5 фильмов Джека Николсона

22 апреля 2015, 06:58

Лучший друг Марлона Брандо, настоящий гедонист, сумасшедший поклонник «Лос-Анджелес Лейкерс», и, что важнее всего — превосходный актёр. Сегодня несравненный Джек Николсон отмечает свой 78-й День рождения, что является удобным поводом вспомнить его наиболее выдающиеся работы в кино.

«Познание плоти», 1971

20151_8

На протяжении двадцати экранных лет режиссёр Майкл Николс тщательно прослеживает то, как проистекает сексуальная жизнь двух главных героев (в исполнении Джека Николсона и Арта Гарфанкела), начавшаяся аккурат со студенческих времён, когда приятели ублажали одну и ту же девушку поочередно. Закадычные друзья окунаются в мир разврата, напрочь отсекая нравственность и чувство собственного достоинства, следуя своим животным инстинктам и яростно разгоревшемуся аппетиту. Для 70-х подобное высказывание расценивалось как неуместное и провокационное, нещадно обличающее пороки тогдашнего общества. И самое интересное то, что Николс, образно выражаясь, предрек наше будущее, где отношения между людьми не имеют особой ценности и именуются как «рыночные». Мы живём в распутном мире. В мире, где делить одну женщину на двоих — устоявшаяся норма. И фильм, которому уже почти пятьдесят лет, поднимает вопросы, ныне актуальные и осмысляемые. Так было и так есть.

«Последний наряд», 1973

«Последний наряд», 1973

Офицеры берут на себя обязанность конвоировать молодого преступника в тюрьму, где его за мелкое преступление ждёт внушительный срок в восемь лет. Парнишка ещё совсем «зелёный», не вкусивший запретного плода и до конца не осознающий, что впереди его ждёт тюремная жизнь. Офицеры решают помочь ему подготовиться к нежеланному, но необходимому событию и предпринимают многочисленные попытки наработать бедняге жизненный опыт. В «Последнем наряде» преобладает перевернутый «стокгольмский синдром»: офицеры проникаются симпатией к будущему заключенному уже в первые часы общения, наряду со зрителем, кипящем в ожидании счастливого финала, где добрые дяди отпустят глупца на волю, как-будто ничего и не было вовсе. Но нет, Хэл Эшби — жестокий реалист и честный человек, не пытающийся угодить зрительским прихотям, а наоборот — демонстрирующий всю горесть и безысходность жизни в подобных ситуациях. Сделал что сделал. Выхода нет.

«Пролетая над гнездом кукушки», 1975

One-Flew-Over-the-Cuckoo’s-Nest-40th-anniversary-

Кен Кизи не особо жаловал экранизацию своего главного произведения из-за конфликта с режиссёром Милошом Форманом, но вопреки этому, кино вышло замечательное и до сих пор занимает высокие позиции в разношерстных рейтингах лучших фильмов. Главный герой в исполнении Джека Николсона заигрывает с судьбой и чудом избегает заключения, променяв тюремные нары на больничные. Дотошно изучая поведение пациентов психбольницы, МакМёрфи приходит к выводу, что так, отнюдь, жить нельзя и супротив системе разрушает, а иногда меняет устоявшиеся в этом заведении правила на поводу у бунтарского духа. МакМёрфи дарит душевнобольным шанс вновь почувствовать себя людьми и в это же время начинает чувствовать человеком себя, познав сладкий вкус свободы с теми, кому её долго не хватало. Трогательная картина, заслуживающая звания одной из самой правдоподобной «модели общества». За роль МакМёрфи Николсон удостоился первого в своей карьере «Оскара» и её до сих пор считают самой выдающейся у артиста.

«Лучше не бывает», 1997

jack-nicholson-as-good-as-it-gets

Третьему (и на данный момент последнему) «Оскару» в своей жизни Джек Николсон обязан ролью писателя-мизантропа, пресекающего любые попытки общественности контактировать с его сложной личностью. До поры до времени герой Николсона поражает отсутствием сострадания и полагающихся творческой натуре чувств. После появления в его обывательской жизни миниатюрной собачонки, Мелвин Адал перестраивает систему своего мышления и старается как можно лучше, не в ущерб ближним, аккуратно передать свою положительную энергетику. Надо сказать, дуэт Хелент Хант и Николсона создаёт удивительную связь, граничащую между придуманными отношениями и настоящей, как в кино, любовью. Фильм Джеймса Л. Брукса тёплый, изредка выкидывающий одиозные трюки, но в целом — милая экзистенциальная драма о поисках счастья. Оказывается, не такое уж оно недостижимое. Стоит лишь отбросить бессмысленные дела, заботы и выйти за порог своего дома. Кто знает, может и вас там ждёт душевное спасение и место под солнцем.

«О Шмидте», 2002

Жизнь коротка. Главный герой Уоррен Шмидт осознает это ровно в момент смерти своей жены и резкого взросления дочери, удумавшей выйти замуж за неперспективного мужчину. Шмидт решает отправиться в большое путешествие на поиски ответов на вопросы, заданные самому себе на протяжении всей жизни. Любовь, карьера, семья — получил ли он то, что хотел? Одно из самых неприметных роад-муви от Александра Пэйна, уже закрепившего за собой звание мастера в этом жанре. Уоррен Шмидт есть удачный пример того, как не стоит проживать свою одну единственную жизнь, подкрепленную тоннами рутины и недовольства, а впоследствии — тотального одиночества. Тоскливое настроение фильма работает в обратную сторону и помогает преодолеть чувство душевного застоя, способствует развитию жизненно важных целей и познанию себя. Уникальная драма с не менее уникальным Николсоном, как всегда талантливо передающим все тягости отчужденности и тщетных ожиданий.

Текст: Павел Мальцев

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ