АРТДОКФЕСТ: от Общего к Частному

5 января 2015, 17:30

Часть II. Частное

В первой части статьи были рассмотрены документальные фильмы из программы «Артдокфеста», посвященные глобальным социально-политическим темам. Во втором разделе обсуждаются работы, которые касаются более личных проблем, здесь герой находится в некотором противостоянии с обществом или же наедине со своим миром. Эти фильмы можно отнести к условной группе «частное».

Кадр из фильма «На пороге страха»

Кадр из фильма «На пороге страха»

«Артдокфест» открылся фильмом «На пороге страха» (Beyond the Fear), снятым известным документалистом Герцем Франком совместно с Марией Кравченко. Фильм поднимает сложный моральный вопрос: можно ли полюбить человека, совершившего убийство? Этическая проблема усугубляется и тем, что убийцей является Игаль Амир, а его жертвой – премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. Инцидент произошел 4 ноября 1995 года на демонстрации в Тель-Авиве. Суд приговорил Игаля Амира к пожизненному заключению. Режиссеры коснулись табуированной в Израиле темы, так как до сих пор у израильтян нет однозначного отношения к убийству премьер-министра: ультраправые считают случившееся необходимой мерой для сохранения государственности, остальные резко осуждают убийство. Однако, главным героем является не Игаль Амир, а русская эмигрантка Лариса Трембовлер, которая увидела что-то человеческое в национальном изгое и выступила против общественного мнения. Она решила разобраться в мотивах политзаключенного и стала налаживать с ним контакт. Их связь становилась прочнее и через некоторое время переросла в настоящую любовь. На Ларису обрушивались угрозы и проклятия, её доставали журналисты, лишая её и детей от первого брака спокойной жизни. Но, несмотря на все неудобства, необычная пара решает жениться и завести детей. Их желания общество воспринимает как вызов, что отражается в многочисленных попытках лишить заключенного и его возлюбленную каких-либо прав. Герц Франк и Мария Кравченко проделали титаническую работу по поиску материала. Проект несколько раз оказывался под угрозой срыва, ведь при создании такого сложного фильма приходится самому отвечать на сложнейшие вопросы: можно ли убивать человека ради идеи, в которую веришь? где кроются причины людской ненависти? почему проклинают не только виновного, но и весь его род? Кроме того, режиссеры испытывали различные юридические сложности: им нельзя было снимать Игаля Амира, они пользовались официальной телевизионной хроникой и записывали его телефонные разговоры с семьей. Именно благодаря этим телефонным диалогам, во время которых Игаль рассказывает своему сыну различные притчи, мы начинаем понимать всю трагичность ситуации. По понятным причинам фильм вряд ли покажут в самом Израиле, однако у российских зрителей еще будет шанс увидеть эту захватывающую кинокартину. Название киноленты родилось после выхода в свет биографической книги Ларисы Трембовлер «На пороге страха». По первоначальной версии фильм мог называться «Без страха», но, по мнению режиссеров, оно не отражает реального психологического состояния героев киноленты. Ведь, несмотря на кажущееся бесстрашие, герои все равно очень боятся за себя и жизнь своих родных, и это состояние передается съемочной группе, его чувствует и зритель, который, к счастью, вряд ли когда-нибудь в жизни окажется в подобной ситуации.

Кадр из фильма «Киев – Москва»

Кадр из фильма «Киев – Москва»

В первой части этого документального обзора мы уже упоминали проект «РОССИЯ/УКРАИНА», состоящий из двух фильмов «Реальность на Майдане» и «Киев-Москва». Первый фильм отнесен в разряд «общее», а вот «Киев-Москва» попадает как раз в категорию «частное», так как он рассказывает истории отдельных людей. Молодые режиссеры снимают двух представителей одной профессии (официанты, промоутеры-аниматоры, врачи, политики и учителя), работающих в двух столицах (в Киеве и Москве соответственно). В итоге создателям фильма удалось показать, что два родственных народа продолжают говорить на одном ментальном языке. Первая героиня вынуждена работать официанткой в киевском ресторане, она нехотя носит форму, похожую на школьную, и иногда поет национальные песни перед посетителями. В перерывах между сменами она ходит на Майдан и, уже по зову сердца, поет эти же самые песни, сидя за фортепиано, расположенном прямо на площади. Её московский антагонист – гастарбайтер-официант из Киргизии – снимает на камеру унылые рабочие будни, в свободное время троллит соседей-соотечественников по съемной квартире и придумывает отмазки от работы. В фильме множество и других комичных персонажей: авторы проводят интересные параллели между украинским и российским аниматорами, работающими в костюме медведя. В первом случае, под новеньким костюмом скрывается молодой веселый паренек, который с энтузиазмом фотографируется с иностранцами за деньги. Во втором – пожилой мужчина в старом, страшном, потрепанном костюме медведя, который добирается до работы на древних жигулях с леопардовыми креслами. Автора другой новеллы (про медиков), известного российского журналиста Андрея Киселева, сторонники «Антимайдана» приняли за вражеского шпиона, который зачем-то ходит с камерой за врачами. Его коллега тем временем фиксирует будни российских медиков, которые спасают от замерзания пьяных людей и в перерывах смотрят Олимпиаду в Сочи. В финале фильма показывают двух разных преподавателей: украинскую учительницу литературы и российского педагога по физкультуре, который подрабатывает дворником в своей же школе. Эти герои неожиданно вскрывают остатки культурного единства наших стран – так учительница по литературе читает с детьми Пушкина на украинском, а преподаватель по физкультуре поет украинские песни на своем юбилее. Таким образом, «Киев-Москва» очень точно улавливает дух нашего времени и цементирует тонкие культурные связи между такими далекими и, в то же время, такими близкими странами как Россия и Украина.

Кадр из фильма «Я – Фемен»

Кадр из фильма «Я – Фемен»

Следующий фильм из нашего документального обзора – нашумевшая работа швейцарского режиссера Алена Марго «Я-Фемен» (Je suis Femen). Главная героиня – Оксана Шачко, активистка известного украинского движения FEMEN, раскрывает секреты организации правозащитной работы и объясняет философию своей протестной деятельности. В подростковом возрасте Оксана увлекалась иконописью и даже хотела уйти в монастырь, если бы не мама, то, вероятно, девушка не попала бы в движение FEMEN. Зародившись в Хмельницком, движение затем переместилось в Киев, где девушки находили новых сторонников. Их фирменная «фишка» – голая грудь, лучшее средство для привлечения внимания и выражения своей смелой позиции, так как, по мнению активисток, голая и сексуально привлекательная протестующая девушка должна вызвать когнитивный диссонанс у общества. Наверное, поэтому в качестве логотипа они выбрали букву «Ф», вписанную в женскую грудь (что, с другой стороны, не мешает трактовать этот знак как фаллический символ). Активисты выступают против множества явлений: женской проституции (акция «Украина не бордель»), жестокого обращения с животными в зоопарках, против Юлии Тимошенко (акция «Включи Ум»), против политики президентов Белоруссии и России, против тюремного заключения PussyRiotи т.д. Однако из-за своей протестной деятельности девушки часто подвергаются опасности: их преследуют, помещают в изолятор и даже увозят в лес и избивают. Из-за постоянной угрозы своей жизни некоторые девушки, в том числе и главная героиня, вынуждены были перебраться в Европу и организовать там «Школу FEMEN» для тренировки новых активистов и планирования дальнейших акций. К сожалению, несмотря на увлекательный сюжет и историческую ценность, данный фильм можно отнести в разряд «рафинированной документалистики», так как невооружённым глазом видно, что главная героиня и сама организация предстает только в выгодном для себя и режиссера свете. Заготовленные фразы, красиво выстроенные интервью, постановочные сцены и некоторая режиссерская провокация на проведение акций (мама героини прямо в фильме просила съемочную команду больше не отправлять Оксану на акции в Россию или Беларусь), все это сильно принижает работу Алена Марго. Но, несмотря на это, фильм воодушевляет зрителя и пробуждает гражданскую активность. Наверное, поэтому он был очень тепло встречен публикой на «Артдокфесте».

Кадр из фильма «Олина любовь»

Кадр из фильма «Олина любовь»

В следующем фильме главный герой тоже девушка, и она также активно отстаивает свои гражданские права. Речь идет о документальной картине «Олина любовь», режиссера Кирилла Сахарнова, который работал над фильмом в течение нескольких лет совместно со своей женой Ксенией (она выступила в роли сценариста). Героиня кинокартины – Ольга, журналистка и активистка ЛГБТ-движения, встречается с девушкой по имени Галия и живет полноценной жизнью. Однако государство выпускает несколько законопроектов, ограничивающих свободу девушек и других граждан России – это нашумевший закон о «Пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» и поправки в закон о митингах. Оля вместе с Галией активно отстаивают свои права возле Думы, принимая на себя угрозы и проклятия православных активистов, а после пикета подвергаются нападению в метро. Девушки также проводят фотовыставку «В Россию с любовью» (инициатором выступила подруга Оли из Германии), на которой представлены фотографии счастливых немецких однополых пар, а православный радикал Дмитрий Энтео пытается помешать проведению мероприятия. С каждым днем градус ненависти повышается, и Оля впадает в депрессию. Чем всё закончилось вы можете узнать сами, авторы выложили фильм на сайте https://vimeo.com/ondemand/olyalove, где каждый желающий может посмотреть его за небольшую плату и, тем самым, помочь документалистам. Это очень интимная кинокартина, и далеко не каждый человек решился бы на такое вмешательство в личную жизнь. Сама героиня на презентации фильма в кинотеатре «Горизонт» вместе со зрителями в первый раз посмотрела эту работу, и после показа призналась в странных чувствах связанных с кинокартиной. Рассказала о том, что еще до премьеры фильма большое количество людей неожиданно стало проявлять к ней особое внимание, добавляться в друзья в социальных сетях и выражать чувства поддержки. Необходимо отметить, что производство подобных фильмов в России является очень смелым поступком. Может быть, именно благодаря этой работе все больше людей станет понимать, что у любви нет цвета.

Кадр из фильма «Вместе»

Кадр из фильма «Вместе»

Последний фильм в нашем обзоре – документальная кинокартина «Вместе» Дениса Шабаева, выпускника «Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова». Это очень трогательная автобиография, документальное роуд-муви, где отец (режиссер) путешествует вместе со своей дочкой, с которой они очень давно не виделись. Они направляются в Швецию, на родину Пеппи Длинныйчулок, любимого персонажа девочки. Вооружившись камерами различного калибра, герои смотрят друг на друга через объектив, пытаясь восстановить потерянную в результате разлуки взаимосвязь. Положение осложняется нестабильным эмоциональным фоном героини, которая периодически плачет и хочет вернуться обратно. Зритель может только догадываться о сложных взаимоотношениях между родителями девочки. В одном эпизоде дочка режиссера гениально отвечает на вопрос, с кем бы она хотела жить дальше: «С мамой, так с мамой. С бабушкой, так с бабушкой. Надо принимать жизнь такой, какая она есть». По дороге в Швецию героиня придумывает сказку про девочку Машу, у которой есть строгая мама, заставляющая ее делать уроки и не пускающая погулять. Возникает чувство, что глубокий внутренний мир дочки отец открывает вместе со зрителем. В какой-то момент, режиссер прикрепляет на голову дочки небольшую камеру GoPro, и уходит, оставляя героиню один на один со зрителем, который смотрит на мир её глазами. Это очень интересный опыт. Фильм проникает в сердце за счет искренних эмоций любящего отца и загадочной девочки, безумно красивых и трогательных кадров (чего стоит сцена с голубикой или фрагмент с неосознанным одновременным поеданием йогурта в машине), а также плейлиста (во главе с Radiohead), доносящегося из колонок автомобиля по дороге к Стокгольму. Неудивительно, что документальная кинокартина «Вместе» стала лауреатом Лавровой ветви в номинации «Лучший авторский фильм».

Текст: Евгений Белов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ