8 современных женщин-режиссёров с неповторимым авторским почерком

19 апреля 2018, 12:14

«365» решил вспомнить женщин, чьи фильмы оказали большое влияние на кинематограф и были отмечены престижными наградами.

Одна из режиссёров нашего списка София Коппола о профессии сказала следующее:

 «Сейчас в мире гораздо больше женщин-режиссеров, чем в те времена, когда я только начинала. Но я не понимаю, почему всех это удивляет. Для меня «женщина- режиссер» звучит менее удивительно, чем «женщина-хирург»».

 

Джейн Кэмпион

Новозеландка Джейн Кэмпион первоначально реализовывала себя как художница, но, разочаровавшись в живописи, решила податься в кино. Она сняла несколько киноработ, тепло воспринятых публикой, причем ее короткометражка «Кожура: Урок дисциплины» получила Золотую пальмовую ветвь в 1986 году. Полнометражный дебют «Душечка» (другое название – «Конфетка») боролся за Золотую пальмовую ветвь в 1989 году. Настоящим триумфом Кэмпион стала лента «Пианино», за которую она в 1993 году получила Золотую пальмовую ветвь как режиссёр.

Многие отмечают, что ее фильмы очень живописны, красочны. Действительно, повествование в них ведется медленно, умиротворенно, нет контрастных планов, много кадров с созерцанием природы. Ее герои не похожи на других, ранимы, чрезмерно чувствительны и порой психически травмированы. Сама режиссёр тщательно выбирает будущие темы и долго работает над проектами.

После премьеры драматического сериала «Вершина озера» на фестивале Сандэнс 2013 года о Кэмпион снова начинает говорить общественность. Критики приходят в восторг от игры главной героини картины, роль которой исполнила американская актриса Элизабет Мосс, сложного сценария и необычной режиссуры новозеландки.

 

Кэтрин Бигелоу

В 2010 году Кэтрин Бигелоу стала первой обладательницей премии Оскар за режиссёрство. Заветную статуэтку она увела из-под носа бывшего мужа Джеймса Кэмерона, который представлял «Аватара». Ее «Повелитель бури» также стал лучшим фильмом года. Поговаривают, что причиной расставания супругов стал невероятный успех фильма жены «На гребне волны» (1991).

Мало кто ожидал зрелищный экшн от женщины-режиссёра, но Бигелоу быстро разрушила стереотип, сделав кино с высоким уровнем тестостерона, погонями, стрельбой и драками. Зрители настолько были в восторге, что упускали тот факт, что режиссёр – женщина.

Бигелоу упрочила положение на территории «мужского» кино, берясь за сложные сюжеты и героев с непростой судьбой. Как режиссёр она бескомпромиссна в вопросах достоверности и реалистичности. Например, в «Гребне волны» большинство трюков выполняли сами актёры, а в «Цели номер один» (2013) Бигелоу не стала убирать сцену пыток, хотя это вызвало большой общественный резонанс.

 

Линн Рэмси

Линн Рэмси – одна из самых неординарных и загадочных режиссёров. Ее полнометражный мрачный дебют «Крысолов» (1999) о сложной жизни подростка в шотландском гетто был отмечен несколькими престижными кинофестивалями, сделав Рэмси одной из перспективных начинающих авторов.

В 2004 году ей предложили экранизацию «Милых костей», но сотрудничество не состоялось, поскольку продюсеры хотели снять фильм, максимально приближенный к оригиналу.

В 2011 году Рэмси выпускает еще один фильм о жизни подростка – «Что-то не так с Кевином», где снялись Тильда Суинтон и Эзра Миллер. Фильм получил смешанные отзывы: кто-то ставил в упрек режиссёру эксплуатацию насилия, а некоторые пришли в восторг от переосмысления детско-родительских отношений.

Позже режиссёра позвали снять женский вестерн «Джейн берет ружье», но после ссоры с продюсерами картины Рэмси покинула проект. Вслед за ней ушли Майкл Фассбендер и Джуд Лоу, а сам вестерн под руководством Гэвина О’Коннора провалился в прокате. Совсем скоро в прокат выходит новая работа режиссёра – «Тебя никогда здесь не было» с Хоакином Фениксом в главной роли, в котором Рэмси продолжает исследовать жизнь подростка в жестоком мире, где зло можно искоренить только насилием.

 

Сюзанна Бир

Датчанка Сюзанна Бир изучала архитектуру, увлекалась дизайном и визуальным искусством. Переосмыслив свои увлечения и способности, девушка пробует силы в кино.

После нескольких достойных пробных работ за ней закрепляется репутация серьезного режиссёра, который тщательно продумывает предстоящий съёмочный день и делает ставку на актерскую игру.

Бир берется за значимые истории и работает в тесной связке со сценаристом Андерсом Томасом Йенсеном. Ее военная драма «Братья» (2004) получает приз зрительских симпатий Сандэнса, «После свадьбы» (2006) завоёвывает 9 международных наград (в том числе премии Золотой глобус и Оскар как лучший иностранный фильм), после чего на талантливую постановщицу обращает внимание Голливуд.

Бир снимает «То, что тебе нужно» с Хэлли Берри и Бенисио дель Торо (2007) и экранизацию Рона Рэша «Серена» с Дженнифер Лоуренс и Брэдли Купером, которые при высоком бюджете не были успешны в прокате.

Подпортив фильмографию американским опытом, Бир возвращается в европейский кинематограф. Триллер «Второй шанс» с Николаем Костер-Вальдау и шпионский сериал «Ночной администратор» с Томом Хиддлстоном и Хью Лори снова возвращают режиссёру уважение и признание публики.

София Коппола

Отец Софии Копполы – знаменитый режиссёр Фрэнсис Форд Коппола, поэтому пойти по стопам именитого родителя — весьма ожидаемо. Первоначально, София пыталась отстроиться от великого наследия отца: она дебютирует в кино (и неудачно), стажируется у Карла Лагерфельда, увлекается фото и планирует стать дизайнером одежды.

Творческие метания и подростковый мятеж проходят, а София находит собственный путь творца. Ее дебютная инди-драма «Девственницы-самоубийцы» (1999) о несчастных подростках была тепло воспринята публикой, а критики отметили смелость мысли молодой Копполы.

Через несколько лет выходит фестивальный хит «Трудности перевода» (2003), где «потерянные» герои Скарлетт Йоханссон и Билла Мюррея ужасно скучают в большом Токио.

Сама Коппола не ставит целью снимать блокбастеры, ее фильмы просты и «уютны», невероятно красивы и камерны.

Пытаясь выйти из тени отца, режиссер, раз за разом берется за необычные сюжеты. «Мария Антуанетта» – не просто байопик о французской королеве, а драма о несчастной женщине, в «Где-то» показаны непростые отношения отца и дочери, отдалённо напоминающие семью самой Копполы, а в «Элитном обществе» у нее в центре внимания банда взбалмошных подростков, которые никому не нужны.

Её последняя работа – «Последнее искушение» повествует о любовном многоугольнике времен Гражданской войны, где герой Колина Фаррела становится «лакомым кусочком» для жительниц женского пансиона.

 

Агнешка Холланд

Агнешка Холланд родилась в Варшаве 28 ноября 1948 года. После окончания факультета кино и телевидения Пражской музыкальной академии работала ассистенткой у известных польских режиссёров Анджея Вайды и Кшиштофа Занусси. По признанию Холланд, французский режиссёр Роббер Брессон стал для неё «матерью в кино», а Анджей Вайда – учителем. Большое влияние на неё оказали работы кинорежиссёров Веры Хитиловой и Милоша Формана.

В арсенале Агнешки Холланд нет мелодраматических картин, её работы наполнены реализмом и трагедией. Так было с историей друга ее отца в фильме о Холокосте «Европа, Европа». В «Оливере, Оливере» Холланд рассказывает о возвращении пропавшего мальчика в семью, а в «Полном затмении» показывает историю сложных взаимоотношений поэтов Поля Верлена и Артура Рембо.

Для неё мир предстает ловушкой, недаром в некоторых ее работах большое внимание уделяется также политике и власти. Так было с «Убийством священника» и запрещённой в Польше «Лихорадкой, или историей о бомбе».

Сделав имя в независимом кино, Холланд переключается на сериалы. Она снимает эпизоды для «Прослушки», «Детектива Раша», американской адаптации скандинавского «Убийства» и «Карточного домика». К сожалению, её трактовка «Ребенка Розмари» в формате мини-сериала была встречена прохладно.

 

Пэтти Дженкинс

Полнометражный дебют Пэтти Дженкинс «Монстр» (2003) с Шарлиз Терон и Кристиной Ричи был отмечен премией «Независимый дух». В основе «Монстра» лежала реальная история Эйлин Уорнос, которую хорошо восприняли и критики, и зрители.

После успешного дебюта, Дженкинс работает на телевидении, сняв пилот сериала «Убийство» для Netflix, за что была отмечена премией Гильдии режиссеров США.

В 2013 году она снимает сериал «Измена», причем удачно, а в 2017 году выходит ее версия «Чудо-женщины» с Галь Гадот в главной роли. Женский взгляд на экранизацию комикса DC был высоко оценен за достоверность женских образов и гуманистический посыл повествования. Дженкинс удалось избежать гендерных клише, поэтому фильм стал самым обсуждаемым среди феминисток. «Чудо – женщина» стала одним из самых прибыльных фильмов Вселенной DC, поэтому вопрос сиквела не заставил себя долго ждать. Естественно, в режиссёрском кресле – Пэтти Дженкинс.

 

Афина Ракель Цангари

Режиссёр «новой греческой волны», продюсер картин  Йоргаса Лантимоса Афина Цангари изучала кинематограф в США, курировала фестиваль независимого кино, была членом жюри Берлинале 2013 года и сняла несколько полнометражных фильмов. Её дебютная работа «Медленное дело Гоуинг» (2000) получила премию Village Voice, а «Аттенберг» 2010 года называют женской версией «Клыка», что не мешает фильму получить Золотого льва Венецианского кинофестиваля.

Только Цангари деликатно, а не так рьяно, как Лантимос, работает с темой семейных отношений, и часто прорабатывает сценарии своих фильмов сама. Их вообще часто сравнивают за общность сюжетов и творческие подходы. Оба они дружат, продвигают греческое кино, делают неторопливое, но «смачное» кино с психологическим подтекстом. Их творческий союз удачен: Цангари продюсирует фильмы Лантимоса, а он снимается у неё.

Выпустив бодрую комедию о мужчинах «Шевалье» (фильм стал лучшим на Лондонском кинофестивале 2015 года), Цангари сняла документальный фильм о Венеции и сосредоточилась на продюсировании.

Текст: Александра Эрднеева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ