Документальный фильм режиссера Клер Дикс продемонстрирует зрителю то, с чем могут быть незнакомы даже самые заинтересованные и изощренные знатоки ирландской культуры. Речь пойдет об уличных хип-хоп движениях города Дублина, раскрытых через призму восприятия и деятельности трех подростков – Джитта, Костелло и Уилла Ли. Пытаясь выразить свою личность и окружающую действительность через музыкальное творчество, молодые люди находят ответы на волнующие их поколение вопросы, а также бросают обществу определенный вызов, прочувствовать который сможет и зритель. Ранее человеку, далекому от уличной жизни Дублина, не представлялось возможности увидеть все таким, какое оно есть на самом деле, но кропотливая работа Клер Дикс, в которой отчетливо видна любовь к своему делу, предоставляет зрителю возможность на час погрузиться в этот интересный и увлекательный мир.
«Таинственная земля» по своему содержанию и форме мало соответствует канону документального кино, однако именно это и делает картину столь интересной. Режиссер Пэт Коллинс на полтора часа погружает зрителя в свой мир, чтобы продемонстрировать причудливое переплетение проблем эмиграции, колонизации, голода, распределения населения по земному шару, а также о месте искусства и культуры среди всего этого. Балансируя между документальным и созерцательным кино, «Таинственная земля» содержит многочисленные архивные материалы из Ирландского национального телевидения и Ирландского института кино. Подобное решение помогает зрителю глубже понять задумку режиссера, рассмотрев все затрагиваемые проблемы на примере конкретной страны – Ирландии.
Интерес к данной картине среди зрителей во многом обусловлен её скандальностью. Дело в том, что фильм был запрещен к показу на территории Ирландии сразу после премьеры в Каннах в 1968г. С тех пор полемика вокруг фильма периодически вновь возникала и затухала, и теперь российский зритель может узнать причину столь радикальных мер со стороны ирландского правительства. Фильм с предельной точностью показывает картину повседневной жизни Ирландии 60-ых годов, особый акцент делая на критике патриархального уклада общества, духовенства, вездесущей цензуры и закостенелости нравов. «Каменистая дорога в Дублин» показывает, что власть и церковь Ирландии 1960-ых годов стали практически единым целым, а гражданские права и свободы теряют свой смысл, поскольку ценности в обществе уже давно сменились: ирландцев теперь привлекает лишь бездумный патриотизм и захлестнувший страну национализм.
ТВ-Шоу «Беспощадное окно» стало культурным феноменом в современной ирландской культуре; культовая программа стала одной из самых неоднозначных и суровых по отношению ко всему, что так или иначе попадало под руку создателям. Критикуя множество отраслей культурной, социальной и политической жизни Ирландии, программа «Беспощадное окно», хоть и неоднократно подвергалась критике, снискала себе искреннюю любовь зрителей. Подчас суровая сатира открыла многим ирландцам глаза на происходящее в стране, заставив не одно поколение пересмотреть свое отношение ко многим общественным институтам.
«Это лучший исполнитель баллад на свете!» — сказал однажды Боб Дилан о Лиаме Клэнси, чье творчество основательно повлияло на культового рок-музынта. Сам же Лиам Клэнси был вокалистом одной из самых знаменитых ирландских групп The Clancy Brothers, которые на пике свое карьеры были на родине популярнее The Beatles. Сегодня Клэнси остается последним оставшимся в живых участником группы, и именно ему режиссер Алан Гилсенан посвятил свой двухчасовой документальный фильм. Творчество Клэнси и его группы оказали значительное влияние не только на Боба Дилана, но и на Тома Уэйтса и The Pogues, и тернистый путь коллектива сможет увидеть каждый зритель. Режиссер в своей работе активно использует ранее неизвестные архивные съемки и неизвестные записи песен, что, безусловно, может привлечь внимание всякого, кому не безразлична музыка XX века.
Для жителей Европейской части планеты Земля история стран Южной Америки остается неизвестной, однако и там творились интригующие, захватывающие и интересные истории. Желая приоткрыть завесу тайны, Алан Джилсенан и снимает свой фильм; примечательно, что будущая королева Парагвая Элиза Линч родилась в Ирландии в 19 века, однако судьба провела ее сквозь залитые кровью и раздираемые голодом поля родной страну прямиком в далекий Парагвай, где ей предстояло стать женой лидера страны Франческо Солана Лопеса. В фильме затронута как личная, так и общественная жизнь первой леди Парагвая, матери семерых детей и национальной героини. Фильм, помимо всего прочего, также обладает и художественной ценностью: Алан Джилсенан не упустил возможности запечатлеть природу южноамериканской страны, а также реконструировать эпическое полотно народной жизни из забытых страниц истории Парагвая.
Документальный фильм «миллион дублинцев» повествует о том, что в той или иной мере интересует всякого человека – вопрос смерти. Режиссер подошел к вопросу с практической точки зрения и показал историю ирландского некрополя или, говоря простыми словами, кладбища, во всей его повседневной деятельности. Фильм демонстрирует процесс работы дублинского кладбища, связанные с этим ритуалы, процессы и проблемы. Вот уже более миллиона жителей Дублина лежит в земле городского кладбища, и зритель, наблюдая за этой угнетающей, но крайне интригующей историей, невольно задумается обо всех философских вопросах, которые режиссер элегантно вплетает в свое, казалось бы, не самое оптимистичное повествование.
Шинед О’Брайен снял отчасти документальную, отчасти художественную историю об одном из самых интересных эпизодов антирасистского движения в Южной Африке. В 1984 году молодая девушка Мэри Маннинг, работавшая на кассе магазина, отказывается продавать два грейпфрута в поддержку антирасистского движения, не подозревая, во что все это выльется. Ее, как и еще десятерых людей, поддерживающих движение, отстраняют от работы. И тогда начинается забастовка, однако ситуация стремительно выходит из под контроля, когда на пикете появляется активист Нимрод Шеяке. О последствиях пикета, начавшегося с небольшой забастовки, не мог догадаться никто.
Режиссер Джоэл Конрой запланировал фильм еще в 2005, и работа над ним велась в течение 3 лет, а сами съемки длились 2 года. Создатели картины намеренно снимали на 35-мм пленку, чтобы придать изображению оттенок старины. Сам же фильм повествует о пионерах движения серферов, покорителей волн, которые так или иначе связаны с Ирландией. Фильм проносит зрителя по лучшим местам для активного отдыха на пару с гигантскими волнами: от Ирландии до Гавайев, Калифорнии до Карибского бассейна и обратно.
Пожалуй, знаменитые ирландские пабы являются визитной карточкой всей страны и самым популярным стереотипом у иностранцев, ненамного опережая тему агрессивности и склонности к проявлению жестокости. И именно этим многочисленным центрам общественный жизни посвятил свой документальный фильм Алекс Фаган, сосредоточив свое внимание на самых старых и самых знаменитых заведениях страны. Картина пытается передать зрителям ту уникальную атмосферу пропитанного историей и традициями, уникальными для каждого заведения, паба, его завсегдатаев, хозяев и работников. Весь фильм наполнен чисто ирландским юмором, любовью к своим лучшим заведениям и богатством традиций, которые уходят глубоко в историю.