5 составляющих уникального стиля фильмов Гая Ричи

10 сентября 2015, 07:00

Сегодня популярному британскому режиссеру Гаю Ричи исполняется 47 лет. «365» решил вспомнить его основные работы и ответить на вопрос: что же именно делает фильмы Гая Ричи неповторимыми и узнаваемыми?

Несмотря на культивируемый СМИ образ «парня из трущоб», Гай Ричи – настоящий аристократ. Родословная его отца, Джона Ричи, восходит к английскому королю Эдуарду I Длинноногому из династии Плантагенетов. А после развода родителей будущий режиссер жил в родовом поместье своего отчима Майкла Литона. Данные факты едва ли вяжутся с образом создателя культовых фильмов «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш», «Агенты А.Н.К.Л.«. Впрочем, подобная пластичность весьма свойственна британскому режиссёру: несмотря на дислексию, Ричи сильно увлекся изучением иврита и знает его в совершенстве. Но именно в этом – в умении соединять несовместимое — и таится едва ли не главная особенность творчества Гая Ричи. Все фильмы Гая Ричи объединяют некие общие черты, которые вместе с тем не делают эти ленты похожими друг на друга, а именно…

…клипмейкинг с щепоткой хаоса

Бросив школу в 15 лет, Ричи устроился на киностудию курьером. Постепенно он начал снимать клипы и рекламные ролики. Полученные навыки сильно повлияли на его будущие работы. В каждой из них можно выделить характерные для рекламы и клипов приемы: скоростная съемка (рапид), параллельный монтаж, резкая смена кадров.

Одной из первых работ режиссёра стал короткометражный фильм «Трудное дело» (1995). Он понравился музыканту Стингу, да настолько, что тот изъявил желание принять участие в съемках следующего фильма Ричи – «Карты, деньги, два ствола» (1998). В обеих картинах чувствуется формирование особого стиля криминальной комедии в стиле Гая Ричи – динамичной и мозаичной, с огромным количеством перекрестных персонажей, действия которых показываются то обрывочно, то ускоренно.

Бесценный опыт клипового монтажа неизменно сказывается в каждой картине Ричи. Так, часто режиссёр использует экспрессивные «способности» операторской съемки, то резко приближая персонажей, то и вовсе переворачивая изображение (как в начальной сцене «Большого куша»). Стоит также отметить особое внимание режиссера к титрам, которые он делает запоминающимися, применяя стоп-кадр и «комиксное» изображение (все тот же «Большой куш»). Впрочем, режиссер каждый раз по-новому подходит к титрам: так, в фильме «Шерлок Холмс» титры оформлены в виде пролистываемой книги.

…эстетика улиц и кокни

Гая Ричи можно назвать мастером «криминальной комедии». Действительно, его в основном интересует преступный мир и злачные места Лондона (Ист-Энд, например). Внимания заслуживают также лингвистические особенности персонажей, многие из которых говорят либо с сильным акцентом (как цыгане в «Большом куше»), либо на кокни (как Ист-эндские гангстеры).

Викторианская эпоха в дилогии «Шерлок Холмс», прежде всего, демонстрирует сомнительные и «темные» углы города. Сам детектив в фильме Ричи показан не только как джентельмен, но и как специалист по боевым искусствам, умело применяющим свои навыки на практике. Умение держаться в светском салоне и сразиться против отпетого преступника делают Холмса одним из самых обаятельных персонажей в кинематографе.

Но Гай Ричи не только обращает внимание зрителя на преступный мир Лондона, но также и серьезно о нем размышляет. Истинно философским можно назвать фильм «Револьвер» 2005 года, в котором идет речь о профессиональных преступниках, философии явления игры и способности человека самостоятельно управлять своей жизнью. Фильм «Револьвер» существенно выбивается из ритма предыдущих работ режиссера. Однако по нему можно сказать, что Гай Ричи в жизни криминальных элементов видит не только уморительные и туповатые ситуации, но особую проблематику и даже эстетику.

…неповторимый юмор

Юмор в фильмах Гая Ричи занимает особое место. Иногда смех может быть вызван недалекостью персонажей и их заблуждениями. Например, в «Большом куше» банда Сола постоянно попадает в нелепые ситуации: то они угрожают ненастоящими пистолетами, то не могут догадаться, что дверь открывать нужно на себя, а не от себя.

Несмотря на обилие насилия и жестокости, создается впечатление, что юмор неуловимо присутствует в каждой сцене. Русские гангстеры, угрожающие Раз-два (Джерард Батлер) расправой, выглядят не только устрашающе, но и комично («Рок-н-ролльщик»). В борьбе за дипломат погибают люди, но смех вызывает неубиваемый Борис Бритва («Большой куш»). Такое сочетание жестокости и юмора делает фильмы Гая Ричи узнаваемыми и уникальными. Хотя, конечно, Ричи неоднократно сравнивали с Квентином Тарантино, у которого насилие и юмор также идут бок о бок, но всё же британский и американский режиссёры имеют существенные отличия. В фильмах Тарантино намного больше крови, а у Ричи намного сильнее (и зачастую непонятнее) завернут сюжет.

…саундтрек как будущий популярный рингтон

Да, в подборе музыки к фильмам Гаю Ричи стоит сказать отдельное «спасибо» за те прекрасные плейлисты, которые формируются у зрителей после просмотра. Музыка на фоне неизменно придает динамичности действию на экране. Выбор режиссёра обширен — в качестве саундтрека использовались композиции различных исполнителей: и The Clash, и The Castaways, и Oasis, и даже «Сектор Газа», причем о задействовании композиции «Допился» в фильме «Рок-н-ролльщик» лидер группы Игорь Кущев узнал из Интернета.

…афористичность

Другой особенностью кинематографического творчества режиссёра является афористичность диалогов и монологов персонажей. Конечно, в российском «кинопространстве» мы обязаны запоминаемостью текста переводчикам фильмов Ричи (в первую очередь, Гоблину), но в английском варианте фразы звучат очень достойно.

Например:

«Люди часто спрашивают: Кто такой Рок-н-рольщик? Я объясняю: что дело не в барабанах, наркотиках, гемодиализе. О нет. Речь про нечто большое, друг мой. Всем нравится красивая жизнь — кому-то ближе бабло, кому-то наркота. Одним секс, другим гламур, третьим слава. Но Рок-н-рольщик, он не такой. Почему? Потому что настоящему Рок-н-рольщику — нужно сразу всё!»

(“People ask the question… what’s a RocknRolla? And I tell ’em — it’s not about drums, drugs, and hospital drips, oh no. There’s more there than that, my friend. We all like a bit of the good life — some the money, some the drugs, other the sex game, the glamour, or the fame. But a RocknRolla, oh, he’s different. Why? Because a real RocknRolla wants the fucking lot.”)

© Рок-н-ролльщик

«Ненавижу цыган!»

(“I f*cking hate pikeys!”)

©Большой куш

Неповторимая манера исполнения, особый подход к сюжету, персонажам и оформлению выделяют британского режиссёра на фоне современного кинематографа. Конечно, в его фильмографии есть и совсем выбивающиеся из общей картины фильмы (скажем, мелодрама «Унесенные» с Мадонной в главной роли). Но они – только подтверждение тезиса о том, что Гаю Ричи как никому другому удается гармонировать с врожденной тягой к противоречию.

Текст: Татьяна Швалёва

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ