«14+»: История первой любви

7 октября 2015, 14:40

«365» побывал на показе фильма «14+» Андрея Зайцева, который, показав эмоции и впечатления первой любви, совсем забыл о том, что у его героев тоже должен быть духовный мир и характер.

8 октября в прокат выходит новый фильм Андрея Зайцева, больше известного своими документальными работами. «14+» рассказывает о первой любви. Действие картины разворачивается в одном из спальных районов Москвы – самом обычном и непритязательном, с одинаковыми многоэтажками, в которых так легко потеряться, вечными бабушками на лавках, с плохими компаниями, дворовыми драками и беспросветной скукой.

Кадр из фильма "14+"

Кадр из фильма «14+»

Жил-был мальчишка Леша (Глеб Калюжный). Он играл в компьютерные игры, тусовался с друзьями, учился в школе, хихикал над математическими одночленами. Обычно так жил, серо, как все. Однажды, гуляя по району, он увидел такую же обычную девчонку – симпатичную, но ничем не отличающуюся от сотни других. Он пробил ее профайл по «Вконтакте», и приключилась любовь.

Не просто так здесь было столь часто употреблено это слово – «обычно». Фильм Зайцева именно обычный, про обычных детей из обычных семей и испытывающих вполне обычные чувства, которые им кажутся чем-то необычным. Такие ребята ежедневно толпами проходят мимо нас и остаются незамеченными. Их эмоции, влюбленности, жизни никому не интересны, кроме них самих. Зайцев взял из Вселенной парочку таких подростков и показал их маленький замкнутый мирок, напомнив нам, взрослым, что мы тоже были когда-то детьми, варились в собственных переживаниях, в своей замкнутости на самих себе и до нас точно так же никому не было дела. Иногда мы дрались, иногда влюблялись, иногда боялись, и казалось, что важнее этого ничего нет. В Леше, Вике и их друзьях мы узнаем самих себя, поэтому и проникаемся к ним искренней симпатией. Мы вспоминаем свои старые дворы, где когда-то жили, неприятности с местными хулиганами, посиделки с «синим джин-тоником» на лавках, острое желание понравиться мальчикам/девочкам. Все 106 минут, пока перед нами разворачивается эта банальная, в общем-то, история, мы смеемся над глупыми поступками влюбленных детей, ведь когда-то сами делали нечто подобное, разве что по социальным сетям не лазили, потому что их просто не было. Да что тут – сейчас, будучи взрослыми, мы все так же творим разные глупости, и нам это кажется естественным и нормальным. «14+» — это не только история первой влюбленности двух подростков, это фильм-воспоминание, фильм-ностальгия. Потому он вызывает светлые эмоции: радость, печаль, чувство ностальгии…

Кадр из фильма "14+"

Кадр из фильма «14+»

В картине есть четкое разграничение: Леша и Вика – хорошие герои, Волков, которого исполнил Алексей Филимонов, со своими дворовыми гопниками – плохие. И мы вместе с режиссером послушно симпатизируем первым и неприязненно разражаемся при виде вторых, хотя где-то на середине просмотра после неожиданного поступка гопоты понимаем, что на самом деле не такие уж они и плохие. Однако при всей симпатии к Леше и Вике любить их невозможно. Потому что они всего лишь наброски. Чем они увлекаются, чего хотят, о чем мечтают, чем живут? В этом плане Леша более живой персонаж – мы видим плакат Данилы Багрова из «Брата» у него в комнате, он любит роботов и компьютерные игры. О Вике мы ничего не можем сказать, разве что она хочет поскорее повзрослеть, выкладывает во «ВКонтакте» фотографии в бикини и, не задумываясь, остается у парня на ночь в свои четырнадцать лет. Что это – недоработка картины, или нынешнее подрастающее поколение такое и есть: не увлекающееся, бесчувственное к другим, к своим родителям и откровенно глупое? О чем говорят герои фильма друг с другом? Ни о чем. Тут вспоминается одна из подруг Вики, когда она извиняется за драку на дискотеке через постоянно жующуюся жвачку и бесконечное: «Ну, это, короче…» Если все так в действительности, то это печально.

Кадр из фильма "14+"

Кадр из фильма «14+»

Фишка «14+» в том, что режиссер набрал ребят-актеров из «ВКонтакте». Он отсматривал фотографии, видео, профили, после чего приглашал понравившихся кандидатов на кастинг. В общей сложности в отборе участвовало около 1000 детей, и, в итоге, главные роли достались Глебу Калюжному и Ульяне Васькович, которые до ленты и не помышляли об актерской карьере.

Также же здесь состоялось несколько интересных дебютов, в частности запомнилась Ольга Озоллапиня, до «14+» снявшаяся в сериале «Склифософский». В полнометражной картине она появилась впервые и исполнила роль матери Леши, одинокой женщины, страдающей от отсутствия любви, вкалывающей в больнице и иногда вытворяющей совершенно смешные в своей нелепости вещи как ритуальное сожжение старого ковра на помойке. Она маленькая, хрупкая, растерянная, какая-то отчаянно-пронзительная. Ее образ надолго заседает в памяти.

Кадр из фильма "14+"

Кадр из фильма «14+»

Очень колоритным вышел отец Вики в исполнении Шандора Беркеши – оператора картины. Сам Зайцев назвал его «говорящим затылком» и действительно, его бритая голова гораздо экспрессивнее некоторых персонажей.

Музыка в этом фильме – это вообще отдельная история. Она звучит почти постоянно, но абсолютно не мешает. Этакий музыкальный винегрет из русской и зарубежной попсы, Адриано Челентано, Radiohead, The Ska Vengers с примесью легкого рока и, конечно же, Михаила Боярского. Его «Зеленоглазое такси» стало своеобразным лейтмотивом любви Леши и Вики. Пожалуй, музыка здесь и создает ту светлую и жизнерадостную атмосферу, которая ощущается на протяжении всего фильма, несмотря ни на что.

Текст: Александра Горелая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ