Сегодня, 28 июня, завершает свою работу 36-й Московский международный кинофестиваль. В этом году председателем жюри стал обладатель пяти «Золотых медведей» и каннской «Золотой пальмовой ветви» известный режиссер Глеб Панфилов. Под его руководством жюри отобрало в основную программу ММКФ 9 фильмов, которые боролись между собой за главную награду фестиваля — «Золотого Георгия». В день закрытия кинофестиваля мы решили вспомнить эти картины.
«Бети и Амаре» — дебют в полном метре кенийского режиссера Энди Зиге. Одна из самых интригующих картин фестиваля.
История эфиопской девушки, спасающейся от войск Муссолини на юге страны в 1936 г. Но итальянская армия постепенно приближается, а главная героиня в это время претерпевает различные трудности: голод, жажду, чрезмерное внимание местной полиции. Когда ее невзгоды, казалось, достигают своего апогея, раскрываются небеса, картинка с черно-белой меняется на цветную, а в небе над пустыней появляется немного-нимало космический корабль. На его борту ценнейший груз — любовь.
Как дальше сложится судьба героев неизвестно, но в любом случае завязка истории впечатляет. Причем не меньше, чем замечательная операторская работа, которая видна уже в трейлере.
Эта картина — второй полнометражный фильм израильского режиссера Амикама Ковнера. Он с отличием окончил кинофакультет в Тель-Авиве. Его дипломная работа “Отпуск” завоевала награды и почетные упоминания нескольких фестивалей, а короткометражный фильм “Шрам” удостоился награды “Кодак” и также демонстрировался на множестве кинофестивалей.
«Прибежище» — острая социально-бытовая драма, где события разворачиваются на фоне военных действий в Ливане. Молодая пара Мотти и Керен ищет укрытия от бесконечных бомбежек и в итоге находит его в Тель-Авиве, в богатом доме влюбленных Яли и Боаз. Но отношения между двумя парами постепенно становятся все более напряженными. Ситуацию усугубляет беременность Керен, в то время как Боаз и Яли не могут иметь детей. Через историю взаимоотношений двух пар, режиссер пытается отразить сложности и конфликты, существующие сегодня в израильском обществе.
Режиссер Петра Фольге изучала искусство в Цюрихе, а также училась на драматургии в киноакадемии Конрада Вольфа в Потсдаме-Бабельсберге. С 2001 года она работает как независимый сценарист и режиссёр. Её короткометражные ленты удостаивались наград на нескольких международных кинофестивалях. «Страна мечты» — её дебют в художественном кино.
Фильм рассказывает сразу 4 драматические истории, на первый взгляд, никак не связанные между собой. Но связующее звено, конечно, есть. В канун Рождества в Цюрихе все главные герои пересекаются с Мией, девушкой из Болгарии, работающей проституткой. Четыре разные истории дают режиссеру возможность затронуть широкий спектр тем: страсть, одиночество, предательство, обман, несбывшиеся надежды…
Режиссеры картины «Я глаз» Хакки Куртулуш, Мелик Сарачоглу уже работали совместно. Их предыдущей работой стал полнометражный документальный фильм “Путешествие в Бергманию” (2011 г.) об Ингмаре Бергмане. Также в 2010 году они получили приз за лучший режиссерский дебют на МКФ в Анкаре за картину “Там”. Оба режиссера изучали кино в Лионе.
«Я глаз» — еще одна картина с необычным и интригующим сюжетом, и при этом основанная на реальных событиях. Главный герой — молодой киноман, который мечтает снять свой первый фильм. Правда, это не так просто: у него отслаивается сетчатка, он почти слепнет на оба глаза. В больнице ему назначают лечение: в течение 40 дней он должен лицом вниз лежать с закрытыми глазами. Нелегкое испытание заставит его столкнуться со своими страхами и переосмыслить свою систему ценностей.
Актер с послужным списком в 16 фильмов Кшиштоф Сконечны представит вниманию зрителей свою 17-ю работу — “Хардкор Диско”, на этот раз режиссерскую.
Сюжет, на первый взгляд, прост и банален. Оля — дочь богатых родителей, гедонистка, живущая в мире, где царит злоба и постоянное напряжение, знакомится с парнем по имени Марцин, который недавно приехал в город. Увлекшись им, она открывает ему свой мир. Мир наркотиков, богемных party, нелегальных автогонок. Все идет замечательно, и никто не догадывается, какую тайну хранит Марцин, и какой план мести зреет в его голове…
Главные роли в фильме исполнили молодой актер Марчин Ковальчик (лауреат премии им. Збигнева Цибульского; премия вручается лучшим актерам кино) и впервые на экране Ясмина Полак. Режиссер же, помимо актерских способностей, успешно проявляет себя и как автор видео-проекций, перформансов, а также является основателем объединения «głębokiOFF».
Еще одна женщина-режиссер и еще один дебют в полном метре — Виктория Трофименко. На ее счету несколько короткометражных фильмов, принимавших участие в различных международных кинофестивалях.
Место действия фильма «Братья.Последняя исповедь» — Карпаты. Картина посвящена истории двух братьев-гуцулов. 40 лет назад произошло событие, после которого братья перестали разговаривать друг с другом. Жизнь каждого из них свелась к вечному противоборству, а целью стало желание прожить как можно дольше, чтобы не дать другому потешиться над своей смертью. Однако в фильме появляется новый персонаж — писательница, которая читает в местном монастыре лекцию про святых и юродивых. Она-то и становится связующим звеном между братьями.
Оператором этой психологической драмы стал Ярослав Пилунский, снявший “Вий” и “Вавилон 13”. Картина обещает быть интересной и драматически насыщенной.
Единственный российский фильм в основной программе ММКФ. Режиссер Валерия Гай-Германика довольно хорошо известна широкому кругу зрителей благодаря фильму “Все умрут, а я останусь” (Особое упоминание жюри Каннского кинофестиваля, 2008 г.), скандальным сериалом “Школа”, а ее картина “День рождения инфанты” участвовала в основном конкурсе “Кинотавра”.
Новая работа Гай-Германики посвящена поиску себя и своего места в мире. Молодая пара, он — начинающий художник, она — начинающая школьная учительница. Короткая, но горячая любовь. Нелепая случайность и расставание. Оставшись одна, героиня начинает осознавать новый дар — теперь она видит этот мир глазами художника.
Главные роли исполнили Агния Кузнецова, Александр Горчилин, Юрий Трубин, Андрей Мясников.
Восток на ММКФ представлен единственной картиной японского режиссера Кадзуёси Кумакири “Мой мужчина”. В отличие от большинства режиссеров-дебютантов, Кумакаро является автором 13 картин. Его фильмы демонстрировались на фестивалях в Берлине, Венеции, Торонто, а работа «Дыра в небе» получила приз FIPRESCI на фестивале в Роттердаме в 2001 году.
Сюжет последней картины сводится к истории Ханы и Дзюнго. Хана потеряла родителей в десятилетнем возрасте в результате землетрясения и цунами. Ее родственник Дзюнго берет на себя опеку девочки и по сути заменяет ей отца на протяжении 15 лет. Со временем их близость переросла в физическую. У них возникают конфликты с другим людьми. Вдруг в округе происходит убийство, после чего Хана и Дзюнго бегут в Токио.
Драма греческого режиссера и сценариста Николаса Триандафиллидиса является своеобразным возвращением в кино после 13 лет молчания. Предыдущая его работа — фильм об “Орущем” Джее Хокинсе.
“Сентименталисты” можно назвать гангстер-драмой. На вилле у пожилого буржуа по прозвищу “Хозяин” течет размеренная, спокойная жизнь. Там же живет его дочь, которая полностью ограждена от соблазнов внешнего мира. Хозяин же подобен двуликому Янусу: с одной стороны, он создает впечатление достойного пожилого человека, поклонника искусства, а на самом деле он занимается нелегальной продажей антиквариата на черном рынке. У него есть два помощника для выполнения любой “грязной работы” — Гермес и Джон. И именно с ними судьба сыграет злую шутку. Один влюбится в дочку хозяина, второй заведет интрижку с проституткой. За это им обоим придется поплатиться.