.

Текст: Евгений Белов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ