Несмотря на то, что анимация создавалась совсем не как детское развлечение, на сегодняшний день основная часть выходящих в прокат мультфильмов именно семейные. Не стоит и напоминать, каких успехов в их создании достигли американские студии Disney, Pixar или DreamWorks. Европейская анимация идет по иному пути: мультфильмы не претендуют на звание самых кассовых или популярных. У них и кроме этого есть, чем удивить зрителя. Имея относительно небольшие бюджеты, картины часто рисуются вручную, что и придает им неповторимый и по-хорошему авторский стиль, выгодно отличающий их от голливудских собратьев трехмерного формата. Сюжетная составляющая европейской анимации тоже разнообразна: тут можно найти как оригинальные сценарии, так и истории, основанные на богатом культурном наследии.
Ernest et Célestine, 2012
Добрая и красивая лента совместного производства Франции, Бельгии и Люксембурга повествует о необычной дружбе медведя Эрнеста и мышки Селестины. Сюжет таких своеобразных отношений взят из одноименной графической истории Габриэль Венсан, получившей мировую известность в 80-е годы прошлого века. Мультфильм был тепло принят критиками и получил французскую премию «Сезар» в номинации «Лучший анимационный фильм».
Мышка Селестина живет в подземном мире и мечтает стать художницей, в то время как ее окружение хочет, чтобы она выбрала профессию дантиста. Однажды, выбравшись в наземный мир, где живут исключительно медведи (по сюжету именно они считаются главными мышиными врагами), она знакомится с Эрнестом – вечно голодным неудачливым музыкантом. Помогая косолапому, она навлекает на себя гнев всего мышиного общества.
Мультфильм нарисован в технике акварельной живописи, что делает его очень мягким, нежным и аккуратным в воплощении. Сама история оставляет также только положительные впечатления. При милом и трогательном сюжете, здесь присутствует много комичных моментов и оригинальных деталей, которые не дадут заскучать ни ребенку, ни взрослому. Чего стоят только карамельные сны сладкоежки Эрнеста! Впрочем, лента показывает нам не только удивительную историю дружбы, которая не знает границ, но и акцентирует внимание на том, сколь абсурдными подчас могут оказаться убеждения общества.
The Secret of Kells, 2009
Дебютная полнометражная лента ирландца Томма Мура, которая, как и вышедшая в прокат «Песнь моря», основана на ирландской истории и мифологии. Эта семейная картина рассказывает историю мальчика-монаха Брендана, живущего в аббатстве Келлс, которому доверили закончить знаменитую Келлскую книгу (рукописный памятник средневекового искусства каллиграфии и иллюстрации). Для этого герою придется пройти немало трудностей, а помогут ему в непростых приключениях белый кот Пангур Бан и таинственная девочка-волк Эшлинг. Кажется, создатели фильма по максимуму использовали возможности богатого ирландского фольклора: все главные герои имеют исторические прототипы.
Мультфильм сочетает простой сюжет с по-настоящему красивой анимацией. Незамысловатое геометрическое изображение главных героев с лихвой компенсируется их окружением, состоящим из впечатляющих узоров. Высокий дуб выглядит как запутанный лабиринт, схватка с одним из злодеев превращается чуть ли не в космическую фантазию, и даже снежинки имеют вид древних символов. Сказочной атмосферы добавляет саундтрек с народными ирландскими мотивами. А главная идея ленты заключена не в прописных истинах, повторяемых персонажами, а в значении яркого и безудержного вдохновения, которое можно получить от жизни и природы. Под его воздействием и создаются невероятные шедевры.
Une vie de chat, 2010
Рисованный мультфильм-детектив про черного кота – идеального домашнего питомца днем и незаменимого помощника грабителя ночью. Картина Жан-Лупа Фелисиоли и Алена Ганьоля создана командой из Франции, Нидерландов, Швейцарии и Бельгии. Оригинальная история повествует о девочке Зои и ее лучшем друге – коте Дино. Питомец уходит каждую ночь помогать вору Нико, о чем не подозревает его хозяйка. Зои живет с матерью, комиссаром полиции, которая одержима мыслью отомстить влиятельному гангстеру, убившему отца девочки. Однажды Зои решает проследить за котом и встречается лицом к лицу с недоброжелателями своей семьи.
Какой-то определенной главной морали лента не несет, представляя собой интересное приключение. «Кошачья жизнь» больше понравится детям: погони по крышам ночного Парижа, опасность за каждым углом, карикатурные гангстеры, очаровательные главные герои – все это умещается в относительно небольшой хронометраж (чуть больше часа). «Кошачья жизнь» нарисована в своеобразном для современного зрителя стиле, который, несомненно, обладает своим шармом и отличает картину в череде компьютерных копий реального мира.
Каждая из вышеперечисленных лент в свое время попала в номинацию «Лучший анимационный полнометражный фильм» премии «Оскар», но ни одна из них не смогла конкурировать с такими картинами, как «Вверх», «Ранго» или «Холодное сердце». Возможно, причина в том, что голливудские хиты современнее, прозрачнее и понятнее, чем европейские мультфильмы. Но также стоит добавить, что американский кинорынок вообще является достаточно закрытым для анимационной продукции из других стран, а без широкого проката в штатах номинацию не получить. За всю короткую историю вручения премии за полнометражный мультфильм (существует 13 лет) был всего один случай, когда ею наградили картину, в создании которой не участвовали бы США («Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки в 2003 году).
Впрочем, полнометражные европейские мультфильмы существуют не только для развлечения семейной аудитории. Каждый год создается много работ, нацеленных на взрослого и мыслящего зрителя. Они поднимают значимые темы, вечные вопросы и даже обращают внимание на изменения в обществе. Анимация же, в свою очередь, предлагает режиссерам большой выбор художественных приемов для воплощения серьезных драматических замыслов. Следующие 3 картины как раз это доказывают.
Arrugas, 2011
Испанская лента Игнасио Феррараса, удостоенная специального упоминания на фестивале во французском Анси (одном из значимых европейских смотров в области анимационного искусства). Она показывает непростую жизнь в доме престарелых, в который попадает пожилой Эмилио, ведь для молодой семьи своего сына он стал обузой. Там герой знакомится с циничным и предприимчивым Мигелем, который не особо задается вопросами морали, хитро обирая обитателей дома с умственными расстройствами. Но после того, как Эмилио понимает, что неизлечимая болезнь прогрессирует, Мигель всеми силами помогает ему обмануть врачей и скрасить последние дни друга.
Если вы думаете, что это очередная жизнеутверждающая драма, настойчиво призывающая ценить момент, то не торопитесь с выводами. Эта история больше о том, как важна поддержка близких людей, пусть даже такая трогательно наивная и своеобразная, как в этом фильме. Даже когда человек не может ничего исправить в сложившейся ситуации, он меняется сам, а это, подчас, намного важнее. В ленте мало динамики: она подробно знакомит нас с обитателями дома престарелых, что и занимает основную часть повествования. А также в этом неспешном, душевном мультфильме находится место и аккуратному юмору, и трогательным деталям, и наивным нелепостям. Немного легкомысленный стиль рисования помогает снизить накал драматизма и расширить границы дозволенного.
Crulic — drumul spre dincolo, 2011
Румыно-польская документальная лента режиссера Анки Дамиан о несправедливом обвинении румынского гражданина, погибшего в тюрьме из-за халатности чиновников. Несмотря на то, что анимационная документалистика – явление необычное и новое, этот жанр начинает выходить из разряда экспериментальных. Яркое подтверждение – израильская картина «Вальс с Баширом», которая в 2008 году завоевала престижный «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». «Крулик», в свою очередь, тоже был высоко оценен критиками и получил Гран-при анимационного фестиваля в Анси.
Сюжетом ленты стала история румына Клаудиу Крулика, который в 2007 году был бездоказательно обвинен в краже и помещен в польскую тюрьму на 3 месяца, где он до конца пытался сражаться с произволом судебной системы, объявив голодовку и доказывая свою невиновность. В начале 2008 он скончался, но в СМИ поднялся скандал, в результате которого глава МИД Румынии подал в отставку.
Повествование ведется в основном от первого лица, первая часть посвящена истории жизни Крулика до тюрьмы, она умещается ровно в 100 фотографий. Их режиссер использует не как безликую хронику, а постоянно составляя коллажи, в которых они сочетаются с рисованной и компьютерной анимацией. Вторые полчаса фильма сконцентрированы на тюремном заключении и смерти. Здесь скорость повествования замедляется, бодрый голос героя слышится все реже. Равнодушные люди вокруг показаны безликими силуэтами, движущимися контурами, гибко приспосабливающимися под любые события из жизни заключенного. Режиссер вообще очень умело комбинирует множество анимационных техник, включая в фильм даже элементы фарса (реклама тюрьмы). С точки зрения сюжетной ценности история противостояния одинокого «маленького человека» жестокой «системе» далеко не нова, но в необычном художественном воплощении по-прежнему выглядит одним из главнейших вопросов современного общества.
Persepolis, 2007
Французский мультфильм основан на одноименном комиксе, который вышел в 2000 году и имел большой успех в Европе. За экранизацию принялась сама автор комикса, Маржан Сатрапи, для которой картина стала дебютной. Автобиографическая лента показывает взросление свободолюбивой иранской девушки в условиях революции и войны с Ираком. Потом героиня уезжает в Европу, но и там не находит спокойствия. Воспоминания взрослой Маржан, из которых в основном и состоит лента, выполнены в черно-белом цвете.
«Персеполис» не отличается особыми художественными изысками: изображения героев сошли прямо со страниц комикса. Зато сценарий более чем насыщенный: взросление девушки разделено на три периода. Первый, когда Марж еще девочка, сконцентрирован на жизни семьи при революции и влиянии детских впечатлений на дальнейшую жизнь. Второй раскрывает сложности самоопределения подростка, попавшего в чуждую ему европейскую жизнь. Третья рассказывает уже о юной Маржан и о ее попытках признать свои ошибки и начать новую жизнь. Анимационную ленту отметили на Каннском кинофестивале, где она получила приз жюри.
Текст: Елена Иванова