Британская музыкальная программа, продюсируемая каналом BBC и выходившая в эфир с 1 января 1964 по 30 июля 2006. Каждый четверг в студию приглашались артисты, занявшие верхнюю строчку в британском чарте поп-музыки. Также в канун Рождества демонстрировался специальный праздничный выпуск, который подводил итог лучших синглов года.
Ведущим первого выпуска телепередачи, транслируемой из студии Манчестера, был диджей Джимми Сэвил, выбравший в качестве участников The Rolling Stones с синглом «I Wanna Be Your Man», Дасти Спрингфилд, The Dave Clark Five, The Hollies, The Swinging Blue Jeans с песней «Hippy Hippy Shake», а также The Beatles с синглом «I Want To Hold Your Hand», который оказался наиболее продаваемым по итогам недели.
Программа в какой-то степени являлась прародителем MTV по части музыкальных клипов. Специально для телепередачи музыканты записывали яркие запоминающиеся ролики с целью укрепить свои позиции в чартах. Среди клипов, записанных для Top of the Pops, стоит отметить The Beatles с песнями «Strawberry Fields Forever», «Rain», «Penny Lane», Дэвида Боуи («Space Oddity»), Small Faces, Queen, Black Sabbath и многих других.
В середине 90-х годов с приходом нового продюсера Рика Блэксила, формат шоу претерпел изменения — некоторые выступления артистов стали проводиться вне студий и концертных залов, а на фоне природных пейзажей. Так, например, Бон Джови исполнил песню «Always» на фоне Ниагарского водопада, а выступление Селин Дион транслировалось с солнечного пляжа Майами. Также, поскольку было замечено падение рейтингов программы, продюсерская команда решила приглашать каждую неделю известных артистов в качестве ведущих. Так, Top of the Pops успели провести Кайли Миноуг, 2 Unlimited, Крис Эванс, Джарвис Кокер и другие.
К артистам, чей дебют состоялся в рамках шоу, относятся The Smiths, чье выступление состоялось 24 ноября 1983 года с презентацией сингла «The Charming Man», попавшего в Топ-30 британского чарта. Всем сразу понравился обаятельный Моррисси, размахивавший букетом цветом и при этом даже не утруждавший себя попаданием под фонограмму.
Также первое публичное выступление на культовом шоу состоялось для группы Madness. 5 сентября 1979 года они вышли на сцену с песней «The Prince», которая занмала всего лишь 16 место в чартах. Меньше чем через год после своего выдающегося дебюта они стали группой, за которую были готовы бороться многие звукозаписывающие лейблы, такие как Warner, Chrysalis и Elton John’s Rocket.
В ноябре 2003 года передаче пришлось пройти через очень кардинальные изменения: в выпуски стали включаться треки, не вошедшие в хит-парады, а также интервью с артистами. Однако рейтинги продолжали падать. 30 июля 2006 года на канале BBC 2 вышел последний выпуск телепрограммы, его ведущей была Эдит Боуман.
Шоу, ведущим которого являлся известный тележурналист Дэвид Леттерман, транслировалось с 30 августа 1993 года по 20 мая 2015. Идея создания принадлежит компании Леттермана, Worldwide Pants Incorporated.
В числе гостей шоу Леттермана было множество выдающихся артистов. В 1988 году, напрмер, в рамках шоу состоялось первое появление Мадонны на телевидении. Однако куда больше публике запомнилось участие певицы в ток-шоу от 31 марта 1994 года. Ведущий представил ее, как «одну из культовых знаменитостей, которая продала за последние 10 лет около 80 миллионов пластинок, снялась в бессчетном количестве фильмов и прославилась скандальными связями с множеством важных персон в индустрии». Однако ходе передачи певица и ведущий без конца пререкались и спорили друг с другом: Леттерман предлагал Мадонне поцеловать одного из мужчин в зале, задавал провокационные вопросы о ее личной жизни, а разъяренная певица в конце передачи спросила, что именно употребил Леттерман перед эфиром.
К культовым знаменитостям, дебютировавшим у Леттермана, относится и Боб Дилан, чье появление в программе состоялось в марте 1984 года. Им были исполнены три песни: «Sonny Boy», «License To Kill» и «Jokerman». Изначально планировалась только одна песня, но по просьбе ведущего артист согласился продлить выступление. Басист Тони Марсико, участник панк-группы The Plugz, согласившийся тогда поддержать выступление Дилана на шоу, позже говорил: «Мы были так молоды и глупы тогда. Спустя годы я изо всех сил пытаюсь ущипнуть себя, чтобы убедиться, что это был не сон». После того шоу Марсико никогда больше не выходил на одну сцену с Диланом.
Среди наиболее значимых выпусков в истории шоу Леттермана стоит отметить выступление Джеймса Брауна (12 июля 1982 года) с песнями «There Was A Time», «Sex Machine», «Cold Sweat», Darlen Love c рождественским хитом «Baby Please Come Home» (16 декабря 1986), Sonny and Cher с популярным синглом «I Got You Babe» (13 ноября 1987).
Шоу Леттермана не раз получало номиницию на «Эмми» в категории «Лучшее варьете, музыкальное или комедийное шоу», а, спустя 22 года непрерывной работы журналист заявил, что уходит на пенсию.
Данную телепрограмму называют «немецкой версией шоу Леттермана». Во главе ток-шоу стоит известный в Германии комик Харальд Шмидт. Структура передачи основывается на нескольких комедийных скетчах, интервью с известной личностью и выступлении музыкального гостя в конце.
Программа берет свое начало с 5 декабря 1995 года, с тех пор она была несколько раз трансформирована, Шмидт работал в паре с соведущим, шоу периодически меняло название, однако его суть оставалась неизменной до того момента, пока ведущий не принял решение оставить работу на телевидении, что произошло в марте 2014 года.
Поскольку шоу Харальда Шмидта больше направлено на интервью с людьми из различных сфер социальной, политической и культурной жизни, а не на музыкальные открытия, выступления артистов носят, скорее, сопровождающий характер.
В разные годы участниками программы были Pulp, The Offspring, Elvis Costello. По составу приглашаемых музыкальных гостей очень примечателен период с сентября по ноябрь 2011 года – в этот период участниками программы являлись Guano Apes, Aloe Blacc, Caro Emerald, James Morrison, Kasabian, David Garrett, Motörhead и другие.
Российское ток-шоу, выходившее на канале ТВ-6 в 1995-1998 гг, а затем в 2009 и в 2012 годах, однако не сумевшее надолго закрепиться на телевидении. В конце 90-х оно снискалоскандальную популярность из-за своего форматв. В студию приглашались, различные артисты, где по другу сторону баррикад сидели сотрудники музыкальной индустрии (от продюсеров и клипмейкеров до музыкальных журналистов). Вопросы гостям приходили не от ведущего, а именно от журналистов, причем по большей части провокационные и довольно личные.
Ведущий Илья Легостаев был призван нивелировать потенциальные проблемы в студии, поскольку во время съемок могли кипеть нешуточные страсти. Интервьюеры не стеснялись ничего: ни личности, ни заслуг артиста, ни степени наглости задаваемых вопросов. Постоянными участниками программы являлись такие ныне известные журналисты, как Отар Кушанашвили, Сергей Соседов, Андрей Клюкин и многие другие.
Как отмечает Легостаев, личная жизнь у большинства артистов была более примечательной, нежели их музыкальные достижения – отсюда и провокационные вопросы. Нельзя сказать, что только подноготная интересовала «акул пера». Легостаев же подчеркивал, что «когда с человеком хочется разговаривать и узнавать его точку зрения именно на то, чем он занимается, проблемы гонораров, машин и любовниц отходят на второй плана». По мнению ведущего этими интересными людьми были, например, Константин Кинчев, музыканты группы «Чайф» и другие рокеры. Кроме того, в программе периодически появлялись гости из сферы музыкального менеджмента, в ходе беседы с которыми можно было заглянуть на «кухню» российского шоу-бизнеса.
В отношении выбора гостей руководство передачи не проявляло чрезмерной щепетильности. На один из выпусков солист группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев пришел в состоянии опьянения, держа в руке бутылку шампанского, и тем не менее передача была записана и выпущена в эфир.
Среди зарубежных гостей ток-шоу были Ванесса Мэй, Ace of Base, Pet Shop Boys. Им, как и российским артистам, задавалось множество неприятных вопросов, но артисты реагировали довольно адекватно, с легкой долей иронии и обходя острые углы.
Хоть шоу и было весьма популярно в свое время, но оно не выдержало проверку временем, пожалуй, как раз в силу своей излишней скандальности и претенциозности, на которую российская публика не могла реагировать с той же легкостью, как иностранная.
Возвращаясь к тому, с чего мы начали, стоит отметить, что шоу журналиста Эда Салливана давно стало культовым: оно выходило на телеканале CBS в период с 20 июня 1948 по 6 июня 1971 года.
Ровно 59 лет назад Салливан сначала заявил, что ни за что не позовет Элвиса в свое шоу, потому что Пресли уже закрепил за собой звание «плохого парня». Позднее, когда ведущий понял, что харизма Пресли не оставит равнодушным никого, он все-таки решил пригласить певца на съемки, договорившись об участии сразу в трех выпусках.
За Элвисом последовали The Beatles, которые к тому моменту были уже очень известны в Британии и набирали популярность в США. По оценкам, количество просмотров ток-шоу составило свыше 70 миллионов, что являлось абсолютным рекордом на телевидении.
Среди других британских групп участие в шоу приняли The Dave Clark Five, которые настолько понравились ведущему, что появлялись в программе целых 12 раз.
Несмотря на многие положительные черты, чувство юмора и покровительственное отношение к артистам, Салливан во многом был человеком очень категоричным и зачастую бескомпромиссным.
Для выпуска 20 ноября 1955 года Салливан попросил Бо Диддли исполнить известный хит «Sixteen tons», от чего артист отказался и спел вместо этого свою песню «Bo Diddley», после чего он был отлучен от дальнейших приглашений на шоу.
Не менее неприятный случай произошел с Бадди Холли и его группой The Crickets. Впервые группа выступила на шоу в 1957 году и очень понравилась Салливану. В следующий раз он пригласил их в 1958 году, но попросил Бадди во время выступления не исполнять песню «Oh Boy», поскольку, по его мнению, она была слишком раздражающая и громкая. Однако артист сказал, что уже пообещал исполнить эту песню ради своих друзей, и дал отпор ведущему. В отместку Салливан неправильно произнес имя артиста в эфире и никак не отреагировал, когда выяснилось, что у Бадди не работает микрофон. Группа все-таки достойно вышла из положения и была тепло принята аудиторией, но в третий раз участвовать в шоу Салливана наотрез отказалась.
В 1967 году были скандалы с группами The Doors и The Rolling Stones, когда Салливан пытался править текст или давать свои указания по поводу внешнего вида музыкантов. Однако рокеры продолжали делать все по-своему, тем самым вызывая недовольство ведущего и санкции относительно дальнейшего участия в шоу.
Саливан был первым, кто приглашал афроамериканцев к себе в студию, в чем его неоднократно упрекали, но ведущий отмахивался от критики. Так, один из его фаворитов – группа The Supremes — появлялась в шоу 17 раз.
Помимо этого, Эд Салливан приоткрыл завесу над кантри-музыкой, которая тогда была в тени и не пользовалась успехом у публики. Среди его гостей были Джонни Кэш и Гленн Кэмпбелл, которые впоследствии прославились на весь мир.
К 1971 году уровень популярности ток-шоу снизился до критического уровня, и руководство канала приняло решение снять ее с эфира. Салливан был чрезвычайно возмущен этим фактом и даже отказался записывать прощальный выпуск.
Несмотря на печальную судьбу, постигшую программу Салливана в итоге, она сыграла важную роль в развитии жанра вечерних ток-шоу, породив впоследствии множество преемников и передач аналогичного направления, которые продолжают транслироваться и поныне.
Текст: Юлия Ким