Баллада о Нике Кейве

28 октября 2014, 10:31

Фильм, в котором Ник Кейв играет Ника Кейва по сценарию Ника Кейва, вызывал ожидание полного триумфа или такой же полной катастрофы, но в результате не оказался ни тем, ни другим.

Этот фильм оказался балладой, лироэпикой в лучших традициях жанра и в лучших традициях самого господина Кейва. Жизнеописание, эпос по своей сути, разбавляется лиричным закадровым текстом, который похож на все песни Ника одновременно, и не похож ни на одну. При всей своей схожести, эта кинокартина – не исповедь и не сеанс у психотерапевта (хотя оный в данном фильме всё-таки присутствует), это рассказ о самом себе в жанре самопрезентации. Здесь отсекается всё лишнее и неблагоприятное в пользу сверкающего, как золотая рубашка Кейва на концерте в клубе «Коко», мифа.

Кто такой Ник Кейв? Не бойтесь пойти на этот фильм, если не можете дать себе определенного ответа на данный вопрос. Ник Кейв – поэт, уже в самом начале фильма он заявляет, что написание текстов для него – ежедневная рутина, и это один из немногих фактов, которым веришь безоговорочно.  Оплетая весь фильм, а заодно и зрителя коконом своего монолога, он всё-таки несколько раз прерывает своё повествование музыкой, прекрасной и гипнотической.  Потому что Ник Кейв – музыкант.

Screenshot_4

Если вспомнить уже ушедшие в народ слова французского классика, то у каждого человека есть три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности.  Согласно этой теории, фильм «20 000 дней на Земле» даёт нам уникальную возможность узнать, какой характер Ник Кейв приписывает себе сам, каким он хочет остаться в памяти не только своих верных поклонников, но и человеческого сообщества в целом. Согласитесь, знание это – исключительно ценное.

Фильм обманывает нас, но обманывает ли сам Кейв? Сюжет, рассказывающий об одном собирательном дне из жизни артиста, не имеет ни лихих поворотов, ни неожиданных развязок для завязавшихся годами ранее историй. В нем много разговоров с друзьями, коллегами, единомышленниками Кейва, появляется даже Кайли Миноуг, настолько ирреальная, что в первые секунды трудно поверить, что это действительно она. Но, несмотря на это, скучной назвать эту картину не получается. Почему? Спасает именно жанр псведодокументального фильма, где вымысел придает сказочную художественность, динамичность и глубину, казалось бы, обычным бытовым действиям очередного представителя рода человеческого. Повседневный утренний взгляд в зеркало прерывается красивейшим крупным планом глаза,  диалог с психотерапевтом – неспешной репетицией очередного шедевра…

Этот фильм не похож на типичную музыкальную драму, не похож на концерт, и это выгодно отличает его от других представителей жанра. И именно это может привлечь к нему совершенно постороннего зрителя, прилечь и не разочаровать.

И есть в этой картине что-то, что заставляет узнать в этом эпатажном и, казалось бы, вечно молодом (хотя недавно Нику Кейву исполнилось 57 лет) артисте самого себя. Этот эффект похож на эффект от хорошей книги, когда судьба героя воспринимается как отражение своей собственной.  Проживая день музыканта, его воспоминания, слушая байки из концертной жизни, рассматривая его детские фотографии, вникая в его пространные размышления о месте человека в этом мире, о месте творца на этой Земле, трудно не поймать себя на мысли, что где-то это уже было, и этим «где-то» вполне могла быть твоя собственная голова.

20000daysonearth-2

Если вы не знакомы с творчеством Кейва даже понаслышке, не стоит сразу отказываться от возможности просмотра этого фильма. Скорее всего, в восторг он вас не приведет, но впечатление оставит.  Особенно, если вам всегда было интересно, кто же такой этот Кейв, но вы, как говорится, стеснялись спросить. Для первого знакомства с музыкантом, как ни странно, этот фильм подходит. Однако в этом случае вам придется немного поработать над своим восприятием, преодолеть возможную скуку и поддаться течению потока сознания этого удивительного человека.

Если вы знакомы с Кейвом, но позабытая где-то в глубинах вашего персонального компьютера папка с его песнями, а может даже и  книгами, не вызывает у вас никакого энтузиазма, то бегите на этот фильм скорее! К сожалению, он вышел в весьма ограниченном прокате, что является нормой для фестивальных картин, тем более такого специфического жанра. Голос Ника Кейва и музыка уже вовсю сотрясают кинотеатры, так что спешите видеть!

Ну а если вы являетесь преданным фанатом австралийского поэта-песенника, но всё еще не видели этой картины, несмотря на то, что нынешний прокат – не первое появление её на российских экранах (двадцатитысячный день Кейва на Земле мы могли видеть в рамках «BeatFilmFestival» еще в мае-июне этого года)… мне вам сказать нечего, кроме как – «Приятного просмотра!»

 

Текст: Дарья Клубничкина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ