Берлинская стена в кинематографе

9 ноября 2014, 16:48

Казалось бы, все мы знаем, что такое Берлинская стена. На протяжении почти 30 лет, с 1961 года по 9 ноября 1989, она являлась физическим воплощением границы между Германской Демократической Республикой (ГДР, восточной частью Берлина) и Западным Берлином. Поводом для строительства стены послужило резкое ухудшение отношений между правительствами СССР и странами Запада, в том числе ФРГ. До 1961 года жители Берлина могли свободно переходить из одной части города в другую, что было не выгодно для ГДР. Так, например, многие предпочитали получать бесплатное высшее образование на территории социалистической ГДР, а работать в капиталистической части Берлина, где, естественно, уровень заработной платы был значительно выше.

Трагизм ситуации, связанный с существованием данного сооружения, современному человеку вообразить трудно. Сама мысль, что город, в котором ты живешь, однажды утром может быть поделен на части, между которыми невозможно будет свободно перемещаться, – кажется антиутопической фантастикой. Тем не менее, десятки жертв, разделенные на десятилетия семьи, попытки побегов – историческая правда и серые будни жителей Берлина второй половины ХХ века.

Итак, если вы хотите разобраться в этой истории, понять, почему 9 ноября не только немецкий, но и международный праздник, оценить масштабы произошедших событий, узнать о судьбах людей, живущих в городе, поделенном надвое, то эта небольшая подборка фильмов – для вас.

«Туннель»

9kUHWEzNRLU

Начнём, пожалуй, с самого правдивого и тяжёлого фильма – «Туннеля» Роланда Рихтера. Основанный на разнообразных, но вполне реальных фактах, этот фильм рассказывает историю чемпиона ГДР по плаванию (Хайно Ферх), которому удаётся сбежать на Запад незадолго до возведения Берлинской стены. Казалось бы, герой успешно скрылся, какие проблемы могут его ожидать? Многие, очень многие. Его сестра с семьёй, друзья и их родственники всё ещё остаются на территории ГДР. Основная сюжетная линия картины разворачивается вокруг постройки туннеля для жителей восточной части Берлина. По ходу развития действия всё больше и больше людей присоединяются к планам главного героя и его друга-инженера (Себастьян Кох), по плану которого и производится строительство. Кто-то хочет увидеть своего отца, кто-то забрать своего младшего брата, кто-то – жену и детей. У всех разные истории, но общая беда – бездушная железобетонная конструкция разделила их семьи, а значит и жизни, надвое.

Эта картина наполнена трагичными событиями, порой шокирующими кадрами, которые отрезвляют и дают понять, что само существование Берлинской стены – трагедия, а не политическая формальность. Что люди, которые мечтали сбежать из ГДР, стремились на Запад не ради радостей свободной торговли и потребления, а ради свободы собственной личности.

«Жизнь других»

В центре данной картины — судьба сотрудника Министерства государственной безопасности ГДР, или, проще говоря, Штази (сокращение от немецкого названия данной структуры – Staatssicherheit, Stasi).  Образцовый агент (Ульрих Мюэ), которого побаиваются даже его собственные студенты, но недооценивает недалёкое начальство, оказывается вовлечён в неоднозначную историю. В результате, она заставит его взглянуть иначе на то, чему он посвятил всю свою жизнь, даст ему посмотреть на собственные решения через призму «жизни других» людей. Масштабное противостояние «человек – система» в данном фильме разворачивается в душе одного отдельно взятого винтика государственного механизма, причём винтика, как мы узнаем уже из самых первых кадров, незаурядного. Вы не увидите здесь Берлинской стены как таковой и толп пограничников с автоматами наперевес, но вы увидите конфликты, внутренние (чем данная картина и ценна, в первую очередь) и внешние, увидите человеческие судьбы, которые оказываются подавлены, перевернуты и, наконец, сломлены под воздействием существования этого беспощадного сооружения между двумя Германиями. Актёрская игра в данной киноленте находится на высочайшем уровне, настолько, что мотивация и даже характер героев зачастую понятны и без слов: на уровне взгляда, жеста, вздоха, едва уловимого движения.

 

«Гуд бай, Ленин!»

Последний, и, пожалуй, самый светлый фильм в нашей подборке.  Наглядное пособие для тех, кто хочет устроить локальный социализм в отдельно взятой квартире. Эта кинолента покажет вам, что происходило незадолго до и после падения Берлинской стены. Мать главного героя, Алекса (Даниэль Брюль), убежденная коммунистка, фанатично преданная идеалам прошлого, попадает в кому во время стремительной смены общественного строя и пропускает падение стены, смену валюты, потерю работы сыном, открытие новых супермаркетов и многое-многое другое. Восемь месяцев комы разделяют жизнь надвое подобно десятилетиям, так всё успело измениться. Сюжет этого фильма, проблемы, связанные с падением одного строя и воцарением другого, будут понятны и знакомы каждому, кто жил во времена так называемой Перестройки в нашей стране.  Безработица, нехватка денег, брошенные на обочину жизни специалисты в своих областях – учителя и врачи, продажные «пионеры»… всё это вызывает ностальгию и отвращение одновременно. Но «Гуд бай, Ленин!» не об этом, это фильм о семье и заботе о близком человеке, пускай даже эта забота выражается в отчаянной и бесконтрольной лжи. И, кроме того, это фильм о вечном противостоянии индивидуализма и коллективизма, эгоизма и взаимовыручки. Фильм о том, что человек, прежде всего, должен оставаться человеком, вне зависимости от того, по какую сторону от стены он жил.

Несмотря на тяжёлый событийный фон, это очень доброе и проникновенное кино, единственное в нашем списке, которое можно порекомендовать всем. Трогательная музыка, уникальные кадры хроники тех лет, аккуратный и ненавязчивый юмор, достойная игра актёров – вот из чего состоит эта картина об одном из самых сложных и неоднозначных периодов новейшей истории Германии.

Итак, Берлинской стены больше нет. Остался лишь небольшой отрывок в виде галереи граффити, да отдельные блоки во множестве стран мира, в общественных организациях и частных коллекциях. Но значит ли это, что три десятка лет её существования должны быть забыты как страшный сон? Нет, ни в коем случае. Человечество на пути своего развития совершило и продолжает совершать множество ошибок, без ошибок не может быть сотворено ничего стоящего, и на ошибках, как всем нам известно, нужно учиться. Так пусть фильмы, напоминающие нам о Берлинской стене, о людях, чьи судьбы уже навсегда с нею связаны, станут своеобразным учебником истории, иллюстрацией того, что человеческий дух может преодолеть любую, даже самую высокую стену.

Текст: Дарья Клубничкина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ