Александр Митта

26 марта 2014, 18:51

Что общего между Марком Шагалом и Казимиром Малевичем? Или, если точнее, как можно рассказать историю о художниках мирового значения, о представителе «парижской школы» и о супрематисте, не акцентируя внимание только на одном из них?

На эти вопросы журналу «365» ответил Александр Митта, российский режиссер, снявший картины «Гори-гори, моя звезда…», «Экипаж» и «Раскаленная суббота», и 3 апреля он представит российской публике свою новую ленту — «Шагал-Малевич».

Александр Митта на съемках фильма

Александр Митта на съемках фильма

По словам Александра Митты, это кино он мечтал снять всю жизнь: «Это наши герои. Они самые известные в мире художники из России. У Шагала тысячи работ, их любят миллионы. Витражи, мозаики, монументальные росписи, потолок Парижской оперы, витражи в 15 соборах и церквях разных конфессий. Он работал до последнего дня 98 лет. Он всю жизнь изображал свою родину – Витебск, любил и помнил ее. Для всего мира он – художник из Витебска, но его глазами весь мир видит поэзию России. Малевич же – художник-революционер. Его идеи прокладывают путь в неведомое, где он – первый. Абстрактное искусство, беспредметная живопись – открытие Малевича. Он создал систему – «супрематизм» – и покорил весь мир своими идеями».

Примеры работ Казимира Малевича

Примеры работ Казимира Малевича

Вопрос: «Что общего между Шагалом и Малевичем?» — поставлен неслучайно: многим известно совсем немного о связующей линии жизней двух великих художников одной исторической и культурной эпохи. Кроме того, что Шагал и Малевич стали одними из главных лиц советского и российского искусства начала XX века, художники находились если не в оппонирующих, то явно в разных по признаку цели художественных лагерях. Например, Шагал предпочитал ставить на развитие личной художественной индивидуальности творца, в то время как Малевич, безусловно, тяготел к более радикальным средствам самовыражения и хотел видеть в своих последователях страсть к художественной революции, к экспансии и к перевороту в мире искусства. В фильме это различие ясно доказывает заключительная сцена — Шагал взлетает и парит в воздухе, подобно своей картине «Сен-Поль де Ванс на закате» (1977), а Малевич крепко стоит на земле, занимая свою нишу — бесконечное земное пространство. Не будучи соперниками, величины все же столкнулись: Шагал был повержен идеями Малевича, ведь его детище — созданная им в 1918 Школа искусств в Витебске, впоследствии перешло под руководство Малевича, которого сам Шагал и привел в нее. Дыхание «нового» и тотальный талант Малевича привлекли к нему учеников Шагала, и именно они выбрали себе нового лидера, за что Марк Захарович в итоге не стал держать обиду на Казимира Малевича. Через ломаную линию противостояния и при этом взаимного уважения к таланту друг друга главные герои сюжета раскроются в том образе перед глазами зрителей, который они вряд ли когда-либо ожидали увидеть.

"Я и деревня", 1969 год, Марк Шагал

«Я и деревня», 1969 год, Марк Шагал

Как отдельно замечает Александр Митта, сюжет фильма «Шагал-Малевич» основан не только на сопротивлении двух противоположностей в образах Казимира Малевича и Марка Шагала. Эта байопик, включающий в себя дополнительные 4 жанра: фэнтези, драму, мелодраму и комедию. До премьеры Александр Митта раскрыл несколько секретов о фильме и о переплетении жанровых рамок. Например, в жанре фэнтези зрители узнают, как Марк Шагал видел мир вокруг себя, в какой палитре и образах он, скорее всего, обнаруживал те сцены и события, которые впоследствии выражал в красках в своем искусстве. «Шагал-Малевич» также не лишен и широкой драматической и мелодраматической линии, в основном проходящей через поразительный пример любовной истории Марка Шагала и его жены Беллы, которая была его великой любовью, опорой и критиком. Без  ее одобрения Шагал не представил широкой аудитории ни единой картины своего авторства. И, наконец, по обещанию Митты, лента рассмешит зрителей, особенно та сцена, в которой ученики школы Шагала спасают Малевича от чекистов, разукрасив их красками.

Кадр из фильма "Шагал-Малевич"

Кадр из фильма «Шагал-Малевич»

Судя по фильмографии режиссера, это второй его исторический проект, которому предшествовала лента под названием «Как Петр I арапа женил» 1976 года. Приятно удивляет то, что «Шагал-Малевич», по признанию Александра Митты, в первую очередь ориентирован на молодежную аудиторию. Ведь основным источником вдохновения режиссера был тот факт, что российское искусство начала XX века вошло в историю как «великое» именно потому, что совсем юные поклонники возвели в культ творчество Шагала и Малевича. Та страсть, с которой молодые ученики спорили о новых, устаревших или комбинированных художественных течениях, также стала одной из главных причин создания картины «Шагал-Малевич» для молодежи. Более того, Александр Митта делает акцент на том, что и Шагал, создавший Школу искусств в Витебске, и Малевич, возглавивший ее впоследствии, ставили своей целью помочь молодым последователям найти способ прожить жизнь во имя чего-то, что значит для них больше, чем сама жизнь.

Александр Белый в роли Казимира Малевича

Александр Белый в роли Казимира Малевича

Главные роли в «Шагале-Малевиче» исполняют Леонид Бечевин, известный по фильмам «Морфий», «Груз 200» и «Закрытые пространства», и Александр Белый, сыгравший в спектакле Кирилла Серебренникова «Околоноля» и в многосерийном фильме «Братья Карамазовы» Юрия Морозова. Дополнительно отметим, что исполнители главных ролей подобраны удивительно точно, судя по автопортретам художников: Бечевин в фильме действительно очень похож на Марка Шагала, а что касается Малевича, то, девочки, держитесь: то ли это Александр Белый такой прекрасный, то ли в нем на съемках расцвел непосредственно Казимир Северинович, но импозантность зашкаливает так, что мало не покажется.

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ