Американская мечта – хрупкая и разрушительная

10 февраля 2015, 12:00

Пожалуй, с самых первых лет американской истории начинается история «американской мечты». С того момента, как пилигримы приплыли к берегам Северной Америки и основали первые колонии, США стали страной, ведомой мечтой. Конечно, надежды, питаемые крайне религиозными колонистами, заключались и в создании справедливого государства, праведного общества и т.д. и т.п. Но основной мечтой стала конкретная, очень индивидуалистская идея о том, что если много и упорно работать, то ты достигнешь всего, чего пожелаешь. Простор открыт, надо лишь взять себя в руки и начать действовать.

Поэтому не вызывает удивления, что многие американские истории про то, как обычный человек стал великим человеком. Сюда подходит поговорка «Из грязи в князи» и знаменитое «Кто был ничем, тот станет всем» (которое совсем из противоположного идеологического лагеря, но так подходит к «американской мечте»).  Именно возможность совершенно спокойно, используя лишь свой труд и знания, преуспеть в обществе, стала визитной карточкой новой страны (в противовес суровым иерархическим традициям Европы, в которой очень долгое время сохранялись сословные рамки).

Да, мечта – это мощная вещь, которая особенно показала себя в начале XX века, когда миллионы людей приезжали в Америку, зачастую не имея ни копейки в кармане. В это же время своё становление начинает целая фабрика по производству мечт – Голливуд. Кинематограф сразу взял «американскую мечту» на вооружение, в самой своей основе заложив принцип: герой – его желания – трудности – достижение желаемого. Конечно, не всегда всё идёт отлично и твои мечты сбываются. Тезисы «сделай себя сам», «добейся успеха» неизбежно обрастали негативными ассоциациями. Величайший фильм об американской мечте – «Гражданин Кейн» показывает, что мечта может стать губительной как для человека, так и для человечности внутри него.

65767
Безусловно, идея успеха не применима лишь к одной стране. Она вышла из США и накрыла весь земной шар, найдя отклик даже в восточных странах, где вообще не сильны индивидуалистические призывы. Однако многие известные (да и не очень известные) мыслители сейчас говорят о том, что «американская мечта» умерла, зачахла, испарилась. Где этот рвущийся наружу дух предпринимательства? Неужели человечество стало просто общностью потребителей без целей и желаний? Эта мысль не совсем верна уже по той причине, что сама идея «личного успеха» не может умереть, пока живёт человек. Изменились ценности и категории, в которых люди измеряют успех. Раньше считалось, что успех – это куча денег, дом, машина, уважение в обществе. Это то, как представлял себе успех тот же Джей Гетсби или даже Джордан Белфорт из недавнего «Волка с Уолл-стрит». Но не обязательно измерять успех в деньгах. Один их самых популярных фильмов 90-х –  «Бойцовский клуб» стал своеобразной антитезой такого понимания успеха. Герои картины Дэвида Финчера уже не видят смысла в том, чтобы обрастать материальным достатком. Для них успех и цель – это вырваться из привычного мира потребительства, стать личностью, а не копией копии. Схож посыл и другого фильма – «Красота по-американски», в котором герой Кевина Спейси (Лестер Бёрнем) отчаянно пытается стать кем-то, стать живым человеком.

8768867
Так что мечта жива, но она изменилась, следуя течениям времени. Не обязательно надо желать иметь деньги, власть или богатство, а если и желаешь, то совсем не обязательно, что ты этого достигнешь. Мечта – хрупкая вещь, хотя и очень могущественная. Она может превратить человека в бездушную машину, а может вознести до высот, до которых не доставал ещё не один человек. В трёх фильмах-номинантах на «Оскар» этого года,  тема «американской мечты» раскрывается с необычных и иногда, совершенно противоположных сторон. Осторожно, спойлеры!

«Охотник на лис», реж. Беннетт Миллер

97211

Драма, основанная на реальных событиях,  рассказывает историю миллиардера Джона ДюПона и его попытку создать олимпийскую команду по борьбе, но заканчивается тем, что оказывается в тюрьме.

Немного недооцененный зрителями, но тепло принятый критиками фильм Миллера не о том, как безумный миллиардер жестоко убивает ни в чем неповинного человека. За каждым безумием скрывается причина и в данном случае причина кроется как раз в мечте. ДюПон – совершенный ребёнок в теле взрослого человека, чьим воспитанием толком не занимались. И как любой ребёнок, он остро воспринял то, что окружало его. Видел он свою мать – властную и требовательную женщину, видел богатый особняк, видел, что его семья не просто богатеи-нувориши, а элита Америки, которые трудились здесь ещё со дня основания страны. То есть в обывательском смысле был окружен чрезвычайно правильными вещами – патриотизм, гордость за страну и семью, идея личного успеха. Но ДюПона такое окружение поломало. Выросши без теплых человеческих взаимоотношений, заботы и ласки он постоянно нуждался в том, чего не мог получить. Весь  фильм – это история о том, как идея личного успеха высшей формы убивает человека и превращает его в безумца.

«Одержимость», реж. Дэмьен Шазелл

Whiplash-01

Неожиданный успех этой, в общем-то, простой драмы об успехе и его достижении ещё раз показывает увлеченность людей этой темой. Молодой барабанщик с помощью своего наставника пытается достигнуть совершенства в музыкальном искусстве.

По смысловому плану «Одержимость» – полная противоположность «Охотнику на лис». Тема та же, но с совершенно другим финалом. Здесь мечта, идея успеха не убивает, а возвышает героя, который пройдя сквозь цепь препятствий, в конце концов, воплощает её в реальности. И именно в этот момент заканчивается фильм. Уже не важно, а что там дальше, как герои продолжали свои жизненные пути… Нет. Всё это уже второй план. Главное – что трудности и препятствия не сломили человека, а лишь укрепили его. Как сказал герой Дж.К.Симмонса: «Настоящий Чарли Паркер никогда  не сломается».

«Стрингер», реж. Дэн Гилрой

1418286565_1337472239_kadrs

Человек лишь на своём энтузиазме и предприимчивости поднимается со дна общества до основателя успешной компании. Классическая история «сделай себя сам», поданная под необычным соусом. Насколько далеко вы готовы зайти в достижении вашей мечты? Через сколько жизней готовы перешагнуть? Стоит ли ваша цель жертв?

Неприятный холодок пронизывает всё тело, когда мы видим как Джейк Джилленхол (Дэвид Блум) на пути к мечте в буквальном смысле идёт по трупам. Но дело совсем не в том, что именно происходит – многие великие люди усеивали поля вокруг себя трупами, лишь бы добиться того, чего хотели. Такие истории для нас не новы, к ним мы привыкли и даже воспринимаем как данность. Герою, чтобы победить, надо убить всех плохих парней, всё правильно. Сложная моральная ситуация состоит в том, что мы должны точно знать, что эти парни плохие. Когда же речь заходит об условно невинных людях наш моральный компас сбивается, и мы начинаем задавать себе вопрос: «А правильно ли я делаю?». Дэвид Блум не задавал себе такого вопроса. Для него все люди – это один сплошной ресурс для достижения его целей. Ни человечности, ни сострадания. Лишь холодный расчет и упорство. В другом случае мы бы сказали: «хм, а парень молодец», но тут это звучит как жестокая насмешка над идеей личного успеха.

Текст: Александр Залесов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ