Beat Film Weekend любит баловать любителей документального кино. То умопомрачительного «Берроуза» покажет, то про вашингтонских панков из «Salad days» всю правду расскажет, то даст возможность без машины времени очутиться в Западном Берлине 80-х годов… Фильм «B-movie: шум и ярость в Западном Берлине» никого не оставил равнодушным еще во время летнего фестиваля Beat Film. Картина, как своеобразный ретродневник, дарит ощущение сопричастности к прошедшему времени, когда существовала Стена, и Германия была поделена на два конфликтующих лагеря. Спасибо за вдохновение, когда со своей несвежей головой выходишь из зала как герой, сопричастный к ярким персонажам фильма!
Действие фильма начинается в английском индустриальном Манчестере. Вокруг — куча обанкротившихся заводов и фабрик, а на душе — жуткая тоска от безысходности происходящего. Главный герой, Марк Ридер, живущий на выручку от продажи виниловых пластинок, решается на отчаянный шаг. Он уезжает в Западный Берлин, где, по разговорам зевак, всегда веселая жизнь и много классных вечеринок. Сами зеваки в Берлине не были, но, как самопровозглашенные pr-менеджеры города, постоянно толкуют о слухах.
Оказавшись в городе мечты, Ридер попадает в гущу событий. Западный Берлин 80-х годов был настоящим прибежищем творческих людей, музыкантов, прожигателей жизни и отчаянных сквоттеров. То ли от творческого безумия, то ли от усиливающейся депрессии, Ридер начинает снимать все происходящее на камеру. В его объектив попадают драки, безудержные вечеринки, царящая анархия, молодой Ник Кейв, худой Бликса Баргельд, Тильда Суинтон на велосипеде и много-много городских видов и пейзажей. Благодаря фильму зритель имеет возможность увидеть зарождение немецкого техно и буйный расцвет панк-музыки.
На протяжении всего фильма не покидает ощущение, что хорошая и настоящая музыка осталось там, в том Берлине. В тяжелое время у обычных работяг музыка стала отдушиной, она стала выбросом их агрессивной энергии. И сразу же вспоминаешь современные российские группы и понимаешь, что это — подмена, так как, чтобы создать цепляющую за душу музыку, нужно пережить плохое — действительно плохое — время.
Помимо безудержного веселья в объектив камеры попадает Стена, разделившая Германию на две половины. Она, как незримый призрак, преследует героев повествования. Вроде в Западном Берлине весело и постоянно звучит громкая музыка, но Стена, как большая бочка дегтя, портит скромную ложку меда человеческого оптимизма. Люди находятся в замкнутом пространстве, и в голове все чаще мелькает фраза «Выхода нет». Люди вынуждены вариться в этом адском котле. Чтобы легче переносить тяготы жизни, они слушают музыку, которая становится негласным антидепрессантом и глотком свежего воздуха.
Весь кайф и вся прелесть фильма — в чувстве подлинности кадров, передающих нереальную атмосферу Западного Берлина 80-х. Центр музыкальной Европы, творчества, бунта, молодежи, вседозволенности, остров энергии на фоне стены, железного занавеса, так иронично напоминающей вместе с тем закат Европы. Как же ярко и точно может передать музыкальный фильм атмосферу того времени, тем более при помощи одних лишь людей, без описания повседневной жизни и быта.
Текст: Юлия Бадакова, Александра Эрднеева