5 «мертвых» фильмов Тима Бертона

25 августа 2016, 06:30

Сегодня, 25 августа, самый эксцентричный и мрачный сказочник Голливуда, создатель необыкновенных и мистических персонажей, кукловод, художник и любитель готики — Тим Бертон празднует свой 58-й день рождения.

В мире, пожалуй, не осталось людей, не слышавших это имя, но в творчестве режиссера остается множество тайн и неожиданных находок. Существует целое кладбище невоплощенных идей и забытых работ Бертона. Но с присущей режиссеру тягой к оживлению трупов мы еще можем надеяться, что некоторые из его творческих «мертвецов» восстанут из могил и появятся на больших экранах…

«Семейка Аддамс»

Заморожен в 2010 году

Промо к сериалу "Семейка Аддамс", 1964 год

Промо к сериалу «Семейка Аддамс», 1964 год

История странного мрачного семейства с садистскими наклонностями так и просится в руки Бертона, испытывающего слабость к черному юмору и кладбищенской тематике. При просмотре всем знакомых фильмов само собой напрашивается: «Как только Бертону не пришла такая идея в голову? Он был просто обязан участвовать в создании этих картин!»

Словно бы в ответ на эти мысли Illumination Entertainment купила права на Аддамсов и пригласила Бертона снять ремейк «Семейки». Причем не просто фильм, а трехмерный кукольный мультфильм! Вы бы хотели увидеть кукольный шедевр о семье, которая с радостью приняла бы в свои ряды Эмили из «Трупа невесты» или Спарки из «Франкенвини»? К несчастью тех, кто уже успел загореться этой идеей, данный проект был отложен в долгий ящик, и до сих пор режиссер о нем не вспоминал.

«Парк Юрского периода»

Заморожен в 1990 году

Кадр из фильма "Парк Юрского периода" (1993)

Кадр из фильма «Парк Юрского периода» (1993)

Просто включите воображение и представьте, как выглядел бы Парк юрского Периода, если бы Бертон добрался и сюда. Огромные плотоядные ящеры в стиле голливудских ужастиков с неповторимо «бертоновской» мрачной атмосферой…

Да, у Бертона был шанс занять место Спилберга. Когда экранизация одноименной книги Майкла Крайтона только рассматривалась, режиссерское кресло могли занять также Джеймс Кэмерон, Ричард Доннер (режиссер первого «Супермена») и Тим Бертон в их числе. Правда, в итоге кресло досталось тому, кто первым предложил идею снять этот фильм — Стивену Спилбергу. Он просто выкупил права на книгу, тем самым моментально избавившись от всех конкурентов.

«Супермен жив»

Заморожен в 1998 году

Николас Кейдж в костюме Супермена

Николас Кейдж в костюме Супермена

Пожалуй, это самый знаменитый замороженный проект в истории кинематографа. Достаточным доказательством этого является документальный(!) фильм о том, почему картину так и не сняли. Называется он — «Смерть «Супермен жив»: Что случилось?» (2015).

После успеха фильмов о Бэтмене Бертон был приглашен перезапустить и в буквальном смысле встряхнуть франшизу о человеке из стали. На роль Супермена был поставлен длинноволосый Николас Кейдж в странном рельефном костюме. Производство фильма действительно было начато. Оставшиеся концепт-арты, фотографии с места съемок, сценарии просто поражают: невероятные «криповые» существа, жуткие монстры, инопланетяне… Тут не обошлось без своеобразной фантазии режиссера. За основу истории планировалось взять сюжетную линию комиксов под названием «Смерть Супермена», где герой погибает от руки Думсдэя и возрождается.

Если бы этот фильм увидел свет, то кто знает, каким был бы сейчас мир кино по комиксам. Изменив и очеловечив своего Бэтмена, Бертон точно так же создал бы совершенно иного Супермена, дав нам возможность взглянуть на его историю под другим углом. Однако, надежда всегда есть: режиссер признается, что до сих пор мечтает снять этот фильм.

«Кабинет доктора Калигари»

Кадр из фильма "Кабинет доктора Калигари" (1920)

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари» (1920)

Еще одним «мертвецом» на кладбище Бертона стал проект по ремейку старого и «Великого немого» фильма «Кабинет доктора Калигари». Режиссер неспроста обратил свое внимание на этот немецкий легендарный шедевр Роберта Вине. В своем списке любимых фильмов-ужасов, которые оказали влияние на его творчество, Бертон ставит «Кабинет доктора Калигори» на первое место. Действительно, хватит только одного взгляда на сюрреалистические образы и намеренно кривые декорации с мрачной и нагнетающей атмосферой фильма в целом. Все эти приемы составляют неотъемлемую часть оригинального стиля режиссера. Для большей наглядности можно сравнить «Кабинет» с «Эдвардом руки-ножницы» Бертона: экспрессивный грим Эдварда (и многих других персонажей фильмов Тима) явно позаимствован из времен немого кино, ломаные линии в декорациях, скошенные здания (вспомните только домик семьи главного героя из «Чарли и шоколадная фабрика»), герой-социопат (классический образ персонажей Бертона).

Если вы еще не смотрели фильмы «Кабинет доктора Калигари», снятые в 1920 и 1962 году, то у вас есть возможность включить свое воображение и во время просмотра представить, что всем этим безумным карнавалом правит Бертон, а на месте Фейдта в роли Сомнамбулы гримасничает не менее эксцентричный Депп.

«Гензель и Гретель»

Заморожен в 1982 году

Эта короткометражка была похоронена, едва появившись на свет. До недавнего времени считавшейся затерянной история по мотивам известной немецкой сказки была снята Бертоном в 1982 году. На тот момент Тим работал в студии Disney, и у него появилась возможность снять небольшой фильм для родины Годзиллы. Сказку братьев Гримм «Гензель и Гретель» режиссер снял для японского отделения Disney, а играли в фильме японские актеры.

В своей первой режиссерской работе с живыми актерами Бертон уже проявил весь колорит своего стиля. Сами по себе немного жутковатые немецкие сказки подходили воплощению его задумок как нельзя лучше. Чего только стоит пряничный человечек с жуткой улыбкой, который уговаривает Гензеля съесть его…

В общем, именно это и погубило короткометражку. Видимо, тогда аудитория была еще не готова к творениям Бертона. Фильм был показан по телевидению в вечер Хэллоуина, когда детям было вовсе не до телевизора. Это был первый и последний раз. Памятуя о том, как дети, рыдая, убегали из кинотеатров с «Франкенвини» и «Пиноккио», руководство канала посчитало этот фильм слишком пугающим. (Что, впрочем, отчасти правда).

 

Все эти не родившиеся или забытые проекты составляют всего лишь малую часть «кладбища» Бертона. В любое время вы можете отправится на прогулку по этому месту, читая надписи на надгробиях и представляя, как похороненное под ними выглядело бы при жизни. Однако стоит быть осторожным, ведь в любой момент из земли может вырваться истлевшая рука, желающая дать о себе знать. Пожалуй, только такому зомби-апокалипсису в исполнении Бертона можно порадоваться.

 

Текст: Оля Соболева

 

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ