Имя Джеймса Бонда уже ставят в один ряд с самой королевой Елизаветой II, и только ему можно доверить ее сопровождать (вспомните сцену из открытия Летних Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году, когда Крейг сопровождал королеву на вертолете). Получив шанс сыграть всемирно известного шпиона, Дэниэл Крэйг уже много лет живет, практически не снимая маску агента 007. Ни один актер, удостоенный этой роли, не смог уйти из франшизы без скандала, в особенности Шон Коннери, который очень был недоволен своим контрактом, и в итоге просто покинул проект.
За последние несколько месяцев (и даже немного раньше) во всемирной паутине и СМИ обсуждается предстоящий уход Крэйга с «поста» агента 007. Даже приводят примеры актеров, которые могли бы его заменить. Сам Крэйг вовсю шутит, что ему на самом деле все осточертело, однако он с удовольствием вернется, только «дали бы ему перерыв побольше». По его словам, он «физически не успевает отвыкнуть от роли», а ему уже надо снова в нее «вживаться».
Такой же полный контроль летает где-то в подтексте «Спектра». Полное отсутствие интереса режиссера, сценариста и актеров всячески демонстрируется в маленьких бесформенных логически-обделенных сценах. Сколько рационализма и выдержки было в «Казино Рояль» — и как минимально это использовано в новом фильме. Даже «Скайфолл» был намного сдержаннее по сравнению с последней частью.
В центре сюжета — разоблачение загадочной группировки «Спектр», от которой были все беды и все смерти, выпавшие на долю Джеймса Бонда. Из этого следует, что все призраки прошлого, хорошие и плохие, вернулись и всячески начали давить или помогать агенту 007.
Ситуация в новом «Бонде» схожа с историей последним фильмом «Миссия невыполнима», где проект Итана Ханта закрыли, не предоставив никаких возможностей на дальнейшее существование. Однако без какой-либо помощи «итанхантовцы» снова спасли мир. Именно в похожем положении оказывается Джеймс Бонд, но также и М (Рэйф Файнс), и Кью (Бен Уишоу) — все, кто с ним работал. Решив, что программа «00» устарела, новый С (Эндрю Скотт) пытается ее прикрыть, так как считает, что она свое отжила.
Что касается спасения мира, то у британцев нет этой «помпы» и настоящего чувства супергероя. Британцы кажутся в этом плане холодными и, самое главное, эгоистичными. Джеймс Бонд – одиночка, поэтому и закрытие программы для него ничего не значит. Он и доверяет узкому кругу людей, которые, по его мнению, даже не всегда способны не подвести его, но он все-таки доверяет. Ему не в первый раз работать без средств или втихаря от начальства — это его стиль. Этим и отличается Бонд Крэйга от того же Пирса Броснана — он слишком одинокий, но это одиночество приносит невероятную пользу ему и Великобритании.
С таким же холодным расчётом смотрит на него и М (Рэйф Файнс). Он не стремится помогать агенту 007, он не бежит к нему на помощь. Это вам не персонаж Джереми Реннера, который начал возиться с Итаном Хантом. В «Бонде» нет элегии о дружбе, о любви — только одна философская притча об отшельничестве и что оно с собой приносит. Поэтому Джеймс Бонд проделывает весь страшный и опасный путь, чтобы в конце предстать перед выбором. Каким же он будет — неизвестно, как и возвращение Дэниэла Крэйга к роли в будущем.
Картина всячески напоминает собой «прощальное письмо» актера: нон-стопом вспоминаются все его враги, которых повстречал Бонд Крэйга, женщины, которые переступали ему дорогу и так далее. Однако такой настрой режиссер фильма задает только со вступительной песни Сэма Смита Writing’s on the wall. Режиссер Сэм Мэндес сам еще не знает, кого зрителям предстоит увидеть в юбилейном фильме о Бонде: Крэйга или другого актера.
По сути, сам Мендес и Крэйг начали свой путь вместе: новый актер в роли Бонда и новый человек в кресле режиссера. Возможно, этот единственный важный нюанс их и связывает, и это может означать не только замену актера, но и смену режиссера.
Фильм же схож с аттракционом, просто новой пищей для развлечения. Режиссер совершенно не скрывает, что картина сделана для галочки. Либо специально создать какую-то интригу перед юбилейным фильмом, либо подтвердить слухи, что у всех фильмов о Бонде много скандалов.
Нелогичные переходы от одной сцены к другой, странные действия персонажей, нарушения всех законов физики – полная фантастика. Однако стиль остается стилем. Возможно, все это похоже на фантасмагарию, но «Спектр» невозможно не назвать «неаристократичным» и таким же тонким фильмом о Бонде, как в старые добрые времена Шона Коннери. Стиль и холодная выдержка Коннери много значат для самой вселенной агента 007. Что бы это ни было: костюм, манера разговора, фирменный напиток, машина — все, что олицетворяет известного шпиона британской разведки.
В «Спектре» стиль остался где-то в воздухе. Любимый напиток больше не придает никакой эффектности, фраза «Бонд, Джеймс Бонд» сказана без какого-либо настроя, без пафоса, сами девушки агента 007 предстают волевыми женщинами, но все равно куклами, а образ Леа Сейду — просто очередная замена персонажа Евы Грин.
«Спектр» не обошла массовая увлеченность избытком монтажа. Начальная сцена в фильме на празднике смерти в Мексике может войти в топ эффектных начальных сцен по мнению журнала Empire и даже занять там выгодное место. Однако после такой тонкой работы оператора и атмосферы сдержанности и интриги остальная часть фильма превращается в фарс и игру.
«Быть или не быть Бондом?» — задает себе вопрос Дэниэл Крэйг. А зрители способны только спросить: «А кто такой, собственно, Джеймс Бонд?» Убийца, спаситель, одинокий волк? Сэм Мендес еще не готов дать ответ в своем фильме.