Актер Барри Уорд: «Мы все пленники общества»

21 марта 2018, 21:00

Irish Film Week в самом разгаре! Мы успели взять интервью у Барри Уорда, исполнителя главной роли в фильме «Тюрьма Мэйз» Стефена Бурка – одном из фаворитов прошлогоднего ирландского проката. Актер пообщался с нами о ленте, социальном реализме, важности диалога при любом конфликте и, конечно же, об ирландском кинематографе.

Сюжет «Тюрьмы Мэйз» основан на реальных событиях, произошедших в 1983 году. 38 заключенных Ирландской республиканской армии (ИРА), противясь британской власти, совершили побег из тюрьмы. Побег стал крупнейшим со времен Второй мировой войны. В центре ленты – взаимоотношения заключенного по имени Марли (Том Вон-Лолор), который организовал побег, и тюремного надзирателя Гордона (Барри Уорд).

 

Чем этот фильм отличается от других фильмов, которые рассказывают о конфликте в Северной Ирландии?

Я думаю, что в первую очередь в фильме повествуется о конкретном событии. Фильм о побеге из тюрьмы «Мэйз», о котором еще не рассказывали в кино. Это отличная история, потому что основана на реальном событии — самом большом побеге из тюрьмы в Британской и Ирландской истории в послевоенное время. Невероятная история, в которой соединены триллер, фильм о побеге и политическая картина о конфликте в Северной Ирландии. В других фильмах, которые рассказывают о той же эпохе, не соединяли столько разножанровых элементов.

На какую реакцию зрителей вы рассчитывали?

На самом деле я чувствовал себя достаточно уверенно. Сценарий был очень хороший, и мы все проделали отличную работу. Так что я рассчитывал, что людям понравится. На мое удивление, сами критики очень положительно отзывались о фильме и писали рецензии, обычно ставя 4 звезды. Зрители тоже были сильно взволнованы. Они не переставали покупать билеты. Даже после основного проката люди все приходили и приходили. Я думаю, это все связано с тем, что те, кто уже посмотрел фильм, постоянно рассказывали о нем и советовали его друзьям.

Барри Уорд/ Фото: Anet Aristova

Вы не боялись получить много неоднозначных и противоречивых мнений по поводу истории, о которой повествует данная картина?

Всегда существует какая-то тревожность, потому что это очень деликатная тема, и естественно на севере все еще присутствует некий раскол. Однако, все мы, кто участвовал в создании этого фильма, думали, что снимаем честную, добросовестную и очень сбалансированную картину. Мы все в это верили, и в итоге зрители сами увидели в фильме честность и гармонию. Так что – да, зрители очень тепло приняли фильм. Например, когда мы его показывали в Белфасте с последующией Q&A дискуссией, пришло много людей, которые были как-то связаны с ИРА и беспорядками, или даже кто-то из них сидел в этой самой тюрьме.

Кадр из фильма «Тюрьма Мэйз»

Как вы думаете, почему фильм неплохо выступил в ирландском прокате?

В принципе, мы уже немного коснулись этой темы. Ирландцам интересны истории об Ирландии и ирландском обществе. И просто так сложилось, что ирландские фильмы идут очень хорошо в самой Ирландии. Был достаточно широкий прокат, хотя в конкурентах были крупные американские фильмы, как «Бегущий по лезвию 2049», например. Так что, когда фильм вышел, люди сразу пошли его смотреть, потому что их заинтересовала именно тема. Это же невероятная и крутая история, как 38 заключенных ИРА сбежали из тюрьмы. И это произошло относительно недавно – в начале 80-х, поэтому много людей все еще помнят эти шокирующие заголовки в новостях. Так что для них это была немного драматизированная история, о чем они не очень много знали, но слышали. Мне кажется именно это привлекает более широкую аудиторию.

Барри Уорд/ Фото: Anet Aristova

Насколько важно для зрителя обладать историческим бэкграундом по этой теме, чтобы понять и проникнуться фильмом?

Мне кажется, если они больше знают, то в их восприятии это будет уже совсем другой фильм. Совсем необязательно знать по теме фильма больше, чем надо. Можно отправиться в кино, не зная ничего. Фильм должен говорить сам за себя. Я предполагаю, вы сами смотрели фильм, мало чего зная по теме?

Это не совсем верно. Я уже была знакома с историей Великобритании и ее влиянии на Ирландию. Также я смотрела фильмы о конфликте в Северной Ирландии, например, «Кровавое воскресенье» Пола Гринграсса или «Голод» Стива МакКуина.

«Голод» — очень классный фильм.

Да, и по сравнению с «Тюрьмой Мэйз» более откровенный.

Там показана очень сильная история. Просто «Голод» очень интуитивное кино, именно это и делает оба фильма такими разными.

Барри Уорд/ Фото: Anet Aristova

Расскажите, а как вы готовились к роли. Проводили ли вы какие-то исследования, смотрели интервью, документальные фильмы или читали специальную литературу?

На самом деле мне очень важно знать контекст самой истории при подготовке к роли. Поэтому я прочитал очень много книг, которые были написаны во время беспорядков. Правда, я не очень этим вдохновился, они вводили меня в какое-то депрессивное состояние. Конечно, я смотрел еще и много фильмов. Также для меня очень важно было набрать немного веса для роли. Для лучшего понимания атмосферы эпохи я слушал музыку, которую мой герой мог бы слышать каждый день по радио. У меня была возможность пообщаться с реальными тюремными надзирателями, надо было разобраться, как они себя ведут, стоят, когда заключенные выходят или входят в свой блок, и так далее. Они совершенно по-другому ощущают пространство. Все оказалось очень полезным, на самом деле.

Кадр из фильма «Тюрьма Мэйз»

Все основные съемки в принципе проходили в стенах тюрьмы, создается такое впечатление, что локация не меняется, поэтому в принципе все внимание берут актеры. Трудно было сниматься в таких условиях?

Да нет, это, наоборот, помогало, потому что сам герой каждый день посещал тюрьму и проводил там больше всего времени. Поэтому сниматься в самой тюрьме помогало всем актерам в плане понимании развития их персонажей и так далее. Там есть сюжетная линия, которая показывает семейную жизнь Гордона, его дом, жену и дочь. Я думаю, режиссеру было интересно не разрушить то напряжение, созданное во время тюремных сцен, и одновременно показать, что происходит вне тюрьмы. Мне кажется, он справился с этим очень хорошо. Было важно, чтобы публика увидела жизнь Гордона вне тюремных стен. Так как одна из главных тем фильма – что мы все пленники общества, в данном случае Северной Ирландии.

Барри Уорд/ Фото: Anet Aristova

Этот фильм — условная «тюремная драма», почти все его действие происходит в тюрьме, однако в то же время тема семьи очень важная его часть, она показывает персонажей с уязвимой стороны. Как вы считаете, что дало фильму и его героям совмещение таких трудносочетаемых элементов?

Когда на экране впервые появляются Ларри и Гордон, то зрители сразу видят в них надзирателя и заключенного. Все слишком очевидно и прямолинейно. Тема семьи позволяет увидеть героев не только с их уязвимой стороны, но еще возбудить некую симпатию со стороны зрителя. Публика потом понимает, что они не просто заключенный и надзиратель, а намного больше. Это очень важная черта, потому что персонажи сразу становятся более реалистичными и человечными. Такие моменты показывают, как главным героям приходится рисковать собственными семьями, чтобы делать ту работу, которую они обязаны делать. Сразу видно, как важно для них их дело.

Как вы думаете, на какие еще исторические события, произошедшие в Ирландии, стоит обратить внимание кинематографистам?

Если честно, то надо снимать больше в направлении социального реализма. На данный момент в Ирландии большие проблемы с жильем, доходы некоторых людей ниже прожиточного минимума.

Вам надо связаться с Кеном Лоучем, потому что это его тема.

Ой, да я бы с удовольствием. В общем, я думаю, что нужно снимать больше вот таких вот фильмов, больше социального реализма. Это так странно, потому что, похоже, у нас совсем нет такой традиции в ирландском кинематографе. Мой кузен, Фёргал Уорд, начал снимать фильмы и совсем недавно закончил свой дебют, который называется The Lonely Battle of Thomas Reid. Это такой гибрид художественной драмы, факта и документалистики. Реальная история о человеке, который пытается бороться с крупной компанией, которая хочет отобрать у него землю. Вот такого кино не хватает.

Барри Уорд/ Фото: Anet Aristova

Создается впечатление, что в фильме рушатся некоторые киношные стереотипы о конфликте в Северной Ирландии. Здесь явный диалог между двумя сторонами, которые искренне пытаются снова довериться друг другу. Как вы думаете эти взаимоотношения олицетворяют перемены в современном ирландском обществе по отношении к истории и британцам?

Вау, это очень хороший вопрос. На самом деле это и есть смысл всего фильма. Главные герои на противоположных сторонах конфликта, по случаю судьбы им приходится встречаться каждый день, находится на оппозиционных сторонах, но всегда очень близко друг к другу. Это как скороварка для быстрого развития драмы. И в такой ситуации главные герои, которые диаметрально противоположны, вынуждены сблизиться. Конечно, как бывает в реальной жизни, у надзирателя всегда есть какая-то стратегия на любой случай, потому что это все-таки тюрьма. Однако фильм показывает именно диалог, и как он важен для обеих сторон, что это единственный способ изменить что-то, продолжить идти вперед. Весь образ Северной Ирландии, ирландского общества и вообще конфликта формируется в динамике этих отношений.

Что для вас значит «настоящий ирландский фильм»?

Знаете, в прошлом году на кинофестивале в Одессе я познакомился с одной украинской девушкой. Она сказала, что ирландское кино — это много дождя, капелька оптимизма, и самое главное, чтобы кто-то из Глисонов играл (смеется). По-моему, это замечательное определение. Именно это она и сказала. На данный момент очень много коллабораций с европейскими странами. Это очень круто, поэтому в скором времени на экраны выйдут многие интересные истории. По традиции, обычно Ирландия сотрудничала либо с Великобританией, либо с Америкой, так культурно сложилось просто. Сейчас будет больше европейских коллабораций. Что касается конкретно ирландских фильмов, то они постоянно меняются. Я думаю, будет еще достаточно много фильмов о конфликтах и беспорядках.

 

Беседовала: Ася Заболоцкая

Фото: Anet Aristova

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ