Ни для кого не секрет, что многие дизайнеры черпают идеи из произведений мирового искусства. Давайте представим на минуту, что все наоборот. Предлагаем вам вместе с нами пофантазировать и предположить, кого бы из корифеев художественного мира смогли вдохновить коллекции сезона весна-лето 2016.
Летящий силуэт и невесомая ткань, которые можно увидеть в коллекции Diane Von Fusrtenberg весна-лето 2016, напоминают греческий хитон или римскую тогу. Золотая нить добавляет богемности и шика. Наряд, достойный жителей Олимпа. Природная тематика в качестве узора придает нотки языческой культуры. Легкое, воздушное платье подчеркивает свежесть модели и в то же самое время придает ей монументальности. Чем не Деметра – богиня плодородия и покровительница земледелия. Уверена, такой облик вдохновил бы любого античного поэта.
Чтимая всеми Деметра пред вами. Бессмертным и смертным
Я величайшую радость несу и всегдашнюю помощь.
Пусть же великий воздвигнут мне храм и жертвенник в храме
Целым народом под городом здесь, под высокой стеною,
Чтобы стоял на холме, выдающимся на Каллихором.
Таинства ж в нем я сама учрежу, чтоб впредь, по обряду
Чин совершая священный, на милость вы дух мой склоняли…
(«Гомеровские гимны»)
Насыщенное внешнее оформление (яркий сочный цвет, обилие золотых и красных украшений) уравновешивает безмятежное изображение святой в центре. Активность оформления угасает рядом с принтом. Этот лик, спокойно взирающий на нас, можно сравнить с изображением Святой Девы – одним из канонических образов. Сам Рафаэль, прославившийся картинами Мадонны (в истории искусств есть даже термин «Рафаэлевские Мадонны»), не остался бы равнодушным к такому наряду, а гений русской литературы сочинил бы еще одно гениальное стихотворение.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
(А.С. Пушкин «Мадонна»)
Cоюз красного и черного претерпел еще одну интерпретацию. На этот раз нотки casual переплелись с фактурным материалом, поданным немного в гротескной форме. Интересно, а каким бы Мари Анри-Бель Стендаль, увидев столь необычное сочетание цветов из его одноименного романа «Красное и черное», создал Жюльена Сореля?
Грустный вид совершенно не соответствует хорошему тону, надо иметь вид не грустный, а скучающий. А если у вас грустный вид, значит, вам чего-то недостает, вы в чем-то не сумели добиться успеха. Это значит выставлять себя в невыгодном свете. И, наоборот, если вы скучаете, тогда в невыгодном положении оказывается тот, кто напрасно пытался вам понравиться. (Стендаль «Красное и черное»)
Казалось, это не просто платье, а нечто большее. Искусное кружево облегает тело и создает впечатление, будто кроме него больше ничего нет. Наряд начинает играть только на модели. Создается впечатление хрупкости, благодаря узорам, и некой тайны из-за темных цветов. Столь чарующие платье особенно понравилось бы Морису Метерлинку своим шармом и многозначностью, а изображение птицы могло бы стать вдохновением для написания одной из знаковых пьес символизма.
«- Синяя Птица мне просто необходима. Я ищу ее для моей внучки. Моя внучка очень больна.
— Что с ней?
— Трудно понять. Она хочет быть счастливой…
— Ах вот что!..»
(Метерлинк «Синяя птица»)
Сильная и независимая женщина – один из центральных лейтмотивов итальянского кутюрье. Слега агрессивный и в меру откровенный наряд бросает вызов привычному образу домоседки, открывая новые грани личности. Такая трансформация сознания особенно отразилась в Новой драме. Именно на рубеже XIX и XX веков – время Новой драмы – зарождается прообраз эмансипированной женщины. Особенно сильно это почувствовал норвежец Генрик Ибсен, поднимая в своей драматургии вопрос о положении прекрасного пола в обществе. Уж не такую ли Нору или Гедду Габлер представлял себе писатель?
Н о р а. Что ты считаешь самыми священными моими обязанностями?
Х е л ь м е р. И это еще нужно говорить тебе? Или у тебя нет
обязанностей перед твоим мужем и перед твоими детьми?
Н о р а. У меня есть и другие, столь же священные.
Х е л ь м е р. Нет у тебя таких! Какие это?
Н о р а. Обязанности перед самой собою.
Х е л ь м е р. Ты прежде всего жена и мать.
Н о р а. Я в это больше не верю. Я думаю, что прежде всего я человек,
так же, как и ты, или, по крайней мере, должна постараться стать человеком.
Знаю, что большинство будет на твоей стороне, Торвальд, и что в книгах
говорится в этом же роде. Но я не могу больше удовлетворяться тем,
что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об
этих вещах и попробовать разобраться в них.
(Генрик Ибсен «Кукольный дом»)
Платья Игоря Гуляева особенно понравились бы Блоку. Модельер прекрасно уловил дух модерна и элегантности. Кажется, что именно такой Прекрасной даме поэт посвящал свои стихи. Загадочная и томная, неуловимая, но запоминающаяся то ли девушка, а то ли виденье.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Текст: Анна Дякина