«1915»: Назад в прошлое

23 апреля 2015, 10:30

Рецензия на фильм «1915».

Для российской премьеры фильма «1915» Карина Ованнисяна и Алека Мухабяна была выбрана не случайная дата. 24 апреля во всем мире отмечается День памяти жертв геноцида армян. Цифры погибших в тот страшный год варьируются от миллиона до полутора миллионов человек. Людей убивали самыми жестокими способами – резали, топили, сжигали живьем, насиловали, депортировали в самые пустынные районы Османской империи в таких условиях, что большинство из них умирали еще в дороге. Факт преступления против человечества, признанный и осуждаемый во всем мире, самими виновниками, учинившими геноцид – турками – до сих пор отрицается, хотя прошло уже сто лет. Конечно, кому же захочется признать столь страшную вину, которой нет ни искупления, ни оправдания.

"1915"

«1915» рассказывает о некоем режиссере Симоне, который решил открыть молчавший семь лет лос-анджелесский театр премьерой пьесы о первом геноциде XX века. Для него чрезвычайно важно, чтобы актеры сыграли так, как было на самом деле, поэтому у них не просто костюмы, стилизованные под то время, а настоящая одежда тех годов, поэтому у них песок в ботинках, чтобы явственнее прочувствовать пустыню, поэтому кровь, когда актер бьет актрису самая взаправдашняя.

— У нее кровь, Симон! Настоящая кровь!
— Конечно, настоящая, Джеймс…

Больше всех полумистическим событиям и возвратом в прошлое подвержена Анджела, жена режиссера. Симон воздействует на нее своим особым методом, похожим на гипноз и постепенно словно бы превращает девушку в ее героиню, растворяя в ней без остатка. По сценарию, ради спасения собственной жизни и жизни ребенка, она оставляет все – любовь, родину, патриотизм и бежит с солдатом-турком. Этот факт воспринимается американской армянской диаспорой в штыки, и они бойкотируют театр, обвиняя Симона в предательстве идеалов и своего народа.

"1915"

«Этот фильм о памяти, о том, что происходит, когда прошлое отрицается, когда противостоят ему, — говорится на официальном сайте фильма. – Поскольку близится 100-яя годовщина геноцида армян, фильм «1915» призывает всех нас прекратить отрицание и мужественно встретиться с призраками прошлого». И прежде всего, конечно же, это относится к туркам – признайте уже, наконец, то, что было, найдите в себе смелость и мужество, чтобы смириться с этим и жить дальше без нависшей черной тени смерти и греха.

Главные роли в картине исполнили Симон Абгарян (Симон), известный по работе в «Казино Рояль», «Арарате» и «Шраме» — еще одном недавнем фильме, затрагивающим тему геноцида, Анджела Сарафян (Анджела), ранее сыгравшая в «Паранойе», «Невероятных приключениях американца в Армении» и «Сумерках. Саге: Рассвет», Сэм Пэйдж (Джеймс, солдат-турок), Джим Пиддок (Джеффри), Николай Кински (Тони), Кортиш Халверсон (Лаки) и другие. Одним из важных и ключевых факторов для картины стало участие в ней Сержа Танкяна, солиста группы System Of A Down, выступившего в качестве композитора. Вместе с Карином Ованиссяном он представлял ленту на ее первом показе в России в кинотеатре «Пять звезд на Павелецкой».

"1915"

Действие «1915» поначалу развивается медленно, тягуче и депрессивно, порой театральные события настолько переплетаются с событиями фильма, что теряешь ощущение реальности и перестаешь понимать, что происходит. Потом, когда до конца картины остается совсем немного времени, на зрителя обрушивается страшный ком с элементами мистики и вкраплениями воспоминаний – ожившие души начинают свое шествие.

Сегодня судьбы мертвых будут в ваших руках. Вы вернете их забытые души к жизни, или сгинете вместе с ними.

«1915» воспринимается не только как полноценное художественное произведение с прекрасной игрой актеров, но и как сильная политическая отсылка. В финале звучит фраза Симона об освобождении и о том, что теперь, приняв свое прошлое, можно/нужно жить дальше. Это внушает надежду, вместе с засевшей мыслью, что прошлое, каким бы страшным оно ни было, нельзя забывать.

Текст: Александра Горелая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ