Изображая моду: история модной иллюстрации

4 сентября 2015, 15:25

Живет ли искусство fashion-иллюстрации в глобальных масштабах сегодня? Мы решили выяснить это и вспомнить пути развития.

Рисунки позволяют создать удивительную эстетику, которой невозможно достичь при помощи фотографии, что довольно точно продемонстрировали русские иллюстраторы на прошедшей Неделе моды в Москве. По ним можно узнать другую историю моды, они отражают индивидуальный, а не групповой взгляд на неё, в отличие от фотографии. Хоть сегодня этот вид искусства утратил часть славы и популярности, своей актуальности он не потеряет никогда.

Зарождение

История модной иллюстрации насчитывает более 500 лет, её прародителями считаются гравюры, появившиеся в XVI веке. На них изображались представители различных слоев населения в характерных костюмах. Ярким примером могут быть работы итальянского художника Чезаре Вечеллио.

Иллюстрация Чезаре Вечеллио

Иллюстрация Чезаре Вечеллио

Однако детально прорисованные изображения с сюжетом и композицией стали появляться в середине XVII столетия. Именно в это время во Франции, центре мировой моды, стали выпускать первые модные журналы (le nouveau mercure galant). На рисунках можно было увидеть дам и кавалеров галантного века в роскошных и дорогих туалетах. Каждое изображение снабжалось подробным описанием наряда (цвета, отделка, материалы), а также адресами поставщиков и магазинов, где все это можно было приобрести.

Иллюстрация XVII века

Иллюстрация XVII века

В XIX веке модные изображения приобрели новые стандарты. Теперь работали акварелью, которая отлично передавала нежное переплетение кружева, блеск шелка, атмосферу легкости и воздушности, а также молочную белизну кожи романтичной барышни того времени.

Иллюстрация XIX века

Иллюстрация XIX века

Иллюстрация XIX века

Иллюстрация XIX века

Иллюстрация XIX века

Иллюстрация XIX века

Иллюстрация XIX века

Иллюстрация XIX века

Иллюстрация XIX века

Иллюстрация XIX века

Расцвет

На рубеже XIX-XX столетий модная иллюстрация переживает подъем. Имена художников теперь известны не меньше, чем самих модельеров. Отдельного внимания заслуживает американец Чарльз Дана Гибсон. Он создал особый образ роскошной и загадочной красавицы, Gibson Girl, которому подражали дамы во всем мире. Однако настоящий расцвет наступает с началом 1910-х годов.

Иллюстрация Чарльза Гибсона

Иллюстрация Чарльза Гибсона

Иллюстрация Чарльза Гибсона

Иллюстрация Чарльза Гибсона

Немалое влияние на моду того периода оказал гениальный Леон Бакст. Его костюмы для балетов «Русских сезонов» Дягилева покорили и очаровали Париж. Создатели французской, а, соответственно, и мировой моды копировали его шаровары и тюрбаны, освободили дам от корсетов и ввели моду на роскошные и прозрачные ткани. Творения Бакста полны экспрессии, лёгкости, прозрачности и движения.

Иллюстрация Леона Бакста

Иллюстрация Леона Бакста

Иллюстрация Леона Бакста

Иллюстрация Леона Бакста

Иллюстрация Леона Бакста

Иллюстрация Леона Бакста

О революционных переменах в мире моды, происходивших в первую половину прошлого столетия публика узнавала благодаря талантам Романа Тыртова или Эрте и Жоржа Лепапа. Эрте, наш соотечественник, работал с Harper’s Bazaar, Vogue и Cosmopolitan. Лепап также создавал обложки для модных изданий и применял различные цветовые и декоративные решения.

Иллюстрация Эрте

Иллюстрация Эрте

Иллюстрация Эрте

Иллюстрация Эрте

Иллюстрация Эрте

Иллюстрация Эрте

Иллюстрация Эрте

Иллюстрация Эрте

Иллюстрация Жоржа Лепапа

Иллюстрация Жоржа Лепапа

Иллюстрация Жоржа Лепапа

Иллюстрация Жоржа Лепапа

Работы американца Джозефа Кристиана Лейендекера по сути являются законченными картинами, где вписаны модные мотивы времени. Но уже с 30-х годов иллюстрацию в журналах начала вытеснять фотография.

Иллюстрация Джозефа Кристиана Лейендекера

Иллюстрация Джозефа Кристиана Лейендекера

Иллюстрация Джозефа Кристиана Лейендекера

Иллюстрация Джозефа Кристиана Лейендекера

Новый образ, новая жизнь

Настоящим королём модной иллюстрации и рекламной графики прошлого столетия можно считать Рене Грюо. Друг Кристиана Диора, он первым передал линию знаменитого силуэта new look, а после являлся единственным иллюстратором модного Дома. Работы Грюо – это восхитительный и гармоничный союз графики и живописи, которому присущи особая динамика и интрига. Его чёткие и смелые линии и яркие краски отобразили модные шедевры Юбера Живанши и Кристобаля Баленсиаги.

Иллюстрация Рене Грюо

Иллюстрация Рене Грюо

Иллюстрация Рене Грюо

Иллюстрация Рене Грюо

Иллюстрация Рене Грюо

Иллюстрация Рене Грюо

Иллюстрация Рене Грюо

Иллюстрация Рене Грюо

Модная иллюстрация исчезла?

Вовсе нет. В наши дни блестящих талантов среди художников-иллюстраторов немало. Рубен Толедо, сотрудничающий с Vogue, Жюли Верховен, работавшая со многими дизайнерами и модными Домами, Мэтс Густафсон, ставший автором многих рекламных кампаний, или Дэвид Даунтаун, которого прозвали «новым Грюо», и многие другие. Цифровые технологии и компьютерная графики немало повлияли на fashion-иллюстрацию, именно поэтому здесь можно найти множество всевозможных стилей, техник и направлений. Однако живые линии будут существовать вечно, особенно в наш век машин, компьютеров и суперсовременных технологий, когда такие творения являются глотком свежего воздуха.

Иллюстрация Рубена Толедо

Иллюстрация Рубена Толедо

Иллюстрация Рубена Толедо

Иллюстрация Рубена Толедо

Иллюстрация Жюли Верховен

Иллюстрация Мэтса Густафсона

Иллюстрация Мэтса Густафсона

Иллюстрация Мэтса Густафсона

Иллюстрация Мэтса Густафсона

Текст: Александра Новикова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ