5 музыкальных ток-шоу, которые нельзя не знать

10 сентября 2015, 20:47

9 сентября 1956 года в шоу Эда Салливана впервые появился будущий король рок-н-ролла Элвис Пресли, пользуясь случаем, «365» вспоминает лучшие музыкальные ток-шоу за всю историю телевидения.

Top of the Pops

Британская музыкальная программа, продюсируемая каналом BBC и выходившая в эфир с 1 января 1964 по 30 июля 2006. Каждый четверг в студию приглашались артисты, занявшие верхнюю строчку в британском чарте поп-музыки. Также в канун Рождества демонстрировался специальный праздничный выпуск, который подводил итог лучших синглов года.

Ведущим первого выпуска телепередачи, транслируемой из студии Манчестера, был диджей Джимми Сэвил, выбравший в качестве участников The Rolling Stones с синглом «I Wanna Be Your Man», Дасти Спрингфилд, The Dave Clark Five, The Hollies, The Swinging Blue Jeans с песней «Hippy Hippy Shake», а также The Beatles с синглом «I Want To Hold Your Hand», который оказался наиболее продаваемым по итогам недели.

Программа в какой-то степени являлась прародителем MTV по части музыкальных клипов. Специально для телепередачи музыканты записывали яркие запоминающиеся ролики с целью укрепить свои позиции в чартах. Среди клипов, записанных для Top of the Pops, стоит отметить The Beatles с песнями «Strawberry Fields Forever», «Rain», «Penny Lane», Дэвида Боуи («Space Oddity»), Small Faces, Queen, Black Sabbath и многих других.

В середине 90-х годов с приходом нового продюсера Рика Блэксила, формат шоу претерпел изменения — некоторые выступления артистов стали проводиться вне студий и концертных залов, а на фоне природных пейзажей. Так, например, Бон Джови исполнил песню «Always» на фоне Ниагарского водопада, а выступление Селин Дион транслировалось с солнечного пляжа Майами. Также, поскольку было замечено падение рейтингов программы, продюсерская команда решила приглашать каждую неделю известных артистов в качестве ведущих. Так, Top of the Pops успели провести Кайли Миноуг, 2 Unlimited, Крис Эванс, Джарвис Кокер и другие.

К артистам, чей дебют состоялся в рамках шоу, относятся The Smiths, чье выступление состоялось 24 ноября 1983 года с презентацией сингла «The Charming Man», попавшего в Топ-30 британского чарта. Всем сразу понравился обаятельный Моррисси, размахивавший букетом цветом и при этом даже не утруждавший себя попаданием под фонограмму.

Также первое публичное выступление на культовом шоу состоялось для группы Madness. 5 сентября 1979 года они вышли на сцену с песней «The Prince», которая занмала всего лишь 16 место в чартах. Меньше чем через год после своего выдающегося дебюта они стали группой, за которую были готовы бороться многие звукозаписывающие лейблы, такие как Warner, Chrysalis и Elton John’s Rocket.

В ноябре 2003 года передаче пришлось пройти через очень кардинальные изменения: в выпуски стали включаться треки, не вошедшие в хит-парады, а также интервью с артистами. Однако рейтинги продолжали падать. 30 июля 2006 года на канале BBC 2 вышел последний выпуск телепрограммы, его ведущей была Эдит Боуман.

Вечернее шоу с Дэвидом Леттерманом

Шоу, ведущим которого являлся известный тележурналист Дэвид Леттерман, транслировалось с 30 августа 1993 года по 20 мая 2015. Идея создания принадлежит компании Леттермана, Worldwide Pants Incorporated.

Программа несколь раз признавалась самым популярным ночным ток-шоу США.

В числе гостей шоу Леттермана было множество выдающихся артистов. В 1988 году, напрмер, в рамках шоу состоялось первое появление Мадонны на телевидении. Однако куда больше публике запомнилось участие певицы в ток-шоу от 31 марта 1994 года. Ведущий представил ее, как «одну из культовых знаменитостей, которая продала за последние 10 лет около 80 миллионов пластинок, снялась в бессчетном количестве фильмов и прославилась скандальными связями с множеством важных персон в индустрии». Однако ходе передачи певица и ведущий без конца пререкались и спорили друг с другом: Леттерман предлагал Мадонне поцеловать одного из мужчин в зале, задавал провокационные вопросы о ее личной жизни, а разъяренная певица в конце передачи спросила, что именно употребил Леттерман перед эфиром.

 

К культовым знаменитостям, дебютировавшим у Леттермана, относится и Боб Дилан, чье появление в программе состоялось в марте 1984 года. Им были исполнены три песни: «Sonny Boy», «License To Kill» и «Jokerman». Изначально планировалась только одна песня, но по просьбе ведущего артист согласился продлить выступление. Басист Тони Марсико, участник панк-группы The Plugz, согласившийся тогда поддержать выступление Дилана на шоу, позже говорил: «Мы были так молоды и глупы тогда. Спустя годы я изо всех сил пытаюсь ущипнуть себя, чтобы убедиться, что это был не сон». После того шоу Марсико никогда больше не выходил на одну сцену с Диланом.

 

 

Среди наиболее значимых выпусков в истории шоу Леттермана стоит отметить выступление Джеймса Брауна (12 июля 1982 года) с песнями «There Was A Time», «Sex Machine», «Cold Sweat», Darlen Love c рождественским хитом «Baby Please Come Home» (16 декабря 1986), Sonny and Cher с популярным синглом «I Got You Babe» (13 ноября 1987).

Шоу Леттермана не раз получало номиницию на «Эмми» в категории «Лучшее варьете, музыкальное или комедийное шоу», а, спустя 22 года непрерывной работы журналист заявил, что уходит на пенсию.

Шоу Харальда Шмидта

Данную телепрограмму называют «немецкой версией шоу Леттермана». Во главе ток-шоу стоит известный в Германии комик Харальд Шмидт. Структура передачи основывается на нескольких комедийных скетчах, интервью с известной личностью и выступлении музыкального гостя в конце.

Программа берет свое начало с 5 декабря 1995 года, с тех пор она была несколько раз трансформирована, Шмидт работал в паре с соведущим, шоу периодически меняло название, однако его суть оставалась неизменной до того момента, пока ведущий не принял решение оставить работу на телевидении, что произошло в марте 2014 года.

Поскольку шоу Харальда Шмидта больше направлено на интервью с людьми из различных сфер социальной, политической и культурной жизни, а не на музыкальные открытия, выступления артистов носят, скорее, сопровождающий характер.

В разные годы участниками программы были Pulp, The Offspring, Elvis Costello. По составу приглашаемых музыкальных гостей очень примечателен период с сентября по ноябрь 2011 года – в этот период участниками программы являлись Guano Apes, Aloe Blacc, Caro Emerald, James Morrison, Kasabian, David Garrett, Motörhead и другие.

 

Акулы пера

Российское ток-шоу, выходившее на канале ТВ-6 в 1995-1998 гг, а затем в 2009 и в 2012 годах, однако не сумевшее надолго закрепиться на телевидении. В конце 90-х оно снискалоскандальную популярность из-за своего форматв. В студию приглашались, различные артисты, где по другу сторону баррикад сидели сотрудники музыкальной индустрии (от продюсеров и клипмейкеров до музыкальных журналистов). Вопросы гостям приходили не от ведущего, а именно от журналистов, причем по большей части провокационные и довольно личные.

Ведущий Илья Легостаев был призван нивелировать потенциальные проблемы в студии, поскольку во время съемок могли кипеть нешуточные страсти. Интервьюеры не стеснялись ничего: ни личности, ни заслуг артиста, ни степени наглости задаваемых вопросов. Постоянными участниками программы являлись такие ныне известные журналисты, как Отар Кушанашвили, Сергей Соседов, Андрей Клюкин и многие другие.

Как отмечает Легостаев, личная жизнь у большинства артистов была более примечательной, нежели их музыкальные достижения – отсюда и провокационные вопросы. Нельзя сказать, что только подноготная интересовала «акул пера». Легостаев же подчеркивал, что «когда с человеком хочется разговаривать и узнавать его точку зрения именно на то, чем он занимается, проблемы гонораров, машин и любовниц отходят на второй плана». По мнению ведущего этими интересными людьми были, например, Константин Кинчев, музыканты группы «Чайф» и другие рокеры. Кроме того, в программе периодически появлялись гости из сферы музыкального менеджмента, в ходе беседы с которыми можно было заглянуть на «кухню» российского шоу-бизнеса.

В отношении выбора гостей руководство передачи не проявляло чрезмерной щепетильности. На один из выпусков солист группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев пришел в состоянии опьянения, держа в руке бутылку шампанского, и тем не менее передача была записана и выпущена в эфир.

Среди зарубежных гостей ток-шоу были Ванесса Мэй, Ace of Base, Pet Shop Boys. Им, как и российским артистам, задавалось множество неприятных вопросов, но артисты реагировали довольно адекватно, с легкой долей иронии и обходя острые углы.

Хоть шоу и было весьма популярно в свое время, но оно не выдержало проверку временем, пожалуй, как раз в силу своей излишней скандальности и претенциозности, на которую российская публика не могла реагировать с той же легкостью, как иностранная.

Шоу Эда Салливана

Возвращаясь к тому, с чего мы начали, стоит отметить, что шоу журналиста Эда Салливана давно стало культовым: оно выходило на телеканале CBS в период с 20 июня 1948 по 6 июня 1971 года.

Салливан имел репутацию первооткрывателя молодых талантов. Он стремился приглашать как можно больше малоизвестных артистов, в которых видел потенциал, тем самым открывая перед ними двери в мир большой музыки.

Ровно 59 лет назад Салливан сначала заявил, что ни за что не позовет Элвиса в свое шоу, потому что Пресли уже закрепил за собой звание «плохого парня». Позднее, когда ведущий понял, что харизма Пресли не оставит равнодушным никого, он все-таки решил пригласить певца на съемки, договорившись об участии сразу в трех выпусках.

За Элвисом последовали The Beatles, которые к тому моменту были уже очень известны в Британии и набирали популярность в США. По оценкам, количество просмотров ток-шоу составило свыше 70 миллионов, что являлось абсолютным рекордом на телевидении.

Среди других британских групп участие в шоу приняли The Dave Clark Five, которые настолько понравились ведущему, что появлялись в программе целых 12 раз.

Несмотря на многие положительные черты, чувство юмора и покровительственное отношение к артистам, Салливан во многом был человеком очень категоричным и зачастую бескомпромиссным.

Для выпуска 20 ноября 1955 года Салливан попросил Бо Диддли исполнить известный хит «Sixteen tons», от чего артист отказался и спел вместо этого свою песню «Bo Diddley», после чего он был отлучен от дальнейших приглашений на шоу.

Не менее неприятный случай произошел с Бадди Холли и его группой The Crickets. Впервые группа выступила на шоу в 1957 году и очень понравилась Салливану. В следующий раз он пригласил их в 1958 году, но попросил Бадди во время выступления не исполнять песню «Oh Boy», поскольку, по его мнению, она была слишком раздражающая и громкая. Однако артист сказал, что уже пообещал исполнить эту песню ради своих друзей, и дал отпор ведущему. В отместку Салливан неправильно произнес имя артиста в эфире и никак не отреагировал, когда выяснилось, что у Бадди не работает микрофон. Группа все-таки достойно вышла из положения и была тепло принята аудиторией, но в третий раз участвовать в шоу Салливана наотрез отказалась.

В 1967 году были скандалы с группами The Doors и The Rolling Stones, когда Салливан пытался править текст или давать свои указания по поводу внешнего вида музыкантов. Однако рокеры продолжали делать все по-своему, тем самым вызывая недовольство ведущего и санкции относительно дальнейшего участия в шоу.

Саливан был первым, кто приглашал афроамериканцев к себе в студию, в чем его неоднократно упрекали, но ведущий отмахивался от критики. Так, один из его фаворитов – группа The Supremes — появлялась в шоу 17 раз.

Помимо этого, Эд Салливан приоткрыл завесу над кантри-музыкой, которая тогда была в тени и не пользовалась успехом у публики. Среди его гостей были Джонни Кэш и Гленн Кэмпбелл, которые впоследствии прославились на весь мир.

К 1971 году уровень популярности ток-шоу снизился до критического уровня, и руководство канала приняло решение снять ее с эфира. Салливан был чрезвычайно возмущен этим фактом и даже отказался записывать прощальный выпуск.

Ed Sullivan.com Logo

Несмотря на печальную судьбу, постигшую программу Салливана в итоге, она сыграла важную роль в развитии жанра вечерних ток-шоу, породив впоследствии множество преемников и передач аналогичного направления, которые продолжают транслироваться и поныне.

 

Текст: Юлия Ким

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ