13 ноября 1862 года Льюис Кэрролл записал в своем дневнике: «Начал писать сказку об Алисе, надеюсь закончить её к Рождеству».
Однажды Льюис Кэрролл, сплавляясь по Темзе в обществе своего друга Робинсона Дакворта и трех дочерей вице-канцлера Оксфордского университета Генри Лиделла — тринадцатилетней Лорины Шарлотты, десятилетней Алисы Плезенс и восьмилетней Эдит Мери Лидделл — рассказывал скучающим девочкам историю импровизационного характера про Алису, попавшую в Страну чудес. Алисе Плезент сказка настолько понравилась, что она попросила Льюиса записать её. И, дабы не разочаровать ожидания своей «маленькой слушательницы», он взялся за работу, пытаясь поместить сумасшедший мир со своим хаосом в литературные и жанровые рамки. Именно благодаря этому случаю, мы имеем такую неординарную книгу на своих полках, популярную не только среди детей, но и многих взрослых. «Приключения Алисы в Стране чудес» — произведение, которое каждый из читателей представляет и интерпретирует по-своему. Это распространяется и на видение всех режиссеров, которые когда-либо экранизовывали культовую сказку.
За права на экранизацию сказки Льюиса Кэрролла шла настоящая борьба, но всё же в 1951 году студия Walt Disney буквально перехватила проект и реализовала его, оставляя своих конкурентов ни с чем. За экранизацию взялся сильный режиссер Клайд Джероними, на счету которого к тому времени уже были известные проекты: «Золушка», «Легенды Сонной лощины» и другие. Мультфильм был настолько хорош, что получил множество наград, в том числе и «Оскар» за лучший саундтрек.
Это первая экранизация «Алисы», сделанная в жанре мюзикла, где фигурировали самые знаменитые английские актеры того времени: Фиона Фуллертон, Питер Селлерс, Дадли Мур, Майкл Джэйстон и другие. Музыку к фильму написал композитор Джон Барри («Кинг-Конг», «Где-то во времени»). Публика с теплотой приняла постановку в таком ключе. Так, в 1973 году экранизация Уильяма Стерлинга получила премию BAFTA в двух номинациях: «Лучшая работа оператора» и «Лучший дизайн костюмов».
Одна из самых экстравагантных экранизаций «Приключений Алисы в Стране чудес», представляющих собой сюрреалистическую картину, больше напоминающую ночной кошмар, а не сон. «Алиса» — полнометражный фильм чешского режиссера Яна Шванкмайера, который скорее рассчитан на взрослую аудиторию, так как имеет свою специфику. Персонажи предстают в виде анимированных с помощью техники стоп-моушн существ: Гусеница из носка, пары глаз и вставной челюсти; зверюшки — дикие коллажи из черепов, костей и других предметов; а один из положительных героев — Белый Кролик — приобретает у режиссёра немного жутковатую внешность: куклу с выпученными стеклянными глазами и выпирающими передними зубами. Фильм насыщен мрачными оттенками и жутким ужасом. Но тем не менее, это не помешало ему получить в 1987 году премию Feature Film Award.
Экранизация Ника Уиллинга придерживается оригинального сюжета из книги, но при этом завораживает ярким дизайном костюмов и гримом героев фильма. Известен факт, что образы героев были заимствованы у иллюстратора самого первого издания сказок — Джона Тэнниэла. Это не осталось незамеченным, и постановка получила 4 премии «Эмми»: за визуальные эффекты, дизайн костюмов, грим и музыку. Раз уж вас это не впечатлило, то вот вам следующий факт: всеми любимого эксцентричного Чеширского кота играет сама Вупи Голдберг! Неожиданно, верно?
Самой современной экранизацией на сегодняшний день является вариант кэрролловской сказки, снятый Тимом Бертоном. «Алиса…» является продолжением оригинальных «Алисы в Стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье», повествуя об уже 19-летней Алисе (Мия Васиковска), которая возвращается в волшебный мир спустя 13 лет. Актерский состав подобран грамотно и каждый из участников фильма раскрывает зрителям сущность своего героя с помощью различных приемов. В фильме принимали участие: Джонни Дэпп, Хелена Бонэм Картер, Энн Хэтэуэй и Стивен Фрай. Фильм получил два «Оскара», а также в придачу много негативных отзывов критиков. Но режиссер не опустил руки и уже скоро, в 2016 году, выйдет сиквел картины — «Алиса в Зазеркалье». Главные герои не меняются, также, как и их исполнители. Единственным изменением станет введение нового персонажа – Времени, роль которого исполнит Саша Барон Коэн. Премьера картины запланирована на 27 мая 2016 года.
Фильмы Тима Бертона всегда подразумевают и обещают нам захватывающий сюжет, записанный на кинопленку, также, как когда-то Льюис Кэрролл пообещал Алисе Плезент записать понравившуюся ей сказку, только на бумаге.
Текст: Ксения Кашкина